Гонки по вертикали
НЕКОТОРЫЕ ФАКТЫ ИЗ ИСТОРИИ ЧЕМПИОНАТОВ МИРА ПО РАЛЛИ
1970-е Технический регламент самых популярных групп 2 и 4 ограничивал развитие гонок. Мощность автомобилей достигла 250 л.с., и повышать ее не имело никакого смысла. Задний привод не позволял реализовать большую мощность мотора. В 1979 году FISA (Международная федерация автоспорта) допустила в ралли автомобили с полным приводом, однако его плюсы не сразу стали очевидны всем автопроизводителям. Первым представила полноприводную модель Quattro компания Audi. Уже в одном из первых стартов финн Ханну Миколла на Audi Quattro показал время на девять минут лучше, чем победитель гонки. Следующий шаг FISA - создание нового технического регламента группы В. Инженерам предоставили свободу в выборе конструкции двигателя, трансмиссии, подвески, коробки передач. При изготовлении кузова разрешалось использование высокотехнологичных материалов - углепластика и кевлара. Первым автомобилем группы В стала Lancia Rally 037.
Преимущество Audi перестало быть подавляющим, после того как в категории В появился новый игрок - Peugeot 205 Turbo 16. Французы построили полноприводный автомобиль специально для победы в чемпионате мира по ралли. Пожалуй, все, что роднило 205 Т16 с серийным хэтчбеком, - решетка радиатора и дверные ручки. За три года участия в чемпионате 205-я выиграла шестнадцать гонок и принесла своим создателям два титула в личном и столько же в командном зачетах.
В 1986 борьба за чемпионский титул обострилась до предела: Lancia построила полноприводную модель Delta S4, мотор которой оснащался не только турбонаддувом, но и механическим нагнетателем. Свои спортпрототипы представили такие фирмы, как Renault (5 Turbo), Rover (MG Metro 6R4), Ford (RS200), Citroen (BX4TC). Раллийные автомобили становились все быстрее - еще в 1985 году Peugeot 205 Т16 промчался по формульной трассе Эшторил со временем, сравнимым с лучшими результатам болидов Formula 1! Соревнование в мощности моторов закончилось трагически. На португальском ралли Ford RS200 Жоакима Сантуша врезался в толпу болельщиков. Погибли 8 человек. А на Корсике погиб экипаж заводской команды Lancia - Хенри Тойвонен и Серджио Кресто. Автомобиль финна сорвался с дороги, полетел вниз по склону. Бензин в баке сдетонировал. От автомобиля и экипажа осталась одна обгоревшая рама. В 1987 году FISA запрещает группу В.
Машины группы WRC появились спустя 10 лет с момента запрета группы В. Стальной кузов делает автомобиль WRC гораздо тяжелее машин группы В, зато резко повышает безопасность. Современные гоночные автомобили оснащаются невоспламеняющимися топливными баками, совершенными системами полного привода, роботизированными коробками передач (гонщику не приходится выжимать сцепление). Стоимость болида класса WRC составляет не менее $500 тыс.