Ираклий Беселидзе: "Автоспорт может быть выгодным"
Интервью. Маркетинговые возможности автоспорта и его особенности в России "Ф." раскрывает генеральный директор Russian Autosport Marketing Ираклий Беселидзе.
- В чем заключается привлекательность российского автоспорта для крупных финансовых и промышленных корпораций России?
- В высоком показателе ROI (Return on investment), который достигается благодаря ряду факторов. Во-первых, это максимальная интеграция автоспорта в маркетинг. Например, как вы отличите футболиста от обычного человека? Правильно, по футболке, спортивным трусам, гетрам и бутсам. А как отличить гоночную машину от обычной? Конечно, по рекламным наклейкам.
Далее - высокая степень отработки спонсорских проектов в автоспорте. Все маркетинговые возможности автомобильного спорта хорошо изучены, и компания-спонсор может точно предсказать результаты проекта.
Целевая аудитория автоспорта -мужчины с высоким доходом - наиболее дорогая с точки зрения охвата через СМИ и наиболее сложная в плане воздействия на личное мнение. Эта аудитория состоит из личностей со своими персональными взглядами на жизнь, и воздействовать на их сознание - очень сложная маркетинговая задача.
Следующий фактор: высокая степень лояльности к спонсорам автоспортивных мероприятий. Во всем мире по показателю Brand Loyalty автоспорт является абсолютным лидером с результатом 72%! Для сравнения: на втором месте теннис - 50%.
Люди с интересом изучают все рекламные наклейки, которые есть на автомобиле любимого гонщика или команды, и мало того - с удовольствием платят деньги за сувенирную продукцию с гоночной символикой (неотъемлемой частью которой являются рекламные сообщения), то есть за возможность самим выступить рекламными носителями.
- По каким критериям можно оценить эффективность рекламы в автоспорте?
- Оценка эффективности спонсорских проектов - один из самых сложных и спорных вопросов не только в России, но и во всем мире. Как можно оценить в долларах, что Михаэль Шумахер рекламирует масло Shell? С точки зрения стандартных критериев оценки эффективности это рекламное сообщение ничем не отличается от простого сообщения: "Покупайте Shell!". Основной проблемой оценки является невозможность подсчитать стоимость такой нематериальной категории, как имидж.
- Как можно оценить уровень развития российского автоспорта и его привлекательность для инвесторов по сравнению с теми же "Формулой-1" и WRC?
- Для начала хотелось бы отметить, что WRC и особенно "Ф-1" - это автоспортивные мероприятия, стоящие особняком. И сравнивать их с российскими или даже западными чемпионатами не совсем корректно. "Ф-1" - это гламур, престиж, всемирная известность, высокие технологии, многомиллиардная аудитория, сумасшедшие бюджеты, сильные мира сего считают за честь иметь отношение к "Ф-1"!
Что же касается всех остальных автогонок, то здесь все прозаичнее и проще. Люди приходят посмотреть на гонки, поболеть за любимых гонщиков и команды. Но даже в этом смысле развитие российского автомобильного спорта находится на весьма низком уровне. Так уж сложилось, что он никогда не являлся у нас спортом N 1, и мы не можем похвастать никакими громкими успехами на международной арене. Кроме того, отечественное автомобилестроение тоже никогда не отличалось передовой инженерной мыслью и высокими технологиями. И самое главное - никто из видных партийных боссов никогда не увлекался автоспортом и не поддерживал его на высшем уровне. Из-за вышеуказанных причин отсутствовал ключевой для автоспорта фактор - финансирование на государственном уровне.
Следствием является отсутствие мало-мальски приличной гоночной трассы. А без трасс европейского уровня ожидать бурного развития отечественного автоспорта не приходится. Тем не менее, даже находясь на таком уровне развития, наш автоспорт может быть эффективным маркетинговым инструментом и решать те задачи, которые невозможно решить стандартными маркетинговыми инструментами.
- Какие виды автоспорта наиболее перспективны с точки зрения спонсоров и почему?
- Как показывает мировая практика, наиболее эффективными с точки зрения маркетинговых инвестиций являются автомобильно-кольцевые гонки. Они наиболее приспособлены для просмотра зрителями как вживую, так и по ТВ. Подтверждением являются огромные бюджеты, которые тратятся на АКГ всех уровней, начиная от картинга и заканчивая пресловутой "Ф-1".