Перейти к основному содержанию

Главная      Фигурное вождение с переворотом

Фигурное вождение с переворотом

Тельман Кабдуллович Бейсенов - старейший сотрудник дорожной полиции ГУВД Алматы. Вот уже 36 лет запись в его трудовой книжке не меняется. Без него в своих поездках по городу не обходится даже президент Казахстана. Головной машиной кортежа главы государства вот уже десять лет бессменно управляет Тельман Бейсенов (на фото).

Сразу оговорюсь: при беседе с Тельманом Кабдулловичем выяснилось, что он очень скромный человек и о своей работе говорит неохотно. Разговорить нашего героя помог его бывший напарник, а ныне начальник дорожной полиции ГУВД Алматы Бахыт Емелович Айхимбеков.

- Никогда не забуду, как познакомился с Тельманом, - начал Айхимбеков. - Это было на соревнованиях по фигурному вождению, тогда он обошел меня по всем статьям. Чуть позже, когда мы уже стали работать в паре, к нам подошел один из тренеров автомобильного спорта Василий Тарабанько. Он предложил повысить уровень мастерства, пройдя его школу подготовки. Первый заезд мы ему проиграли, машину занесло. А вот в следующий раз мы оставили мастера спорта далеко позади. Тогда, впрочем, как и сейчас, каждый сотрудник дорожной полиции должен был мастерски владеть фигурным вождением. Могу вам одно сказать: если за рулем автомобиля сидит сотрудник дорожной полиции, обученный фигурному вождению, у преступника нет ни одного шанса уйти от погони.

- Тельман Кабдуллович, вам, безусловно, приходилось участвовать в погоне. Как это было?

- В конце 80-х годов мы совместно с Бахытом Емеловичем задержали около 50 угонщиков.

- При преследовании чувствуется азарт?

- Никаких сомнений! Это просто неописуемо. Высшее наслаждение от своей работы в данной ситуации ты получаешь тогда, когда догоняешь преступника, задерживаешь, и при этом ни один из задействованных людей не оказывается пострадавшим.

- Но не секрет, что мчаться на автомобиле с большой скоростью по улицам Алматы - смерти подобно.

- Для этого и нужны напарники, - поясняет Бахыт Айхимбеков. - Преступник, отрываясь от погони, нарушает все мыслимые и немыслимые правила. Находящемуся за рулем полицейскому нужно следить и за уходящей машиной, и за обстановкой на дороге. С напарником легче. Ты смотришь только налево, он - только направо.

- А если ситуация, когда ты один в патрульной машине?

- Но ведь по рации всегда можно вызвать подмогу, - парирует Тельман Кабдуллович. - Я расскажу вам об одном случае. Я и Бахыт Емелович, оказавшись в разных экипажах, догоняли машину с преступником. Вывели его на ул. Комсомольскую, думали, возьмем там, но не тут-то было - каждый раз подставляя машину, он не давал нам пойти на обгон. Выехав на Северное кольцо, я, подобравшись к нему как можно ближе, включил дальний свет, чтобы ослепить его. В этот момент Бахыт проскочил вперед, и мы зажали автомобиль с двух сторон. Этот прием называется клин.

- Вы здорово рисковали жизнью:

- Это наша работа. Но были случаи, когда мы действительно находились в одном шаге от смерти. Это произошло примерно в 1987-1989 годах, мы с Бахытом преследовали темно-зеленую "шестерку". Преступники завладели этим автомобилем, выкинув шофера прямо на проезжую часть.Мы догнали их в районе речки Большая Алматинка. Одного задержали сразу, а второй бросился наутек. Вот тогда в нас и стреляли в упор из ружья 28-го калибра. Бахыт побежал его догонять, и пока тот пытался перезарядить ружье, бросился на него всем телом. Как потом выяснилось, в результате падения он сломал себе ногу. После задержания мы спросили у преступника, хватило бы у него смелости стрелять на поражение в милиционера, на что тот ответил, что не зря носил с собой оружие и убил бы, несмотря ни на что. Тогда нам просто повезло, что он промахнулся. В ходе установления личности преступника обнаружилось, что мы задержали главаря банды, орудовавшей в нашем городе на протяжении долгого времени.

- В органах вы работаете уже давно. Помните свой первый выезд на ДТП?

- С того времени прошло уже тридцать с лишним лет. А помню, как вчера было. Возле цирка ГАЗ-24 столкнулся с автомобилем "Москвич-412". Я тогда впервые рисовал карту ДТП. Ушло минут 50, если не больше.

- Сейчас вы ведете машину непосредственно перед кортежем президента. Наверняка это большая ответственность?

- Это моя основная работа на протяжении вот уже десяти лет. Ответственность просто огромная! Все же это глава нашего государства, и я в эти минуты отвечаю за его жизнь. Но я же не один на дороге. Искренне восхищаюсь мастерством нашего командира спецбатальона Орынбасара Косанова. В нашем городе частенько проходят встречи на государственном уровне. И бывают ситуации, когда нескольким делегациям нужно ехать в разные концы города. Вот тогда в дело вступает Орынбасар Искалиевич. Он должен сразу всем обеспечить беспрепятственный проезд. Проверить, все ли в порядке на постах, и постараться организовать движение таким образом, чтобы на дорогах не возникли пробки.

- Я хочу дополнить ответ Тельмана Кабдулловича, - добавляет Айхимбеков. - Его работа - это не просто большая ответственность. Когда Тельман за рулем, он должен быть максимально собран. Конечно, в этот час на пути следования кортежа работают все наши полицейские. Но главная ответственность лежит именно на нем. Он должен видеть все, что происходит на дороге в радиусе 360 градусов.

- Тельман Кабдуллович, про вас ходят различные байки. В том числе и о том, что Нурсултан Абишевич как-то сказал вам, что на пенсию вы уйдете вместе с ним. Насколько это правда?

- Я не могу ни опровергнуть, ни подтвердить эти слова. Скажу одно: если бы президент мне не доверял, я бы работал на другом участке.

- Вы столько лет здесь трудитесь, но так и остались в звании старшины. Почему?

- Меня неоднократно повышали в звании, но я все время отказываюсь. Это не мое.

- Но какой же солдат не хочет стать генералом?

- Можно, я вам отвечу на этот вопрос? - подключается к разговору Айхимбеков. - Ему не нравится заниматься штабной работой. Он до сих пор выходит на дорогу, следит за правопорядком, обучает новичков. Он воспитал очень много офицеров, профессионалов своего дела.

- Раньше ваша профессия была одной из самых уважаемых. Сейчас отношение народа, особенно автолюбителей, в корне поменялось. Не обидно?

- Обидно, но что поделаешь. Нас зачастую считают "врагами". Но это не так. Мы поставлены на дорогу, чтобы бороться с правонарушителями. А они-то как раз нас и не любят. Хотя в каждой ситуации нужно учитывать и человеческий фактор. Каждый инспектор должен быть психологом. Бывают злостные нарушители - у них свое поведение, а бывает, человек нарушил, потому что так сложились обстоятельства. У меня был такой случай. На Капшагае девочка сломала руку, ее отец к тому времени уже выпил, но ему ничего не оставалось делать, как везти ее в больницу. Я, видя, что водитель превысил скорость, естественно, его остановил. Разобравшись, я сам сел за руль и довез девочку до больницы. В этой ситуации я просто не мог оштрафовать его.

- Не каждый совершит такой поступок. Бывает, что полицейский, идя после рабочего дня по улице и видя драку, предпочтет просто обойти ее стороной:

- Человек человеку рознь. Мне доводилось задерживать преступника после окончания рабочего дня. Я как раз стоял на светофоре неподалеку от автовокзала "Саяхат". По рации передали, что идет перехват. Разыскивается угнанный автомобиль. Я смотрю, а он мимо меня проезжает и сворачивает на проспект Суюнбая. Ну как я в такой ситуации мог ехать домой? Сообщив в штаб, что машина движется в таком-то направлении, я начинаю ее преследовать. На мои предупреждения водитель никак не реагирует. Стрелять я не могу - пистолет сдал. Что делать? Принимаю решение идти на переворот. Проехав примерно пять кварталов, я на полном ходу врезался в правую сторону машины угонщика, и он перевернулся.

- Он вам еще не все рассказал, - подхватывает Бахыт Емелович. - Мы тогда дежурили на "Медео", там проходили соревнования велогонщиков. Какая-то организация привезла на эти соревнования детей. Шофер "рафика" вышел, а дети остались сидеть. Мы увидели, что машина медленно катится с горы, видимо, тормоза были не в порядке. Тогда Тельман кинулся к своей машине и, обогнав "рафик", задней частью своего автомобиля заставил его остановиться. Тогда в нем находилось, по меньшей мере, 9-10 детей.

От себя хочется добавить, что Тельман Кабдуллович один из немногих, кто был награжден медалями "За безупречную службу" I, II и III степени.