Перейти к основному содержанию

Главная      ПЕРЕХОД НА КОЛЬЦЕВУЮ ЛИНИЮ

ПЕРЕХОД НА КОЛЬЦЕВУЮ ЛИНИЮ

РОССИЙСКИЕ КОМАНДЫ ВЛИВАЮТСЯ В САМЫЕ ПРЕСТИЖНЫЕ АВТОГОНКИ МИРА

Апрель - месяц, когда в Европе начинается сезон автогонок. В этом году, по мнению корреспондента "Ъ-Спорта" Алексея Доспехова. у российских болельщиков есть все основания начать внимательно следить за тем, что происходит в зарубежных кольцевых сериях.

"Формула" для лучшего пилота Ferrari

Начать, естественно, необходимо с того, что мечты наших любителей "Формулы-1" о появлении в самой дорогой и престижной гоночной серии российского пилота близки к осуществлению как никогда. Ближе даже, чем в 2002 году, когда контракт с Minardi заключил Сергей Злобин, так, к сожалению, и не поменявший статус тест-пилота на статус пилота призового по ряду не зависевших от него причин финансового характера (как гонщиком шеф команды Джанкарло Минарди россиянином был доволен и, говорят, совсем не исключает, что тот еще погоняется за "конюшню").

Совсем реальной мечта стала, когда в конце прошлого года компания Midland объявила о создании русской команды в "Формуле", а вслед за этим, опережая график, согласно которому она должна была появиться только через сезон под названием Midland F-1, выкупила Jordan. Пока, правда, за него выступают индиец Нараин Картикейан и португалец Тиагу Монтейру. Но вот официальным тест-пилотом стал россиянин - 23-летний Роман Русинов. И ничего странного в том, что владельцы Midland Алекс Шнайдер и Александр Радунский обратили внимание именно на него, нет.

Дело в том, что этот пилот преодолел практически все считающиеся обязательными для попадания в "Формулу-1" ступени. В 1999 году он прошел конкурс на поступление в известную французскую гоночную школу La Filiere.Потом участвовал в соревнованиях "Формулы Renault", британской "Формулы Palmer Audi" (в ее чемпионате трехлетней давности он занял третье место), европейском первенстве "Формулы-3000", гонке спортпрототипов "1000 км Ле-Мана".

В "Формуле-1" есть центр, занимающийся подготовкой молодых пилотов, которые еще не попали в серию, но обладают солидным потенциалом. Их не больше двух десятков. Так вот, Русинов попал в число избранных. Он регулярно получал из центра расписание приоритетов в тренировках. Такое внимание в общем-то уже само по себе показательно.

Наконец, в минувшем сезоне Русинов первым из российских пилотов выиграл достаточно престижную международную серию Le Mans Endurance в составе команды JMB Racing, являющейся, по сути, подразделением Ferrari. О том, насколько тесны ее контакты с основной "Скудерией" и насколько там внимательно следят за успехами "филиала", можно судить хотя бы по тому факту, что пилоты и сотрудники JMB Racing 18 февраля были приглашены в Galleria Ferrari в Маранелло на церемонию вручения призов по итогам сезона. Там Жан Тодт вручил Русинову серебряный кубок как ни много ни мало лучшему пилоту Ferrari 2004 года.

Остается лишь вопрос, когда Роман Русинов выйдет на старт Гран-при - то ли уже в нынешнем чемпионате, то ли когда

Jordan станет Midland F-1. Сам он считает, что это, может быть, даже хорошо, что его сразу не включили в число призовых пилотов Jordan: появилась возможность спокойно в течение года набираться опыта. На тех же тестах или в других сериях - к примеру, очень популярной в Европе FIA GT. На прошлой неделе Русинов заключил контракт на участие в ней с JMB Racing: он будет выступать теперь на машине Maserati МС12. "Понимаете, моя цель - не просто проехать в "Формуле" пару этапов, - объяснил он, - а закрепиться в ней. А для этого лучше пройти еще какую-то подготовку".

Антиформулисты

В среду в Москве прошла, можно сказать, историческая презентация. Историческая, потому что на ней была представлена первая чисто российская команда в элитной серии - FIA GT. Владельцы Jordan тоже позиционируют свою команду как русскую. Но пока, повторим, в ней нет ни одного пилота из России, и воспринимать ее в таком качестве довольно тяжело. А в Russian Age Racing две трети состава будут нашими. На Ferrari 550 Maranello, подготовленную при поддержке авторитетной английской команды Cirtek Motorsport и не менее авторитетного автоспортивного ателье Prodrive, поедут Алексей Васильев, Николай Фоменко и француз Кристоф Бушу.

Кто-то, конечно, заметит, что в принципе сравнивать "Формулу-1" и чемпионат FIA GT - несусветная глупость: чересчур разные по статусу серии. И будет не прав. Да, в России чемпионат FIA GT пока на порядок уступает по популярности чемпионату "Формулы-1" (хотя выступающие в нем российские гонщики уверены, что их чемпионат гораздо жестче, честнее и вообще интереснее "Формулы"). Но в Европе картина совсем другая. Этапы этой серии, проводящиеся, кстати, в основном на "формульных" трассах, собирают по 250-300 тыс. зрителей. Суммарная телеаудитория, смотрящая серию по каналу Eurosport, составляет около 200 млн человек, а показываются гонки в более чем 100 странах мира. И бюджеты команд здесь пусть и уступают бюджетам в "Формуле-1", но смотрятся солидно - цифрой $10 млн на сезон в

FIA GT по крайней мере никого не удивишь. И не удивишь громкими именами. В нынешнем сезоне, например, соперниками россиян будут выступавшие в свое время в "Формуле-1" португалец Педру Лами и австриец Карл Вендлингер.

А главное, у этой серии, если так можно выразиться, положительная динамика. Если хозяину "Формулы-1" Берни Экклстоуну приходится сегодня думать о том, как спасти свой чемпионат от раскола, то хозяину FIA GT Стефану Рателю - о том, как сделать так, чтобы рост его популярности оставался столь же бурным. Разница, согласитесь, чувствуется.

И еще один момент, позволяющий считать сопоставления Jordan/Midland и Russian Age уместными. Русская команда в "Формуле" - это проект, на первой стадии реализации которого цель добиться больших именно спортивных достижений не преследуется; от Нараина Картикейана и Тиагу Монтейру не ждут стабильных попаданий в зачетную восьмерку. Русская же команда в FIA GT будет, в чем уже никто не сомневается, биться за подиум.

В пользу этого говорит многое - и репутация создателей автомобиля, и класс пилотов. Алексей Васильев и Николай Фоменко в FIA GT выступают дуэтом пять лет и постоянно прогрессируют (о том, что такое гонки для шоумена Фоменко - серьезное увлечение или блажь, сегодня уже никому не придет в голову спорить). Предыдущий сезон был в этом отношении особенно показателен. Выступая за команду Yukos Freisinger Motorsport, российские гонщики выиграли серию в классе N GT. Их новый партнер Кристоф Бушу - и вовсе суперзвезда: двукратный чемпион FIA GT, победитель 24-часовых гонок в Спа, Дайтоне и Ле-Мане. В общем, идеальная команда.

Правда, повторить прошлогоднее достижение им будет тяжело. Категорию N GT упразднили, а в GT-1 конкуренция выше. Но уже результаты тестов в Монце в конце марта не могли не внушить оптимизм - по итогам их первого дня Russian Age стал самым быстрым.

Одним основным, так скажем, чемпионатом и 11 этапами в его программе планы Russian Age на сезон не ограничиваются. Фоменко и Васильев поедут еще серию Le Mans Endurance, а также культовые "24 часа Ле-Мана". В прошлом году они стали первыми россиянами, принявшими участие в этой гонке, с которой не может по ажиотажу сравниться ни одна другая. Их "24 часа Ле-Мана" продолжались, правда, всего пять часов - до того момента, когда третий пилот Роберт Нирн въехал на глазах 500 тыс. зрителей в стену и разбил Porsche. Но и задачи во что бы то ни стало войти в призовую тройку тогда перед русским экипажем ведь не ставилось. В первую очередь Фоменко и Васильев стремились приобрести специфический лемановский опыт. Приобрели. Теперь, пользуясь им, попытаются подняться как можно выше в классификации.

Неизвестные звезды

Русинов, Васильев, Фоменко - это те фамилии, что сегодня на слуху. Но ими российское представительство в международных кольцевых гонках отнюдь не ограничивается. Более того, у России помимо Russian Age есть, чего многие наверняка не знают, еще одна довольно заметная на европейских автодромах "конюшня" - "ЛУКОЙЛ Рейсинг" - с двумя очень многообещающими пилотами в составе. Первый из них - Михаил Алешин - засветился в автоспорте, несмотря на юный (17 лет) возраст, уже в общем-то давно. Был призером солидных юниорских гонок вроде Margutti Trophy и Viking Trophy, финалистом чемпионата мира по картингу. В 2003 году стал гоняться в "Формуле Renault 2000" - серии, где, как известно, начинали многие пилоты, становившиеся впоследствии суперзвездами. Прошлогодняя победа Алешина на Winter Trophy в Италии говорит о том, что способности у него действительно немалые. Так что, может быть, надежды команды "ЛУКОЙЛ Рейсинг", собирающейся в нынешнем сезоне участвовать и в немецком чемпионате "Формулы Renault", и в Кубке Европы, на то, что первый пилот "конюшни" окажется на одном из турниров в числе призеров, возможно, не лишены оснований. Почему бы и нет, если Алешин уже досконально знает и машину, и трассы?

Любопытно будет понаблюдать и за его напарником Сергеем Афанасьевым. Хотя бы потому, что про этого гонщика, которому 17 исполнилось лишь в конце марта, говорят, что по физическим данным, по стилю вождения, по таланту он очень напоминает самого Фернандо Алонсо. Для Афанасьева, пришедшего в "Формулу Renault" через картинговые серии, этот сезон - великолепный шанс по-настоящему проявить себя.

Виталий Петров на три года старше лукойловцев. Пару лет назад на этого пилота, пусть он и не имел практически обязательного для попадания в хорошую команду и хорошую серию солидного картингового бэкграунда, обратил внимание известный в Европе менеджер, в прошлом пилот "Формулы-1" Винченцо Соспири. По рекомендации российских коллег он пригласил Петрова на тесты в свою команду EuroNova, выступающую в итальянской "Формуле Renault" и некоторых других сериях. И вдруг увидел, что этот русский - весьма быстрый парень, что после нескольких тренировок он в состоянии контролировать совершенно новую для него машину! В общем, повидавший всякое Соспири был приятно удивлен. И даже признался тогда, что считает: по своему потенциалу его подопечный способен этак через пару годков очутиться в "Формуле-1". Если, конечно, будет соответствующее финансирование, с которым в российском автоспорте, увы, беда.

Как водится, самые оптимистичные прогнозы не сбылись. В "Формулу-1" Петров не попал и этот сезон начинает в российских чемпионатах. Но это отнюдь не означает, что мечты о покорении мира или по крайней мере Европы забыты. Сотрудничество с Соспири продолжается (недавно Петров, кстати, побывал у него на тестах в Италии), а к августу для Петрова планируется подыскать команду в европейской серии "Формула-3". Это тоже шаг к первой "Формуле". А вместе с Петровым в этой команде может очутиться его сверстник Владимир Лабазов - чемпион России в классе Touring Light, выступавший в 2003 году в "Формуле BMW" (тоже, рассказывают, довольно одаренный пилот).

Еще одно соревнование, где в этом году может отметиться Россия, - это Кубок Европы в гонках кузовных автомобилей (или FIA ЕТСС), который пройдет 23 октября на знаменитой итальянской трассе Vallelunga. Допустят к участию в этих соревнованиях сразу десять гонщиков и автомобилей из России - по пять в классах Touring и Superproduction. Отобраны счастливчики будут по результатам российских чемпионатов. Но уже сейчас можно наверняка сказать, что среди них будут обладающие большим опытом выступлений в соответствующих категориях Григорий Комаров и Владимир Нечаев.

Это все, так сказать, то автогоночное настоящее, которым обладает Россия. Но есть еще и будущее, о котором мало кто пока знает по причине того, что состязания в картинге освещаются гораздо скромнее, чем тот же чемпионат FIA GT или даже "Формула Renault", хотя именно с картинга, повторим, начинают все будущие чемпионы.

Поэтому мало кто знает о 13-летних ребятах Евгении Новикове и Кирилле Овчаренко. А между тем они уже опережают ребят из стран с куда более крепкими традициями в области автогонок. В феврале на соревнованиях в Парме Овчаренко вообще произвел фурор, завоевав pole-position. Он должен был выигрывать и саму гонку, но сошел из-за поломки мотора, доказав тем не менее, что потенциал у российского автоспорта есть В