Перейти к основному содержанию

Главная      ХЕРУВИМ С ПОДМОЧЕННОЙ РЕПУТАЦИЕЙ

ХЕРУВИМ С ПОДМОЧЕННОЙ РЕПУТАЦИЕЙ

Британия имеет славную историю в "Формуле-1": семь ее гонщиков одиннадцать раз выигрывали чемпионаты мира. Правда, с середины 1990-х, когда в "Уильямсе" побеждал Дэймон Хилл, страна - родоначальница автоспорта - громких успехов в "Больших призах" не знала: ни Эдди Ирвайн, ни Дэвид Култхард выше второго-третьего места в табели о рангах не поднимались. Но в начале этого года Британия наконец обрела новую надежду на то, что в скором будущем чемпионская корона в "Формуле-1" увенчает голову представителя Соединенного Королевства.

Воплощение этой мечты - 24-летний Дженсон Баттон. Русые кудри, голубые глаза, мальчишеская улыбка - эдакий английский обаяшка-херувимчик из графства Соммерсет. А еще гонщик Баттон исключительно одарен от природы. Он словно родился для того, чтобы сидеть за рулем гоночной машины. Даже имя у него соответствующее: британцы часто интересуются у Дженсона, не в честь ли известной марки спортивных автомобилей "Jensen" он назван. "Ничего подобного, - смеется Баттон. - Просто мой папа в молодости постоянно соперничал в ралли-кроссе с гонщиком по имени Эрлинг Дженсен. И, выбирая для меня имя, они с мамой решили, что сочетание "Дженсен Баттон" будет звучать очень красиво. А буква "о" вместо "е" возникла из-за случайной ошибки при регистрации". Дженсон с детства привык ходить в любимчиках. Младший, поздний ребенок в большой семье, он был баловнем папы Джона, мамы Симоны и трех старших сестер - Наташи, Саманты и Тани. Непоседливого и проказливого мальчишку с раннего детства притягивали к себе гонки, пятилетний малыш не отрывался от телевизора, когда там ревели моторами болиды или супербайки. Чтобы занять сорванца, папа подарил сыну на семилетие кроссовый мотоцикл и начал возить его на ближайшую к их родному Фрому мотокроссовую трассу. Дженсон освоил двухколесную машину мгновенно, зато у папы прибавилось головной боли. Мальчишка совершенно не знал страха и выделывал на мотоцикле такие коленца, что Джон при первой же возможности пересадил сына с двух колес на более устойчивые четыре, и Дженсон восьми лет от роду начал блестящую карьеру картингиста.

К тому моменту родители Баттона уже развелись. Дженсон и две его сестры остались с отцом. Джон положил все свои силы, средства и умения на то, чтобы дать ход спортивной карьере обожаемого сына. Он покупал ему карты, своими руками тюнинговал моторы к ним, возил парнишку на соревнования в разные регионы страны и за границу. Сочетание гонщицкого таланта мальчишки с организационными и пробивными способностями его отца дали великолепный результат. С 1989 по 1997 год картингист Баттон по несколько раз выигрывал все мыслимые соревнования в Великобритании, победил в итальянском первенстве, в 17 лет стал самым юным чемпионом Европы, позднее успешно выступал в британской "Формуле Форд" и "Формуле-3". Ну а потом... Потом вообще произошло чудо из рождественской сказки. Талант Дженсона заметил сам сэр Фрэнк Уильяме, владелец одной из наиболее титулованных конюшен "Формулы-1". После пробных тестов юниор получил место призового гонщика и стал напарником Ральфа Шумахера в "BMW Williams Fl".

В 2000-м двадцатилетний вундеркинд яркой звездой ворвался в мир "Королевских гонок". В свой дебютный год в "Уильямсе" Баттон на первый взгляд играючи овладел всеми премудростями "Ф-1", нисколько не потерялся на фоне опытного Ральфа, красиво боролся за очки в каждой гонке. Английский новичок мгновенно стал кумиром британской прессы, среди островных болельщиков началась настоящая баттономания. А у юноши от быстрого успеха и свалившихся на него огромных денег откровенно закружилась голова. При снисходительном попустительстве отца, считавшего, что его мальчик заслужил дорогие игрушки, Дженсон кинулся в омут светской жизни, начал приобретать особняки в Англии, роскошные квартиры в Монако, шикарные яхты...

Но год спустя "формульная" карьера Дженсона сделала неприятный зигзаг. Быть может, останься парень в "Уильямсе", он продолжал бы идти от успеха к успеху. Однако Фрэнк Уильяме в сезоне-2001 отдал место в своей команде чемпиону американской серии "CART" Хуану Пабло Монтойе: об этом контракте было договорено заранее, еще до появления Баттона на горизонте. Ну а Дженсон очутился в команде "Бенеттон", которая в тот момент никак не претендовала на лавры топ-конюшни. Машина у нее в тот год была неудачной, и, чтобы добиться результата, надо было вкалывать не покладая рук и выкладываться по максимуму даже без надежды на успех. И тут выяснилось, что преодолевать трудности юноша пока не научился... Просто потому, что никогда всерьез с ними не сталкивался! Джон Баттон на протяжении многих лет опекал сына, практически вел его по жизни за ручку, и карьера Дженсона складывалась очень гладко. Но в данном случае папа был бессилен помочь - сам Дженсон должен был проявить характер. Но эта задача оказалась ему не по силам. К слабой машине парень адаптироваться не смог и начал катастрофически проигрывать своему опытному напарнику Джанкарло Физикелле. Всего за год Баттон растерял все набранные прежде дивиденды. В кулуарах "Больших призов" даже стали поговаривать, что парнишка-то оказался дутым пузырем.

Во второй свой сезон в "Бенеттоне", переименованном в "Рено", Дженсон освоился, начал было оживать и даже демонстрировать проблески своей былой формы. Однако ему снова не повезло: он попал в жернова внутрикомандной политики. Шеф "Рено" Флавио Бриаторе отказал Дженсону в продлении контракта, чтобы заменить его собственным протеже - Фернандо Алонсо. И Баттон разом оказался у разбитого корыта: без контракта на сезон-2003 и без каких-либо перспектив. Два слабых сезона в "Рено" нанесли его гоночной репутации жесточайший удар. Казалось, его "формульная" карьера безнадежно пошла под откос - никто не хотел связываться с уволенным Бриаторе неудачником.

Никто... Кроме еще одного британца, Дэвида Ричардса. Новый руководитель команды "BAR Honda" был знаком с семейством Баттон давно, еще со времен картинговых триумфов юного гонщика, и решил рискнуть, предоставив Дженсону еще один шанс в "Больших призах". В сущности, Ричарде вытащил парня за шиворот из помойной ямы. Когда он впервые упомянул, что намеревается подписать контракт с Дженсоном, все крутили пальцем у виска. Даже многоопытный и могущественный владелец "Ф-1" Берни Экклстоун отговаривал Ричардса от этого шага, уверяя его, что Баттон бесперспективен...

Но Ричарде настоял на своем, заключив с Баттоном двухлетний контракт с преимущественным правом продления его еще на один сезон. Более того, представляя нового гонщика журналистам, он заявил, что именно на молодость и талант Дженсона подвластная ему команда будет делать долговременную ставку. Трудно судить, было ли то его заявление искренним или это был всего лишь ход во внутрикомандном конфликте между Ричардсом и звездой, а заодно и совладельцем "BAR" канадским гонщиком Жаком Вильневом. Так или иначе, Баттон в полной мере оправдал выданные ему Ричардсом авансы. Всячески обласканный в своей новой команде молодой англичанин воспрянул духом: уже в первый год выступлений за "BAR" он доказал, что может ездить не хуже титулованного Вильнева. А после ухода канадца, в сезоне-2004, Ричарде поставил на Дженсона, что называется, все деньги: молодому гонщику был создан режим максимального благоприятствования, вся команда работала на него одного. Достаточно сказать, что у его напарника по команде Такумы Сато машина ломалась в несколько раз чаще...

В такой комфортной атмосфере Баттон расцвел и начал выдавать результат за результатом: из первых двенадцати этапов сезона англичанин семь гонок закончил на подиуме и вышел на третье место в чемпионате. А поскольку природа наградила Дженсона не только талантом, но и недюжинным личным обаянием, а также очень полезной способностью сплачивать вокруг себя людей, в команде все до последнего механика вкалывали на него не за страх, а за совесть. В общем, Ричарде не мог нарадоваться на своего протеже. "BAR" наращивал обороты, боролся с командой "Renault" за второе место в чемпионате и рассчитывал через год-другой подняться вместе с Дженсоном на вершину "формульного" чемпионата. Никто в команде (да и в "формульном" паддоке в целом) не сомневался, что союз Баттона и "BAR" - это надолго. Дженсон по ходу сезона не раз публично заявлял, что видит свое будущее именно в этой команде. Да и в руководстве "BAR" предприняли соответствующие шаги: в июле команда реализовала свое преимущественное право на услуги Дженсона на 2005 год, поставив об этом в известность как менеджеров англичанина, так и официальные структуры ФИА. После чего в конце июля Дженсон с Ричардсом в очередной раз распили шампанское по поводу второго места англичанина в Гран-при Германии, и все команды на три недели отправились на каникулы... Казалось, в "BAR" царит полнейшая идиллия. Ничто не предвещало грозы.

Но уже в начале августа громыхнул контрактный скандал, равного по силе которому в "Ф-1" не было уже лет шесть. Команда "Williams" внезапно объявила, что в 2005-2006 годах Дженсон Баттон будет выступать в их рядах! "Мы приняли это решение после того как менеджеры Баттона связались с нами и известили, что опция "BAR" на Дженсона больше не действует", - объявил сэр Фрэнк Уильяме.

Для Дэвида Ричардса и его людей известие об уходе Баттона в "Williams" оказалось громом среди ясного неба. "Менеджеры Дженсона не раз сообщали мне, что он собирается оставаться с нами не только в 2005 году, но и еще на один год! - говорил потом Ричарде. - Когда с тобой поступают таким образом, это повергает в шок. У меня на фабрике 400 человек вкалывали не покладая рук день и ночь, а за это парень, который пожинал все лавры и пил шампанское, вдруг развернулся и оставил всех в дураках!"

Дженсон даже не соизволил сам объявить Ричардсу о своем уходе. Шеф "BAR" получил извещение о разрыве контракта от менеджеров английского гонщика, компании "Essentialy Sport", по е-мэйлу. На протяжении нескольких суток Ричарде и технический директор команды Джеффри Уиллис пытались связаться с Дженсоном, чтобы получить хоть какие-то объяснения "из первых уст", но мобильный телефон англичанина был отключен.

Что ж, гонщик вправе сменить команду, если считает, что в другой конюшне для него открываются лучшие перспективы - с карьерной или финансовой стороны. Но у человека зрелого и ответственного хватило бы духу самому объявить руководству об этом решении и мужественно принять все последующие громы и молнии. Но Дженсон, к несчастью, снова доказал, что крепкого мужского характера у него нет и в помине. Накануне скандала юноша предусмотрительно уехал из Англии и отдыхал на яхте своего приятеля, гонщика "Макларена" Дэвида Култхарда, в Средиземном море. Судя по всему, он получил от своих менеджеров и отца четкие указания: отсидеться в укрытии, пока не стихнет накал страстей... Злые языки утверждают, что для Дженсона его отец непререкаемый авторитет. Как папа скажет, так сын и сделает... Понимал ли молодой англичанин, что поступает, мягко скажем, некорректно по отношению к человеку, который фактически спас его карьеру? Кто знает?.. Но чего ожидать от незрелого, балованного мальчишки, пусть и чертовски талантливого, который в своей жизни мало что видел, кроме акульих нравов большого спорта? В том возрасте, когда другие молодые люди учатся жизни, он учился только гонкам... Шокирован был даже Берни Экклстоун. Будучи мастером политических игр и хитроумных интриг, хозяин "Королевских гонок" все же известен одной очень яркой чертой характера: уж если он вам что-то пообещал, его слово более прочно, чем десяток подписанных и проштампованных договоров. "Вся сделка была проведена на редкость глупо, и пусть даже юридические уловки позволяли Дженсону улизнуть от соблюдения контракта, он совершил неджентльменский поступок, пойдя на это! - недовольно констатировал Берни. - С моральной точки зрения Джен-сон был обязан остаться в "BAR". Но когда в дело вступают менеджеры, щедрые обещания и большие деньги, все моральные соображения куда-то испаряются..."

Как выяснилось позднее, менеджеры Баттона использовали в качестве лазейки для "побега" из "BAR" пункт в контракте Дженсона, позволяющий ему расторгнуть контракт с командой в случае, если не сможет заручиться безусловной поддержкой поставщиков двигателей из компании "Honda". Однако в "BAR" настаивают, что Баттон не имел права подписывать контракт с "Williams", поскольку уже был связан обязательствами с "BAR". Отмар Шафнауэр, вице-президент компании "Honda Racing", уверяет, что лазейка в контракте, на которую ссылаются менеджеры англичанина, была закрыта. Еще 23 июля японцы официально заключили долгосрочное соглашение с "BAR", а до этого "Honda" как минимум дважды подтверждала менеджерам английского гонщика, что она продолжит сотрудничество с командой.

Сейчас ситуация запутана до предела: на данный момент Баттон связан трудовыми соглашениями на 2005 год сразу с двумя командами, причем и "BAR", и "Williams" пытаются доказать, что именно их контракт является легитимным. Где Дженсон будет выступать в следующем сезоне, пока неясно. Дэвид Ричарде заявил, что "BAR" готов отстаивать свои права в суде... Скорее всего гонщик все же уйдет в "Williams", a "BAR" получит солидную материальную компенсацию. В наихудшем варианте Дженсону придется провести сезон на скамейке запасных, да и то навряд ли. Можно даже предположить, что в карьерном плане переход в "Williams" станет для него плюсом - опытная конюшня сможет обеспечить ему шанс бороться за чемпионскую корону. И когда он начнет побеждать, многие болельщики, шокированные сегодня его поступком, все ему простят. Но не меньше будет и тех, у кого некрасивая история навсегда оставит неприятный осадок.

Да, этот талантливый парень может стать чемпионом. Но лучезарный имидж Дженсона - славного парнишки из соседнего двора - для многих теперь непоправимо подмочен. Да и "Формуле-1" тоже нанесен еще один удар. Но скорее всего самого Баттона это не очень волнует. Вероятно, будущий чемпион считает, что Париж стоит мессы...

ФОТО:

- Папин баловень, Джексон в детстве был сорванцом

- Дженсон Баттон с отцом и боссом команды "BAR" Дэвидом Ричардсом после успешной гонки на Гран-при Бахрейна: на местном автодроме британец завоевал 3-е место (4 апреля 2004 года)

- В Англии обожают Баттона (во время парада болидов "Формулы-1" в Лондоне, б июля 2004 года)

- Дженсон с удовольствием погоняет и на старинном автомобиле (Сильверстоун, Англия, 15 июля 2001 года)

- Хочешь выступать в "Формуле-1" - посещай спортзал...

- ...и бассейн

- Баттон отдыхает в моторхоуме "BAR" после тестовых заездов (Испания, 21 января 2004 года)

- С лучшим другом - гонщиком "Макларена" Дэвидом Култхардом

- С подругой Луизой Гриффитс перед премьерой фильма "Человек-паук-2" в Лондоне (12 июля 2004 года)

- В обязанность гонщика-звезды входит и съемка с топ-моделями