ИТОГИ СЕЗОНА-2004
Слухи о смерти "королевских гонок" сильно преувеличены
Минувший сезон вновь показал, что со здоровьем у "Формулы I" не все в порядке...
Как никогда острыми были приступы хронических противоречий между боссом "Ф I" Берни Экклстоуном и владельцами команд, между FIA и конструкторами шасси, моторов, шин. Нервная дрожь сопровождала спонтанные трансферы гонщиков. Спортивный и технический регламенты то и дело лихорадит. Все более патологическую форму приобретает зависимость "королевы автоспорта" от коммерческих инъекций.
Хотя в целом организм "Формулы Г явно отягощен финансовым ожирением, некоторые "конюшни" с трудом поддерживают свою жизнедеятельность. Да еще под конец сезона далеко не бедная команда "Jaguar" и вовсе приказала долго жить...
А как жить, если налицо полный иммунодефицит перед всесильным вирусом "Ferrari" и его основным разносчиком, практически непобедимым Михаэлем Шумахером?
Впрочем, слухи об умирании "королевских гонок" , как говорится, сильно преувеличены. На самом деле все не так уж плохо. Есть и оптимистичные симптомы. Чего стоит хотя бы борьба целого ряда стран за право проведения Гран-при на своей территории! А еще - растущее число желающих обзавестись собственной командой "Ф I"! А теперь подведем некоторые другие итоги прошедшего сезона...
Старты и финиши
Стартовая решетка заключительного этапа чемпионата мира 2004 года являла собой необычную картину: алой машине с номером "1" предстояло уйти в гонку одной из последних, опережая лишь болиды "Minardi". Если не знать результатов сезона в целом, можно было подумать, что сбылись кошмар болельщиков Михаэля Шумахера и заветная мечта всех остальных: могуществу "Ferrari" пришел конец и их место теперь - среди самых слабых участников "королевских гонок".
Однако "Гран-при Бразилии" оказался, можно сказать, случайной аномалией. Более того, если в 2003 году Шумахер едва не уступил титул чемпиона мира финскому "вундеркинду" Кими Райкконену, а Кубок конструкторов тогда чуть не уплыл из рук "Ferrari" к "Williams" , то нынешний чемпионат "красные" ознаменовали как никогда уверенным и ярким триумфом: 15 побед в 18 гонках, рекордные 262 очка при 119 у ближайших соперников, седьмой чемпионский титул (пятый подряд в составе "Скудерии") Михаэля, очередной вице-чемпионский титул Рубенса Баррикелло и шестой подряд Кубок конструкторов у "Ferrari"! Такого история "Ф I" еще не знала!
Справедливости ради отметим, что большую часть побед в этом сезоне Шумахер-старший одержал не столько в единоборстве с соперниками, сколько за счет продуманной, порой изощренной тактики. Если не удавалось захватить лидерство со старта, как это было в первых трех гонках, Михаэль редко ввязывался в борьбу с теми, кто оказался впереди, чаще предпочитая выждать на второй позиции, а то и дальше, когда соперник отправится на пит-стоп, после чего поддавал газу и выигрывал секунду на круге, а в результате без малейших проблем захватывал лидерство. А на "Гран-при Великобритании" стратеги "Ferrari" реализовали гениальную "обманку" , когда Шумахер заезжал на дозаправку отнюдь не с пустыми баками, что ввело соперников в заблуждение относительно истинного числа его пит-стопов.
Но прекрасные стратегия и тактика - совместный продукт Михаэля Шумахера и Росса Брауна - это лишь одна из составных частей феномена "Ferrari". Вот что сказал в беседе с автором этого материала бывший пилот итальянской команды, трехкратный чемпион мира Ники Лауда:
-Все топ-команды имеют примерно одинаковые возможности, чтобы построить лучшую машину и заставить ее ехать быстрее других. Но в "Ferrari" эти возможности используются наилучшим образом. То же и со специалистами. Во всех командах работают талантливые инженеры, но в "Ferrari - "лучшие. А главное, пожалуй, - в "Скудерии" , все определяет невероятно хорошая, отлаженная организация работы как всей команды в целом, так и каждого ее отдельного звена, начиная с Шумахера, который всех вокруг себя объединяет, и заканчивая обычной уборщицей. Все нацелены на решение одной общей задачи, все в полной гармонии сотрудничают, а не соперничают. Такого нет больше ни в одной "конюшне" , уж поверьте мне. Это всегда приносило плоды в виде побед в чемпионате.
Вопреки прогнозам аналитиков "Ferrari" в этом году не испытала серьезной конкуренции со стороны исконных соперников -"Williams" и "McLaren" , а также вошедшей в число топ-команд "Renault". Зато явно подтянулась дочерняя команда "Скудерии" -"Sauber" , и совсем уж на неожиданной высоте оказалась выступавшая доселе ниже среднего "конюшня" BAR, что и стало, пожалуй, главным сюрпризом сезона.
Фавориты и неудачники
Сезон был богат на интриги и скандалы, связанные с переходом гонщиков в другие команды, а порой с их уходом в никуда. Больше всего шума, пожалуй, наделала отставка Ярно Трулли из "Renault". Итальянец в этом году явно поймал кураж и достиг такой высокой формы, что в первой трети чемпионата даже затмил сенсацию прошлого сезона и надежду команды Фернандо Алонсо. Более того, по завершении этой трети он оказался единственным пилотом, вырвавшим хоть одну победу из рук Михаэля Шумахера.И именно в этот момент команда объявила, что отказывается от его услуг на следующий год!
После этого и мотивация Трулли, и уровень подготовки его машины сошли практически на нет, и руководство "конюшни" , не дожидаясь окончания сезона, выставило пилота за дверь, сославшись на какие-то смехотворные причины. Между тем Ярно всего лишь не захотел продлить контракт с менеджером. Но менеджером его был Флавио Бриаторе -спортивный шеф "Renault". И на желание гонщика выйти из-под его опеки ответил самым жестким образом.
Команда из-за этого тоже пострадала. Правда, Бриаторе, словно фокусник, вытащил из рукава козыря - Жака Вильнева, но и с ним игра не пошла. Одиннадцатое и два десятых места на финише трех гонок - это вовсе не то, чего ожидали от бывшего чемпиона. Общее мнение на сей счет выразил Ален Прост: "Честно говоря, не могу понять выбор "Renault" и Флавио Бриаторе. Я не удивлен, что Жак не заработал ни одного очка... Если ты так надолго отрываешься от "Формулы I, вновь добиться успеха чрезвычайно трудно. Когда я сам вернулся в гонки после годичного перерыва, проблем было больше, чем я ожидал". К этому можно добавить, что Прост все же смог сразу по возвращении завоевать чемпионский титул, а вот Ники Лауде в такой же ситуации это удалось лишь на третий год... В общем, третье место "Renault" в Кубке конструкторов вместо вполне вероятного второго можно назвать закономерным итогом увольнения Трулли. Жаль и Ярно: в команде "Toyota" при ее нынешнем уровне он, похоже, обречен на прозябание, а не на покорение высот. Равно как и Ральф Шумахер.
Тем более что в "Toyota" наблюдается какая-то невнятная чехарда со сменой пилотского состава. В позапрошлом году "конюшню" покинули Мика Сало и Алан Макниш. В минувшем сезоне та же участь постигла Кристиано Да Матту и Оливье Паниса. Причем если Паниса, не дав ему откатать последнюю гонку, хоть поблагодарили и подарили на память его боевую машину, то подававшего большие надежды, но не оправдавшего их Да Матту выставили за дверь посреди сезона, не удосужившись хоть как-то объяснить такое решение. А ведь сдается, что дела шли скверно в самой команде, а не конкретно у Да Матты. Впрочем, следующий сезон покажет. Остается надеяться, что Трулли и Шумахер-младший не станут очередными жертвами кадровых пертурбаций.
Бесславно закончил свою короткую карьеру в "Ф Г перспективный, как казалось по чемпионату "Ф-3000" , Джорджо Пантано - спонсоры просто-напросто отказали ему в поддержке, зато сменивший его в "Jordan" Тимо Глок блеснул, сразу же набрав очки. Удивил всех и венгр Баумгартнер, умудрившийся даже на "Minardi" заработать зачетный балл, но его дальнейшая судьба в "Формуле Г, равно как и судьбы Джанмарии Бруни ("Minardi"), Кристиана Клина ("Jaguar"), Ника Хайдфельда ("Jordan") и даже Дэвида Култхарда ("McLaren -Mercedes"), пока под большим вопросом. А недавнему неудачнику Антонио Пиццонии ("Williams"), заменявшему на нескольких этапах травмированного Ральфа Шумахера, на хорошей машине удалось, напротив, показать себя с выгодной стороны.
И безусловно, главным героем сезона можно назвать Дженсона Баттона (BAR), чей талант, похоже, наконец-то раскрылся в полную силу. Он не одерживал побед, зато практически постоянно поднимался на подиум и в итоге обеспечил себе третье место в личном зачете.
Болты и гайки
Перед началом сезона всю автоспортивную общественность удивила команда "Williams" , продемонстрировавшая новый автомобиль с необычным "раздвоенным носом - ""FW26". Настолько радикальных изменений в дизайне машин "Ф Г не знала давно. Инженеры предполагали, что такое переднее антикрыло, находящееся в "чистом воздухе" , не только максимально равномерно будет загружаться прижимной силой, но и внесет минимум возмущений в поток, обтекающий шасси в целом. Единственным недостатком нового носа называли уменьшение рекламных площадей. Однако первые же гонки показали, что "Williams" такая конструкция выигрыша не принесла - команда серьезно уступала в скорости и "Ferrari" , и даже "Renault" с BAR. От революционной новинки пришлось отказаться в пользу традиционного решения, после чего дела "конюшни" Фрэнка Уильямса пошли на поправку...
Ахиллесовой пятой "McLaren" стали моторы "Mercedes" , явно оказавшиеся не готовыми к работе в течение всего уик-энда и из гонки в гонку вспыхивавшие как спички. Мерседесовскому спортивному директору Норберту Хаугу пришлось признать, что конструкция нового мотора изначально была порочной из-за допущенной при разработке принципиальной ошибки. Отягощали ситуацию также проблемы с аэродинамикой и неудачи в попытках найти общий язык с капризными шинами "Michelin" , которые в этом году растеряли свое прошлогоднее преимущество над резиной "Bridgestone". Однако как только на трассы чемпионата выехала модернизированная модель "McLaren МР4-19В" , дела сразу пошли лучше. Доказательство тому - превосходные гонки Кими Райкконена в Спа, Шанхае и Сан-Паулу, в том числе одна победа.
Не обошлось без попыток найти лазейки в ужесточившемся техническом регламенте. Так, в "Renault" очень быстро и успешно нашли, как обойти запрет электронной стартовой системы. "Мы ожидали этого, - заявил технический делегат FIA Чарли Уайтинг. - Ведь запрещено лишь автоматическое электронное управление заслонкой и сцеплением, которые до достижения скорости 100 км/ч должны находиться под полным контролем пилота". Однако можно добиться примерно того же эффекта, если электроника будет следить, чтобы двигатель, в зависимости от покрытия трассы, подавал на колеса ровно столько мощности, чтобы болид при старте не пробуксовывал. С такого рода системами оптимизации старта, по словам Уайтинга, нет никаких проблем.
А вот команде BAR по требованию экспертов FIA пришлось распрощаться с чрезвычайно эффективным передним дифференциалом, которому во многом она и обязана своим феноменальным прорывом в группу лидеров. Но руководство "конюшни" и ее пилоты все равно остались довольны - ведь соперникам подобные эксперименты успеха вовсе не принесли...
В общем, сезон, вопреки продолжающемуся доминированию "Ferrari" и Михаэля Шумахера, выдался все же весьма интересным и насыщенным разного рода коллизиями. И на будущее приболевшей было "Формуле Г вполне можно поставить оптимистичный диагноз: "Жить будет!"
Графические материалы:
Результаты чемпионата в личном зачете
Материал доступен в бумажной версии издания.