МАСТЕРСТВО ТОЧНОГО ВИРАЖЕНИЯ
Ранним субботним утром, ожидая на автобусной остановке "четверку", чтобы добраться до АБК горно-транспортного предприятия компании, и пряча от порывов ветра с липкими снежинками лицо, не без сожаления подумал, что хорошо бы День работников автомобильного транспорта отмечать не поздней календарной осенью, а летом, когда дороги чистые - без снежных заносов и гололеда. В тот день наметили проведение конкурса профессионального мастерства между работниками подразделений предприятия.
- Вы из "Заполярного вестника"? -спросил меня один из пассажиров автобуса, сошедший вместе со мной наследующей после металлургического цеха медного завода остановке. Им оказался начальник службы материально-технического снабжения ГТП Константин Криницкий. Получив утвердительный ответ, он предложил следовать за ним, чем несказанно меня обрадовал - не надо было метаться по этажам здания административно-бытового комплекса в поисках места, где разместились участники первого (теоретического) этапа конкурса.
Миновав несколько этажей, мы поднялись в актовый зал, он был пуст, вдоль одной из стен стояло несколько клубных кресел и письменный стол - для жюри.
- У вас здесь танцы были? - спросил я у энергичного, мелькавшего то там, то здесь председателя конкурсной комиссии, одного из главных организаторов профессиональных соревнований, главного инженера ГТП Станислава Матовича.
- Да нет, - улыбнулся Станислав Станиславович, -проводили на прошлой неделе турнир по настольному теннису и стулья не успели расставить. К торжественному собранию по случаю нашего праздника обязательно всю мебель вернем на место.
Теоретическая часть заняла у конкурсантов около часа. Что ни говори, а баранку им крутить привычнее, нежели ломать голову над заковыристыми вопросами. Хотя знать Правила дорожного движения они должны как "Отче наш". Но многие задания бы -ли связаны с изменениями в федеральных законодательных документах. Например, пункт 12.1 Кодекса административных правонарушений гласит, что "за несвоевременное прохождение техосмотра снимаются государственные номера с автомобиля владельца". До 1 января 2004 года за аналогичное нарушение был предусмотрен только штраф. И много других моментов надо знать тем, кто управляет транспортным средством, тем более если это его работа. Пока дюжие мужики что-то сосредоточенно выводили на листках бумаги, нашлось время, чтобы поговорить со Станиславом Матовичем.
- Ежегодные конкурсы профмастерства можно назвать доброй традицией, которая сложилась в горно-транспортном предприятии, -сказал он. -Сегодня проводим уже в шестой раз. Победителями неоднократно становились представители автоколонны N6 из Кайеркана. И что характерно, остальные, глядя на них, подтягиваются в своем профессиональном умении. По итогам прошлых состязаний акценты сместились в сторону четвертой талнахскои и второй норильской автоколонн.
- А шеф будет сегодня на подведении итогов? -спросил кто-то из глубины зала, зная, что директор горно-транспортного предприятия Василий Степанцов отбыл на днях в командировку.
- Он вернется завтра, если погода будет летная, - пояснил заместитель директора предприятия по общим вопросам Михаил Чиж, который подоспел к завершению первого этапа конкурса. - Прошу вас, -обратился уже ко мне Михаил Селиванович, - отметьте в публикации, что помимо турниров по настольному теннису и мини-футболу, о которых вы уже сообщали в своей газете, в рамках спортивных мероприятий, посвященных Дню автомобилиста, мы провели соревнования по волейболу. Участвовало пять команд. Первое место заняли игроки автоколонны N6, второе - объединенная команда ремонтномеханических мастерских и а/к N1, третье - автоколонны N3.
Через несколько минут Станислав Матович уже зачитывал результаты первой части соревнований. Самым сильным в знании Правил и быстрым - отчитался через 1 минуту 48 секунд - оказался водитель автоколонны N4 из Талнаха Александр Васильев. Он и стал, скажу, забегая вперед, победителем конкурса. Кстати, талнахцы из одного и того же подразделения утерли нос остальным и забрали все три первых места. Второй - Василий Цымбалюк, третий
- Николай Александров, так и сохранили свои порядковые номера от начала до окончания состязаний. Можно сказать - повезло. Отчасти так оно и есть, но без труда, как известно... В этом, по словам Михаила Чижа, немалая заслуга начальника автоколонны N4 Николая Трушковского. Участники, допустившие более двух ошибок в теории, к следующему этапу не допускались. Из 15 человек таковых набралось четверо. Но все по порядку.
Народ потянулся на свежий воздух. Там на небольшой площадке перед зданием АБК, густо посыпанной граншлаком, уже расставлялись металлические вехи, условно обозначающие участки трассы
- "змейку", "коридор", "гараж" и "финиш". Схема маршрута, вычерченная на ватмане, была заранее вывешена на одной из стен актового зала и потом, перед стартом, была возможность познакомиться с ним "ногами". "При разработке трассы исходили из реальной дорожной ситуации и обстановки, которая может сложиться на стоянке", - пояснил Станислав Матович.
Первым сел за руль самосвала "КамАЗ" Александр Апраксин (а/к N6). Остальные водители, потоптавшись на неуютном холоде, потянулись в тепло припаркованного недалеко от арены действий автобуса "ПАЗ".
- На преодоление дистанции уйдет по 10-15 минут у каждого? - предположил я.
- Около двух минут всего-то, - услышал в ответ.
Так оно и вышло. По условиям фигурного вождения, штрафные очки начислялись: по 50 - за каждую сбитую стойку со стороны водителя и 25 - с правой стороны от него. За невыполненную фигуру снималось 300 баллов и столько же - за переезд финишной черты. Недоезд до нее, начиная с 5 см, стоил участнику по пять штрафных баллов за каждый последующий сантиметр. Диву давался, как габаритный грузовик лихо кружил между неустойчивыми столбиками, ни разу не задев хотя бы один из них.
- На работе еще и не такие кренделя приходится выписывать, - заметил один из шоферов, наблюдая за выступлением своих коллег через лобовое окно автобуса.
Большинству из участников хорошо знакомы " КамАЗы", на которых они трудятся в своих автоколоннах. Но в то же время, говорят они, каждая машина имеет свой норов. Как винтовку, нашли сравнение знатоки, надо ее "пристреливать" - то есть приноравливаться к управлению железной махиной.
Сдав вождение, автомобилисты, к слову, лучшие в своихподразделениях (где их также отбирали на конкурсной основе), опять поднялись в актовый зал, там ждал заботливо накрытый стол. "Подходите, подкрепляйтесь", - предлагал Михаил Чиж бутерброды и минеральную воду, которые после "дорожных" переживаний и уличного озноба пришлись кстати. Станислав Матович огласил список победителей и заверил, что награды они получат на торжественном собрании по поводу предстоящего профессионального праздника. Затем, после коллективного фотографирования - на память, у лидера минувшего конкурса Александра Васильева нашлось несколько минут, чтобы ответить на мои вопросы.
Оказалось, что Александр работает водителем всего пять лет. По его признанию, конкурсный "КамАЗ" более мощный по тяге, чем его машина, но и управлять им легче. В конкурсе профессионального мастерства он участвовал впервые, но очень хотел выиграть. Считает, что теоретические вопросы были совсем нетрудные. А самым сложным участком трассы ему показался "коридор", потому что, пока дошла его очередь, образовалась колея и он едва не задевал колесами вешки.
- Что значит для тебя твоя профессия? - поинтересовался я у Александра Владимировича.
- Мечтал о ней с детства. Хотя бы потому, что отец и дедушка были шоферами. И своего добился. Правда, не сразу. Этому предшествовала учеба в автошколе, а еще раньше - в норильском ПУ-105, где получил специальность плотника-паркетчика. Служба в армии, где была возможность взглянуть на жизнь со стороны, окончательно поставила точку в выборе моей профессии. Я не собираюсь останавливаться на достигнутом. Буду и дальше стремиться повышать профессиональное мастерство.
Закончив разговор, Александр Васильев поспешил вслед за своими товарищами к выходу. Внизу, возле АБК, их ждал служебный автобус, чтобы развезти всех по домам. Конкурс - дело хорошее и полезное, но бывает всего раз в году. А дело каждого рабочего дня для них - это новые производственные задания и неизъезженные километры норильских дорог.