Перейти к основному содержанию

Главная      МУЖСКИЕ ИГРЫ

МУЖСКИЕ ИГРЫ

В 14 ЛЕТ ШМАКОВ "ОСЕДЛАЛ" "ЗАПОРОЖЕЦ" И БЕЗ ПРАВ И НОМЕРОВ ПРОЕХАЛ НА НЕМ ОТ МОСКВЫ ДО ПСКОВА

Ралли-рейды давно завоевали любовь среди настоящих мужчин. Площадкой для испытаний смельчаков обычно становятся песчаные пустыни и каменистые плато, горы и озера, ухабы и овраги. Пробитые колеса и оторванные капоты машин, заглохшие моторы и залитые водой карбюраторы не останавливают пыла гонщиков, как не пугает их перспектива кубарем слететь с обрыва, попасть в аварию, окунуться в нестерпимую жару и пыль, а в дождь - грязь и слякоть. "Это мужские игры с чистым адреналином, за которым мы и приезжаем на старт", - говорят смельчаки и садятся за руль.

КОРОЛЕВА АВТОСПОРТА

Именно так и называют внедорожную гонку - королевой. Дело в том, что ралли-рейды сочетают в себе элементы практически всех автоспортивных дисциплин - картинга, кольца, кросса, "Формулы-1", трофи, классического ралли. Этим они интересны и одновременно сложны: если в каком-то из перечисленных видов можно обойтись определенными навыками, то во внедорожных гонках необходим синтез различных умений и навыков.

Одна из специфик, отличающая ралли-рейды, скажем, от "Формулы-1" или классического ралли, состоит в том, что экипаж (пилот и штурман) едет по трассе вслепую. Дорожную книгу, так называемую легенду, выдают накануне старта, а любое предварительное ознакомление с участками дороги исключено. Поэтому во время гонки задача пилота состоит в том, чтобы максимально быстро довести машину до финиша, а задача штурмана - максимально быстро ориентироваться на местности, надиктовывать пилоту правильные направления движения и предупреждать о возможных опасностях.

Соревнования по ралли-рейдам подразделяются на три вида - в зависимости от длительности состязаний по времени и протяженности маршрута. Это ралли-рейд Баха, собственно сам ралли-рейд и ралли-рейд-марафон.

Итак, цель гонщика - как можно быстрее, с максимально возможной скоростью пройти скоростной участок по заданному маршруту, который проходит по пересеченной местности. Своей зрелищностью, неизвестностью, непредсказуемостью, элементами приключения вот уже более 30 лет ралли-рейды притягивают к себе многочисленных участников и болельщиков, среди которых есть и россияне.

ГОРЯЧИЕ РУССКИЕ ПАРНИ

Родиной внедорожных ралли-рейдов принято считать Францию, где ежегодно, начиная с 1977 года, от Эйфелевой башни стартует известная январская гонка "Париж - Дакар". Однако впервые внедорожный спорт был заявлен 35 лет назад в Америке, на границе с Мексикой. Место, где проходили первые официальные соревнования, именовалось Баха. Оно и дало название одному из видов соревнований по ралли-рейдам. Эта гонка также стала традиционной.

Несмотря на то, что в России аналогичные соревнования стали проводиться лишь с 1998 года, к тому времени повсеместно по стране - от Находки и до Питера - уже были созданы клубы, спортивные команды, которые организовывали нечто похожее на состязания по ралли-рейдам, но без строгого регламента и правил. Одновременно с этим предпринимались попытки спортсменов-одиночек атаковать международные гонки. И не напрасно. В 1988 году россияне впервые выехали на ралли-рейд Баха. В борьбу вступили наши "камазовцы", в итоге занявшие 2-е место. А в 1997 году мы стали победителями Кубка мира в категории Т1 (класс, включающий в себя заводские автомобили с минимальными переделками, без изменений в конструкции кузова и подвески). В 2004 году экипаж Сергея Шмакова, представляющего интересы России и, в частности, Истринского района, стал обладателем Кубка мира в классе зад-неприводных автомобилей.

На настоящий момент отечественный автоспорт в этой дисциплине достиг огромных результатов. Умелые, отчаянные, с огромной российской досаафовской школой пилотирования, горячие парни на трассах выдают настоящие чудеса вождения, вступая в борьбу с именитыми гонщиками планеты.

"ХУЛИГАН", ОТЕЦ ШЕСТЕРЫХ ДЕТЕЙ

Еще в школьные годы, в начале 80-х, у Сергея Шмакова была огромная мечта - водить машину. Когда ему исполнилось 14 лет, дядя подарил старый "Запорожец". Это была настоящая "помойка" - без двигателя, колес. Но мальчишка не отчаивался, больше того, вместе со своим другом-ровесником они задумали отремонтировать машину и поехать на ней в деревню к бабушке под Псковом. И что же? "Запорожец" завелся! Мальчишки благополучно проехали на машине без номеров, без прав 400 километров, свалились как снег на голову бабушке, половили рыбку, отдохнули и отправились в обратный путь. Но здесь уже ребятам пришлось нелегко. На очередном железнодорожном переезде машина треснула и в буквальном смысле слова сложилась напополам, сев днищем на шпалы. Не долго думая, пацаны вручную оттянули раненого "бойца", поддомкратили, привязали снизу шпалу, обвязали проволокой и - поехали. Через 5 км случилась новая беда - вылетели все передачи, осталась только задняя. И что же? Мальчишки развернулись и поехали в Москву задом наперед. Как ни странно, но им удалось проскочить почти полдороги, однако в конце концов машина умерла окончательно.

Сергей любит вспоминать эту историю, рассказывает ее, смеясь, но в то же время она очень показательна. Дикая воля к достижению цели, настойчивость, крепость характера до сих пор отличают Шмакова. А еще - авантюризм в хорошем смысле слова, без которого, как говорят его друзья, он не стал бы тем, кем он стал.

Потом были "Жигули", на которые сажал его отец, дни и ночи, проведенные под капотом, а в 1994 году Шмаков впервые попробовал себя во внедорожном виде спорта. Купил обычную машину, совершенно не подготовленную к подобного рода испытаниям, и отправился на любительские соревнования в Звенигород. Тогда еще ралли-рейда как отдельной дисциплины автодорожного спорта в России не было, она только зарождалась, но уже тогда Шмаков понял, что внедорожные гонки - его призвание. Первая же серьезная гонка, окончательно решившая его спортивную судьбу, была Баха "Селигер" в 1997-м. Это тоже был еще не чемпионат России, а своего рода отечественный Дакар. Туда Сергей приехал на охотничьем "уазике", и несмотря на то, что он не занял призового места, было ясно - у России появился серьезный боец.

Впоследствии "уазик" был сменен подготовленным автомобилем, на котором Сергей Шмаков уже участвовал в международных гонках. Делая все новые и новые успехи, не останавливаясь на достигнутом, россиянин мечтает о большом спорте. Лавры аса - автогонщика француза Жан-Луи Шлессера - не дают ему покоя, и в прошлом году на собственной машине он целенаправленно атакует знаменитость. В итоге Сергей обходит Шлессера и становится победителем.

В этом году Сергей Шмаков вновь участвует в розыгрыше Кубка мира. По итогам прошедших 2 этапов у лидеров в классе заднеприводных автомобилей Шмакова и Шлессера равное количество очков. На этой неделе Сергей едет в Марокко, дабы сразиться с участниками 3-го этапа. Перед его отъездом я задала Сергею несколько вопросов.

- Одновременно с Кубком мира проводится чемпионат России. Вы в нем не участвуете?

- К сожалению, часто российские этапы совпадают по времени с международными. Но я надеюсь, что мне удастся принять участие в одном из этапов Кубка России, который будет проходить в Калмыкии. Это очень красивый этап, отличающийся напряженной, захватывающей борьбой.

- Участие в международных соревнованиях не снижает вашего интереса к отечественным гонкам?

- По силе мастерства наши внутренние чемпионаты порой превосходят мировые. И острая борьба, которая обычно разворачивается на российских трассах, лучшим образом помогает оттачивать мастерство.

- Что помогает побеждать?

- Не что, а кто. Это моя жена Светлана, поддержку которой я всегда ощущаю даже за тысячи километров.

Супруга Сергея - самый надежный спутник и друг. Благодаря ей - все его спортивные и жизненные победы. Он счастливый семьянин, отец шестерых детей. Однако здесь важен и личностный фактор, неумолимое стремление к победе, сопряженное с бесконечными тренировками - по 6 часов в день.

Безусловно, нельзя не сказать о заслуге тренера. С первого дня появления в спорте Шмакова его партнером, компаньоном, напарником и наставником остается Валерий Хлебутин, чемпион России по ралли-рейдам 2003 года, выступавший на международных соревнованиях в первом составе сборной России в 2001 году.

- Сергей - талантливый пилот, хороший автослесарь, - говорит Валерий. - Не могу себе представить, чтобы какая-то машина в его руках не завелась, будь то экскаватор, бульдозер или легковушка.

На международных соревнованиях на наших спортсменов зарубежные соперники глядят с опаской, в них признают топ-пилотов мирового уровня. И каждый раз россияне заслуженно доказывают: не за горами время, когда абсолютное лидерство будет за нами.