Нетепличная история
что построят в Таврическом саду кроме картинга и катка?
Таврический сад на глазах превращается в ударную стройку капитализма. Из киноцентра "Ленинград" делают центр досуга с картингом и боулингом. Рядом появился голубой забор с эмблемой "Газпрома" - там будет крытый каток. На сладкое обсуждается вопрос строительства жилья вместо цветочных теплиц. Первые два проекта уже реально запущены. Третий существует только в эскизе, вокруг него идет информационная война.
Потемкинский сад
В справочнике петербургских памятников истории и культуры Таврический дворец с садом занимает 12 пунктов. Главные памятники - комплекс дворца, дом садовника, оранжерея, сад с прудом и гидросистемой. В конце XVIII века князь Потемкин нанял английского садового мастера Вильяма Гульда, который придумал ось - канал, ведущий от Невы к дворцу, сквозной проход через парадные залы и зимний сад, выход в Таврический сад к искусственно созданному острову.
Идея оси стала разрушаться еще 150 лет назад, когда сад стал общедоступным. Затем Государственная дума переделала зимний сад в зал заседаний. Императорское общество садоводов построило себе выставочный зал. Советская власть пошла гораздо дальше. Из Пушкина перенесли Пальмовую оранжерею (теперь - выставочный зал "Цветы"), точнее, перевезли только металлические конструкции. Императорский выставочный зал превратился в кинотеатр. После открытия метро по середине сада пролегла народная тропа, через пруд пришлось перекинуть дополнительный мост. Единственное достижение - в довоенное время вход в сад был платным, на ночь ворота закрывали.
Эпоха детского парка имени Смольнинского района оставила на главной оси сада памятник пионерам-героям, бетонный кораблик клуба юных моряков, эстраду, пару павильонов и прочие прелести советского досуга. Позже на фоне березок поставили каменного Есенина и бронзового Чайковского (объяснили так: рядом улица Чайковского. Не важно, что она названа не в честь автора "Лебединого озера", а забытого революционера).
Картинг + каток
Трехсотлетие Петербурга отметилось закрытием кинотеатра "Ленинград" и странной историей с кооперативом "Цветы".
Здание бывшего государственного киноцентра продали за долги в частные руки. Вместо строящегося сейчас досугового комплекса могли построить отель. Что для сада лучше или хуже - неизвестно.
Чудесное появление крытого катка как подарка городу от "Газпрома" объясняется просто. Охраняемая КГИОП территория сада зафиксирована только ведомственным документом этого комитета. Грамотные газовики вышли на Минкульт и получили разрешение отрезать от охраняемой территории кусок, где нет недвижимых памятников. Под каток.
Скандал с цветами
Зато история с "Цветами" запутана, как растительность в джунглях.
По основной версии, в 2003 году недвижимость "Цветов" была продана на торгах. Она состояла из финских теплиц, которые появились в Таврическом саду в 1970-е годы (это было придворное хозяйство Смольного). Продажей занимались не городские, а центральные ведомства. По слухам, Пальмовой оранжереей, стоящей на углу Шпалерной и Потемкинской улиц, интересовалось одно федеральное министерство, но потом охладело к ней. В итоге теплицы купило некое ООО "Базис".
На заседании ландшафтной секции Союза архитекторов Санкт-Петербурга в январе 2005 года "Базис" обнародовал планы строительства жилья вместо теплиц. Эскизный проект изображает жилые и офисные здания высотой 17 метров.
Поскольку этот "Базис" больше нигде "не светился" и отсутствует в самых свежих телефонных справочниках, он, предполагают наблюдатели, создан специально для реализации "таврического проекта". В качестве потенциального инвестора называется холдинг "Веда" - один из крупнейших в России производителей алкоголя (владелец которого, депутат Госдумы Кирилл Рагозин, недавно погиб, катаясь на снегоходе).
Геннадий Кабанченко, генеральный директор "Базиса", заявил в комментарии для прессы, что назначение и параметры будущего объекта можно будет обсуждать только после появления градостроительного регламента. И назвал предназначенные под снос теплицы полуразрушенными. (Для справки: регламенты появятся не раньше 2006 года, после утверждения генплана Петербурга). Директор по связям с общественностью "Веды" Марина Балабанова сообщила "Городу", что холдинг будет обсуждать целесообразность вложения средств в предложение "Базиса" только после прохождения всех согласований. (Для справки: ни КГИОП, ни КГА этим проектом еще не занимались.
Тем временем выставочный зал "Цветы" в Пальмовой оранжерее продолжает работать. По просьбе "Города" ситуацию прокомментировал гендиректор "Цветов" Геннадий Кондратьев. По его словам, в ноябре 2004 года кооператив "Цветы" был реорганизован в ОАО "Цветы". Никакого банкротства не было. Из письма г-на Кондратьева следует, что "Цветы" не собираются сворачивать производство и намерены защищать свою деловую репутацию. Вопрос о нынешнем хозяине теплиц гендиректор оставил без комментариев, сославшись на коммерческую тайну.
В то же время г-жа Балабанова из "Веды" сообщила "Городу", что ей ничего не известно ни о кооперативе "Цветы", ни об ОАО "Цветы".
Сад победившего капитализма
Из всего сказанного следуют три версии. По первой, реализуется бизнес-план - снести живые теплицы и построить коммерческую недвижимость в выгодном месте.
Кстати, по мнению главного специалиста КГИОП, председателя совета по ландшафтной архитектуре Союза архитекторов СПб Андрея Реймана, Таврический сад, входящий в английские энциклопедии с середины XIX века, хорошо сохранился. Теплицы, пусть и более поздние, находятся в нормальном состоянии. Их следует сохранить: в век Просвещения выращивание экзотических растений было таким же обязательным занятием любого помещика, как и собирание живописи.
Вторая версия - цветочное хозяйство в Таврическом саду убыточно. Рано или поздно теплицы придется сносить и на их месте что-то строить. Очевидно, что за 200 лет и остальная часть сада далеко ушла от подлинного исторического облика. Значит, возможны радикальные перемены. Предприимчивые люди это предвидят и уже начали собирать необходимые бумаги.
Г-н Рейман признает, что деньги на поддержание Таврического сада требуются значительные, а ведающий им городской комитет по благоустройству занят дорогами и дворами. Ему не до тонкостей жизни двухсотлетнего сада.
Третья версия - цветочное производство в Таврическом саду прибыльно, что не дает покоя конкурентам, они роют "Цветам" яму.
Какая бы из версий ни реализовалась, понятно одно - деградация Таврического сада как ландшафтного памятника давно началась и будет продолжаться. И освоение сада в коммерческих целях практически неизбежно.