Кому охота быть пятым колесом
В казахстанском автоспорте зреет раскол. Еще полгода назад весь автомобильный спорт страны представляла одна федерация - ФАМС РК. Около полугода назад появилась еще одна - АФК, желающая взять на себя эту функцию и уверенная, что ФАМС не справляется с обязанностями.
Проблема усугубляется еще и тем, что отечественные автокроссмены выступают не на том уровне, чтобы достойно представлять республику на международном уровне. Чуть лучше показывают себя мотокроссмены, но их результаты мало кому известны. Мотогонщики выезжают на соревнования в Китай, Узбекистан, но об этом не сообщается в газетах, их не показывают по телевизору. До сих пор никто так и не работает над популяризацией мотокросса. Очень похожая ситуация в картинге - мальчишки 10-14 лет занимают призовые места на соревнованиях в Кыргызстане, но вся их слава ограничивается пределами двора.
Итак, на сегодняшний день в Казахстане есть две федерации - Федерация автомотоспорта и Федерация автоспорта. Обе имеют лицензии на проведение соревнований внутри страны. Но борьба идет за аккредитацию, которая может быть выдана лишь в единственном числе. Она-то и дает возможность представлять республику на международном уровне. Этот эксклюзивный документ и стал яблоком раздора. Хотя корни конфликта гораздо глубже.
Как будет выглядеть авто- и мотоспорт в будущем, какова роль федерации в его развитии и, наконец, почему на данный момент федераций две, мы и попытались выяснить.
"Мне это не нравится"
Первое слово - Владимиру Бородину. Он президент Федерации автомотоспорта Алматы и области. Его организация представляет федерацию, появившуюся первой - Федерацию автомотоспорта РК.
- Как могут существовать одновременно две федерации?
- Законом это не запрещено, существовать могут обе. Но получить аккредитацию и право представлять Казахстан на международном уровне может лишь одна.
- Какая?
- По крайней мере мы зарегистрированы в ФИА (международная Федерация автоспорта. - Прим авт. ) с 1992 года. АФК - федерация, у которой другие взгляды на развитие спорта, - пока не зарегистрирована. Соревнования можем проводить и мы, и они, лицензия от нашего комитета по делам спорта при Министерстве культуры, информации и спорта есть и у них, и у нас. И сейчас в министерстве рассматривается вопрос, кто из нас получит аккредитацию на представление Казахстана на международном уровне.
Но дело в том, что просто нет денег, чтобы вывозить наших спортсменов на международные соревнования.
- Получается, что и острой необходимости в аккредитации нет?
- Пока лишь стоит вопрос, кто из нас ее получит. Наши соперники давят со своей стороны, мы со своей также прилагаем все усилия.
В нашей федерации уже есть спортсмены, которые давно занимаются. А у них много людей, которые лишь начитались книжек и о данном спорте мало что знают. Говорят: мол, вы живете неправильно, а мы сейчас порядки наведем.
- Между вами есть конфликт?
- Нет, конфликта нет. Но в любом случае враждуем. На наши гонки собирается уйма народу, а на их соревнованиях зрителей единицы. Багги у них были, а вот кузова - всего четыре (классы автокросса. - Прим авт. ). Мне не нравится девиз, с которым они вышли: "Мы наведем порядок в автокроссе" , потому что есть люди, которые делали автоспорт, благодаря которым он и поднимался.
Кто прав - время покажет. Эти люди - господа Коган и Иост (представители спонсоров прежних соревнований по автокроссу, члены АФК. - Прим авт. ), в том году мы с ними подписали договоры, но ничего от них не получили. И они собираются развивать автоспорт. Мое видение такое - нужно сначала заработать авторитет, а затем предлагать что-то свое. Считаю, что это неправильно, когда утверждают: мол, мы такие плохие, а они такие хорошие.
Кроме того, соревнования должны проходить по всей республике, во всех городах, где есть автокроссмены. И мы это делаем. А они: Когда я с ними работал, то поставил условие - соревнования должны проходить и в других городах республики. Но они отказались.
- Как вы думаете, у кого больше шансов получить аккредитацию?
- По закону должны получить мы, ведь у нас восемь филиалов по республике. Я думаю, если они получат, то только каким-то другим путем...
"Их не существует!"
Свое мнение по наболевшему вопросу выразил и первый вице-президент Автомобильной федерации Казахстана (АФК) Виталий Иост, представляющий в этой ситуации противоположную сторону.
- В чем конфликт?
- На мой взгляд, конфликта не существует. Все пытаются привести это к противостоянию двух федераций. Но я никакой проблемы не вижу. Автомобильная федерация Казахстана создана для того, чтобы упорядочить все то, что происходит в автомобильных видах спорта. Я работал в той федерации (ФАМС. - Прим ред. ), возглавляемой господином Актаевым. В течение года я привлекал спонсоров. Но кроме автокросса, получается, у нас ничего и нет. Картинг вообще никаким образом не относился к федерации. Странная ситуация получалась: соревнования проводились, раздавались звания и регалии на какой-то полулегальной основе.
Ведь что такое федерация? Это общественное объединение. В любом общественном объединении выбирается руководящий состав - совет по спорту в данном случае. Он прописывает правила соревнований, принимает спортивный кодекс и КиТТ (классификация и техтребования), организовывает комитеты по автомобильным дисциплинам, решает административные и другие проблемы, ведет работы с международными организациями. А была абсолютно ненормальная ситуация, отсутствовали регламентирующие документы. Ни технических требований, ни спортивного кодекса просто нет. В Международной автомобильной федерации Казахстан не представлен.
ФАМС появилась в 1992 году, зарегистрировалась в ФИА, заплатила членский взнос, но с тех пор денег от нее не поступало. Это абсолютно ненормальная ситуация, когда, работая с 1992 года, федерация не имеет ни своего счета, ни РНН. Только 22 января этого года ФАМС РК наконец-то обзавелась РНН и открыла счет. До этого де-юре ФАМС РК не существовала. О какой работе в этой организации могла идти речь?
Любое общественное объединение подразумевает в своих рядах членов этой организации. Но в ФАМС РК их просто нет! Есть президент и название. В чем еще нелепость ситуации: спортсмены жили одним видом спорта - автокроссом. Причем проводились соревнования в основном самими спортсменами и на их деньги.
И как было? Собрались пять человек в Алматы, решили - все делаем, как в России! Ничего не запротоколировали, ничего не записали. И регионы уже поставили перед фактом. А им деваться некуда, потому что большинство автомобилей находятся в Алматы. Сейчас, к счастью, страна нормально живет. И появились люди, готовые вкладывать в спорт деньги, получая от этого какой-то рекламный эффект. И рады бы работать, но с кем? Юридически подписать договор было не с кем. А мы хотим делать все нормально, по законам нашей страны.
Моя личная позиция: федерация - это общественное объединение, у его членов должно быть право голоса.
В конце года мы сели с ФАМС РК за стол переговоров. Приехал и Андрей Чередников, вложивший в автоспорт немало сил и денег. Но мы не смогли прийти к нормальному диалогу с президентом ФАМС Болатом Актаевым. Чтобы в дальнейшем нормально работать, мы и решили создать свою федерацию.
- Как вы думаете, у кого больше шансов получить аккредитацию?
- Не могу сказать. Прерогатива решения этого вопроса принадлежит комитету по делам спорта.
Кусок пирога
для победителя
Насколько в этом с виду чисто спортивном конфликте завязаны деньги и бизнес - судить сложно. Но тот факт, что обе федерации зависят от своих автомобильных спонсоров, являющихся между собой конкурентами, случайным назвать сложно.
И еще - стоит учитывать, что та федерация, которая получит аккредитацию, автоматически станет диктатором в автоспорте. И все серьезные вопросы будут решаться через них. Регламент, требования и прочая бюрократия отойдут под патронаж аккредитованной федерации.Аутсайдер сможет проводить соревнования лишь на местном уровне. И то под пристальным наблюдением победителя.
В любом случае одной из федераций достанется роль пятого колеса.