НЕНУЖНОЕ - ЗАЧЕРКНУТЬ
Регина и дома постоянно рисует, просто не успеваем покупать краски!
Вы хотите, чтобы ваш ребенок учился музыке, рисованию, танцам, актерскому искусству, авиа- или судомоделированию, занимался спортом? Значит, вы не знаете, чего хочет наше государство
С 1 января 2005 года вступили в силу более ста поправок, внесенных в Федеральный Закон "Об образовании". Суть их в том, что финансирование работы педагогов и содержания образовательных учреждений передается исключительно в ведение регионов. Подобное решение стало закономерным итогом проводимой в течение последних двух лет оптимизации органов государственной власти и органов образования в том числе.
Помимо прочего, реформаторы коснулись и системы дополнительного образования, заботы о котором также перекладываются на плечи местного самоуправления. Существование школ, студий, кружков эстетического направления, станций юных натуралистов и техников, спортивные секций оказалось под вопросом. По этому поводу средства массовой информации уже давно бьют тревогу: не перегибаем ли мы в очередной раз палку, узаконивая рыночные способы выживания в сфере воспитания детей? Не получится ли так, что, экономя на детях, мы в итоге сэкономим на собственном будущем?
Или школы искусств, или изоляторы
Несомненно, для того чтобы вырастить из маленького несмышленыша полноценную личность, одной общеобразовательной школы недостаточно, с каким бы уклоном она ни была. Образование ребенка - это еще и школы специальные, кружки, секции, объединения - словом, так называемые учреждения дополнительного образования (УДО), куда загадывающие наперед родители спешат определить своего малыша как можно раньше. Чтобы он "был при деле" и не слонялся по улицам в сомнительных компаниях.
Пока еще дети и подростки от пяти до шестнадцати лет постигают азы искусств в художественных, музыкальных и танцевальных школах, занимаются в кружках при центрах детского творчества, ходят в походы в составе туристических секций. Будущих чемпионов и просто спортивных ребят растят в ДЮСШ. Причем все это практически бесплатно. Но надолго ли - при сложившихся обстоятельствах? Обновление закона встревожило как педагогов, так и родителей.
По мнению Веры Кузнецовой, начальника отдела воспитания и дополнительного образования управления народного образования администрации Приморского края, опасность и поднятый прессой шум несколько преувеличены. Дополнительное образование в Приморье в частности всегда финансировалось муниципалитетами: сейчас, дескать, узаконили обычный порядок вещей.
Мина замедленного действия скрывается здесь в другом. После ряда недавних реформ на муниципалитеты навалилась слишком тяжелая ноша: из местных бюджетов должны "питаться" и здравоохранение, и многоликая социальная сфера (включая решение наболевших вопросов с монетизацией льгот). В этом длинном списке неотложных нужд дополнительное образование стоит в самом конце - ему просто не смогут уделять должного внимания и соответственным образом финансировать.
"Я далека от мысли, что во Владивостоке и крае начнут закрывать учреждения дополнительного образования направо и налево, - говорит Вера Ивановна. - Если сегодня мы закроем клубы и секции, то завтра будем строить новые реабилитационные центры для наркоманов и изоляторы для малолетних преступников". Мысль верная, но когда у нас в стране последний раз одерживал верх здравый смысл?
Справка "Н"
Несмотря на демографический спад, в учреждениях дополнительного образования Приморья постоянно увеличивается количество учеников. На 1 января 2005 года в них обучались более 111 тысяч человек, то есть 48 % детей (по России - 46 %). Сегодня в крае действуют 120 УДО, в том числе детско-юношеские спортивные клубы и центры детского творчества. Во Владивостоке пока работают четыре школы искусств, три художественных, четыре музыкальных и одна хореографическая школа. В других муниципальных образованиях края их 78.
Этого любим, этого рубим!
Итак, взваливание образовательных забот только на местную казну означает, что муниципалитет теперь вправе решать, какие из учреждений ему содержать, а от каких избавиться. Кто станет крайним - неизвестно, поэтому уже сегодня многие УДО изо всех сил доказывают свою необходимость: наперегонки участвуют в конкурсах, проектах, выигрывают гранты.
Объективно - несмотря ни на какие гранты и пожертвования - ни одно из этих учреждений полностью себя обеспечить не сможет. Ведь во многих кружках и студиях с детьми занимаются абсолютно бесплатно. Родители, конечно, сдают деньги на необходимый реквизит и какие-нибудь "шторки" , причем, суммы зачастую бывают чисто символическими (сто рублей или "кто сколько даст"), но всех затрат на содержание зданий или помещений и прочие расходы эти "взносы" никогда не покроют. Плата за обучение в муниципальных художественных или музыкальных школах сегодня составляет всего лишь 300 рублей - по сравнению с коммерческими, например, танц-студиями для детей, это сущие копейки.
Но реформа ставит дополнительное образование в жесткие условия - существует риск, что ежемесячная плата значительно вырастет. Сегодня это уже происходит в некоторых муниципальных образованиях края. Например, музыкальная школа Лесозаводска вынуждена была с нового года объявить о новых расценках. Спустя всего две недели она потеряла более семидесяти учащихся, родители которых просто не смогли платить 800 рублей в месяц. Увы, но даже гораздо большая сумма не компенсирует зарплаты педагогов, не говоря об оплате электроснабжения, отопления и прочих коммунальных услуг. Более того, такой подход к решению проблемы, наоборот, приведет к скорой гибели и развалу учреждения.
Еще в начале прошлого года закрылась музыкальная школа N2 в Находке. Власти посчитали, что в районе и так "достаточно музыки" - рядом находятся музучилище (которое на деле - лишь следующая ступень обучения) и эстетические классы при общеобразовательной школе (там даже не учат основам игры на музыкальных инструментах)...
Вообще, как отметила Вера Кузнецова, в Приморье резко уменьшается количество платных кружков или студий. Если в 2002 году таковых в крае работало 32, то к 2004 году осталось только семь. Причина - абсолютная неплатежеспособность сельского населения. Если для жителей более благополучных Владивостока или Находки 300 руб. вполне подъемная сумма, то в районах края и такие расходы кажутся запредельными.
Непризнанный диплом
Музыкальные, художественные и хореографические школы к системе дополнительного образования были причислены только в 1991-1992 годах. В результате корочка, которую ребенок получает, оканчивая такую школу, кроме информации об имеющихся у него навыках и умениях, ничего не дает. Вот если бы у нас был принят соответствующий стандарт, эти школы приравнивались бы к учреждениям начального профессионального образования (ведь по сути, как отмечает Сергей Запорожец, они таковыми и являются), и их диплом давал бы выпускникам возможность продолжить обучение по выбранному профилю.
Помойка как источник для творчества
Недавно педагоги Владивостокского музыкального училища вернулись из поездки по Приморью - весьма удрученными. Большинство музыкальных школ в городах и райцентрах находятся в ужасающем состоянии. Юные таланты, многие из которых становятся победителями региональных и краевых конкурсов, вынуждены заниматься под протекающими крышами, в помещениях, больше пригодных для гаража, чем для музыкалки или художки.
Во Владивостоке дела чуть получше. После недавнего распоряжения городской администрации УДО получили возможность не отправлять те жалкие крохи, которые берутся за обучение, на погашение налогов, а оставлять для собственных нужд. Но этого, увы, не хватает на капитальный ремонт зданий и помещений, который необходим практически всем таким учреждениям в городе.
Не хватит этих средств и на крупные приобретения - на те же музыкальные инструменты. Цена одного только концертного рояля зашкаливает за 700 тысяч рублей! Для декоративно-прикладного творчества кружкам и клубам необходимы материалы. Порой доходит до смешного: педагог собирает дощечки, фанеру, пеноплен и другие "стройматериалы" прямо на улице, на помойке - по дороге на работу. Эти преподаватели никогда не выбрасывают ненужных вещей - говорят, таких не бывает. Мол, творческий человек найдет применение даже пустому пастику из-под ручки. Ну да, особенно в наших условиях...
Не все так плохо?
Но, как заверил корр. "Н" заместитель начальника управления культуры и молодежной политики Владивостока Сергей Запорожец, администрация города уже разработала программу, направленную на сохранение и развитие учреждений дополнительного образования, и в бюджете на 2005 год особой статьей заложены на это средства.
А по словам Веры Кузнецовой, в краевой программе по борьбе с наркотиками, рассчитанной на 2005-2010 годы, включен раздел о поддержании детского дополнительного образования - в течение шести лет будет выделено порядка 6, 5 миллиона рублей.
И конь, и трепетная лань - все здесь...
События могут развиваться и по другому сценарию. Вот уже несколько лет учреждения дополнительного образования в Приморье чиновники постепенно объединяют в комплексы. Говорят, от недостатка средств.
В прошлом году такая реорганизация коснулась, например, Артема. Инициатором этого кощунственного по сути объединения выступило управление народного образования администрации города. Дом детского творчества, станцию юных натуралистов, центр детского и юношеского туризма, а также городской методический кабинет - согласитесь, организации абсолютно разного профиля - объединили в нечто под названием "Центр творческого развития и гуманитарного образования". В результате появления на свет этого странного "конгломерата" прекратили свое существование многие популярные кружки. Пострадали не только дети, но и специалисты, настоящие профессионалы - волной прокатились сокращения. Развалился единственный в городе и один из лучших в крае детский театр - его режиссер и вдохновитель Вера Ковалевская воспитывала здесь талантливую детвору с середины 1970-х. Умер образцовый танцевальный ансамбль "Топотуха" , руководитель которого Светлана Шабельник, потеряв любимое дело, нынче работает диспетчером частного таксопарка.
Влиться в состав новоявленного центра отказалась только станция юных техников. Ее руководителю Александру Анистратенко чудом удалось отстоять станционную независимость. Сегодня это УДО выживает с трудом, не позволяя себе никаких излишеств. Занятия в кружках начального моделирования для самых маленьких (от девяти лет), дизайна для девочек, авиа- и судомоделирования, картинга, мотокросса ведутся бесплатно. "А иначе и быть не может! Наши, артемовские, дети просто не смогут платить за это обучение, - объясняет Александр. - Необходимые материалы, ткани, запчасти собираем всем миром, откликаются и помогают многие горожане".
Кстати, совсем недавно, 10 апреля, в региональном чемпионате по авиамоделированию, проходившем в Штыково, воспитанники Александра Анистратенко заняли второе место. Кто знает, может, именно на артемовской станции юных техников подрастают будущие Королевы и Туполевы. Ах, как будет гордиться Россия, когда наши космолеты, сконструированные взращенными в российской провинции талантами, первыми достигнут иных галактик! А может, право на гордость получит Америка - как сложатся судьбы наших детей из "поколения реформ" , уж точно не знает никто...
Талантам нужны первооткрыватели
Педагоги дополнительного образования - люди особенные. В большинстве своем это настоящие энтузиасты, любящие детей искренне и бескорыстно. Если в общеобразовательной школе ребенка могут принудить, заставить учить предмет, то здесь педагог должен быть интересен как личность, уметь увлечь мальчишку или девчонку искусством, которое преподает. Любое грубое слово - и завтра ты просто можешь остаться без работы, они к тебе на занятие больше не придут!
В таких учреждениях занимаются и дети из неблагополучных семей, социально запущенные, на которых все махнули рукой. Мол, что с тебя вырастет? Дорога тебе вслед за папашкой в тюрягу!... Но нередко хулиганистый двоечник со временем меняется на глазах. Становится менее агрессивным, спокойным, усидчивым. И преданным тому, чьи любовь и участие вдруг ошеломили его...
"Мы не вешаем ярлыков и не ставим штампов на наших детей, - рассказывает Наталья Чуприна, исполняющая обязанности директора Центра развития детского и юношеского творчества Первомайского района Владивостока. - Здесь неблагополучный ребенок, возможно, впервые слышит похвалу в свой адрес, учится уважать себя. Когда у него появляются проблемы, он, боясь наказания, не всегда может рассказать об этом родителям, и за советом обращается к нам".
В центре и четырех филиалах при нем нынче совершенно бесплатно постигают азы разных искусств более трех тысяч детей. Здесь функционируют 211 кружков и не счесть талантливых преподавателей, старейшей из которых - Ольге Горбуновой - в этом году исполнилось восемьдесят лет! К ней на занятия по шахматам стекается детвора со всего Первомайского района. В центр принимают детей от шести до семнадцати лет, но к бабушке-шахматистке бегут и пятилетние малыши, и бывшие великовозрастные ученики, вернувшиеся из армии. Потому что Педагог - именно так, с большой буквы...
Искусство требует средств
Эстетическое образование сегодня - удовольствие не из дешевых. Если взглянуть на прилавки магазинов и подсчитать, сколько придется потратить родителям на необходимый для обучения реквизит, то сумма получится впечатляющая.
В музыкальной школе траты такие. В первую очередь это, конечно же, инструмент. Бывшие в употреблении пианино, скрипку, виолончель сейчас можно купить минимум за две тысячи рублей. Новенький качественный инструмент, например пианино, стоит от 30 тысяч рублей. Ноты - еще один атрибут, необходимый ученику музыкалки, сегодня подорожали - более 200 рублей. Начинающему потребуется не менее трех нотных тетрадей.
Если ваше чадо поступило в художественную школу, потратиться придется значительно больше. Это только в песнях поется о бедных художниках. На самом деле художественное образование - самое дорогое в сфере культуры. Только на краски придется выделить минимум 300 рублей. А еще несметное количество карандашей, ластиков, пластилина, бумаги формата А3, ватманов, цветной бумаги для аппликаций! И самое главное - кисти. Чтобы собрать приличную коллекцию кистей, которую придется пополнять довольно часто, нужно не менее 500 рублей.
Обучение танцам - тоже весьма затратно. Специальное трико и купальники для девочек, комбинезоны и репетиционные одежды для мальчишек - от 400 рублей и выше за каждый перечисленный предмет. А костюмы для выступлений нередко шьют сами родители вместе с педагогами, извлекая из закромов и переделывая старые вещи либо покупая новые ткани - цены на них можно узнать в любом магазине мануфактуры.
Комментарий
Виктория Базарова, психолог:
- Ребенок - будто глиняный сосуд: если мы туда ничего не вольем, из него нечего будет пить. Творчество дает нашим детям возможность летать! Учит чувствовать красоту, быть общительными, коммуникабельными, не бояться окружающего мира. Рисование, лепка не только развивают воображение, но и успокаивают, снимают раздражительность и агрессию. Есть такая замечательная пословица: если руки и мозги ничем ни заняты, их занимает сатана. Увлеченный ребенок, скорее всего, избежит дурного воздействия улицы. Но во всем надо знать меру. Встречаются родители, которые загружают свое чадо всем, чем можно, с самого раннего детства, а в результате в глазах такого ребенка тоска, в душе - депрессия... Не стоит бежать за модой - настоящая мать та, которая знает, что нужно ее малышу.
Марина Николаевна, мама пятилетней Регины, которая занимается в детской эстетической студии при муниципальной художественной школе N 3 Первомайского района:
- Моя дочь сюда приходит с удовольствием. Регина и дома постоянно рисует, просто не успеваем покупать краски! Ее картинки выделяются и в детском саду: твердые линии, яркие солнышки, люди, море... Девочка за этот год и сама изменилась, она по-другому воспринимает мир. Идем из садика, а она останавливается, смотрит на закат и говорит: "Мама, посмотри, как красиво!" Мы еще занимаемся и народными танцами. Хотелось бы попробовать все! Но решать будет ребенок, главное - ее интерес и желание заниматься... Я уверена: нынешняя реформа образования просто кощунственна! Сколько талантов останутся нераскрытыми! Молодежь будет расти, как сорняк: куда ветер дует, там и окажутся... Волей-неволей начинаешь страшиться за будущее своего ребенка, ведь хотелось бы дать дочке такое образование, к чему она наиболее способна...