Жажда скорости
Мастер спорта международного класса по автокроссу, неоднократный призер российских и мировых гоночных состязаний Виталий Дудин обучал экстремальному вождению Николая Фоменко, Максима Покровского и Дмитрия Певцова. С колыбели - за руль
Виталий Дудин впервые сел за руль, будучи пятилетним мальчишкой. И с того момента словно прирос к водительскому сиденью. Сейчас, по прошествии тридцати пяти лет, он не представляет своей жизни без автомобиля.
- Я родился в год Огненной Лошади, - говорит Виталий, - видимо, поэтому моя жизнь так беспокойна. Вся моя юность была посвящена спорту - с малых лет за рулем: бесконечные велосипеды, самокаты, потом картинг, мотоциклетки, папин автомобиль. Меня привлекало все, что имело колеса и могло двигаться.
Виталий привык ковыряться во внутренностях автомобиля и знал каждую деталь. Если дело касалось ремонта машины, соседи - взрослые мужики - спрашивали совета у сорванца. И ни разу не разочаровывались в его знаниях.
А вот учеба у Виталия Дудина оставалась на втором плане - поэмы наизусть не заучивал, да и задачки по физике решал без особого энтузиазма. Позже окончил техникум, следом - заочное отделение Омского автомобильного института и специалистом в области инженерии и экономики приехал в Тольятти. Приехал для того, чтобы заниматься автоспортом.
Аккуратный нарушитель
Тогда еще Дудин не знал, что станет гонщиком и будет брать штурмом неприступные трассы. Пока он спокойно работал механиком у разных пилотов. Два года парень по уши измазывался машинным маслом, менял колеса и готовил к стартам гоночные авто. Но только до тех пор, пока однажды не сел в собственноручно подготовленную "восьмерку" и с ветерком не пролетел по трассе. Тогда-то Дудин и понял, что вся его жизнь до этого была лишена адреналина, а его настоящее призвание - вот оно: гонки.
Так механик Виталий Дудин в 1995 году оказался за рулем "заряженного" гоночного автомобиля и взял свою первую высоту - титул чемпиона России по автокроссу. А дальше понеслось: бесконечные соревнования, пьедесталы почета, брызги шампанского. На зависть другим гонщикам Виталий Дудин разговаривал с машиной на ее языке...
На тольяттинских дорогах он никогда не попадал в ДТП, хотя если за сутки у него в кармане не накапливалась стопка штрафных квитанций за превышение скорости, значит, "день был прожит зря".
- Я езжу быстро, но аккуратно, - улыбаясь, говорит Дудин, - каждый постовой знает мою машину, и когда я в очередной раз оказываюсь в приемной начальника ГАИ, меня встречают как родного.
Об оружии и средствах передвижения
В 1997 году, когда Дудин попал в гоночную команду "ТоргМаш", он стал гоняться вместе с другим именитым гонщиком - Владимиром Бузлановым. Видимо, от него и перенял свою очередную страсть - любовь к оружию.
- Я всегда хожу с пистолетом, жизнь нынче неспокойная, - говорит Виталий. - Ну, нравятся мне эти мужские штучки - оружие, охота. Правда, сейчас на охоте бываю редко, но по выходным выезжаю на стрельбище - стреляю по тарелочкам.
Кроме автогонок и оружия в жизни Виталия находится место и для горных лыж, и для фристайла на гидроциклах. А вот жена Виталия, которая воспитывает двух дочерей, старшая из которых поступает в институт, а младшая учится в школе и занимается гимнастикой, предпочитает домашний отдых. Дочки же уже сейчас проявляют интерес к "колесным забавам", а старшая даже водит автомобиль.
Сам Дудин ездит на двух авто - "Шеви-Ниве" и "одиннадцатой". "Не люблю роскошь, автомобиль для меня - средство передвижения, - говорит он. - Машина нужна, чтобы доехать из пункта А в пункт В. У нас в Тольятти пока нет такого ажиотажа, как в Москве: если ты не приехал на важные переговоры на крутом "мерсе", значит, ты лох".
Кино, английский и черепаха
Дома у Дудина в коробке из-под часов спит черепаха, по диванам бегает кошка. Читает он техническую литературу, учит английский: приходится объясняться на специализированных терминах во время зарубежных гонок. В машине слушает музыку - не любит рекламу и розыгрыши. Свое отношение к кино Виталий определил так: "Кажется, что сейчас во всех фильмах снимаются одни и те же актеры, такое ощущение, что новых никуда не пускают, сложилась там своя тусовка, и правит она отечественным кинобизнесом".
Европа, Штаты и No smoking
Виталий за свою карьеру гонщика много где побеждал, стал даже призером знаменитого ралли "Париж-Дакар". Побывал он и в Европе, и в Штатах.
- Европа не впечатлила - только в России чувствуешь себя по-настоящему свободным человеком. Там везде инструктаж, правила на каждый случай жизни... Европейцы, что бы ни случилось, сразу звонят по "911" и ждут, когда за ними приедут и спасут. А наши привыкли надеяться только на себя и свои силы. Видимо, потому во время наводнения в Таиланде русских погибло очень мало, а вот среди европейце - тысячи жертв...
Конечно, Европа подкупает своей чистотой и обустроенностью, там не ходят по улицам с бутылкой пива в руках и сигаретой во рту. У нас был интересный случай, когда мы с командой гонщиков находились в Америке. Такое впечатление, что там курящие - люди второго сорта. Заходишь в любой ресторан, тебя спрашивают: "Вы курите?" В нашей команде был только один курящий, так вот нас рассаживали в роскошных залах с живой музыкой, прекрасным обслуживанием, с красивым видом из окна, а его отправляли в дальний задымленный зал, где обслуживали из рук вон плохо...
Жандармы - "папарацци"
Одно из ярких "французских" впечатлений Виталия - дорожные жандармы. Во Франции даже по магистралям запрещено ездить быстро - за превышение скорости могут и в тюрьму посадить.
- Мы ехали в сторону границы, как положено - 130 километров в час, - рассказывает Виталий. - Вдруг откуда ни возьмись "вырисовывается" местный "шумахер" на "Альфа-ромео" и начинает нас поджимать. Я давлю на газ, он устраивает соревнование. Из своего "BMW" выжимаю предел - смотрю, спидометр зашкаливает за 260. За десять километров до границы с Германией показался тоннель, и тут капоты наших авто поравнялись. Взглядом ловлю фигуры жандармов, которые над тоннелем с фотоаппаратом. Резко сбрасываю скорость, и парень на "Альфе" с победоносным кличем уносится вперед. Жандармы "щелкают" его на фотокамеру и бросаются в погоню...
Доезжаю до границы и вижу: на обочине одиноко стоит прижатая танком уже знакомая "Альфа-ромео", а рядом, на земле, лицом вниз, с растопыренными руками лежит тот самый парень, окруженный автоматчиками.
Звездные друзья
У Виталия много друзей среди "гонщиков от искусства". Например, шоумен Николай Фоменко, с которым они познакомились в 1997 году в Германии на гонках "Миллер-пилот".
- Фоменко приехал на соревнования неподготовленным и брал у меня уроки спортивного вождения. У Николая тогда был творческий кризис, его рейтинг сползал вниз, и менеджеры, чтобы исправить положение, предложили ему участвовать в "Гонках на выживание". Пару лет Фоменко покрутил баранку на опасных виражах, и ситуация резко изменилась: Николай буквально взлетел на вершины хит-парадов.
С Дмитрием Певцовым, который поначалу только бил машины, горел в них, портил двигатели, меня тоже связывают приятельские отношения. Мы часто встречаемся на гоночных трассах, банкетах. Говорим о том, о сем... Димка мне нравится, он не кичится своими гоночными успехами - всегда говорит, что прежде всего он актер, а гонки - так, хобби. Зато сейчас он входит в десятку первых гонщиков России.
А с Максом Покровским из "Ногу свело" мы просто хорошие друзья. Созваниваемся, интересуемся делами друг друга, иногда я помогаю ему освоить технику вождения. А первое наше знакомство состоялось в Питере, Макс сам подошел ко мне и попросил о помощи. Ну не понимаю я, говорит, почему машина не едет. И ведь он так и не понял до сих пор... Что ж, бывают люди, которым это просто не дано.