ХУАН ПАБЛО МОНТОЙЯ
КОЛУМБИЙСКИЙ БЫЧОК
Звезда "Формулы-1" Хуан Пабло Монтойя родом из Колумбии. У него репутация desperado - гонщика отчаянного, рискового. А фирменные хмурые взгляды исподлобья делают Хуана Пабло похожим на норовистого бычка. Сегодня он, один из самых харизматичных пилотов "Больших призов", стоит на пороге новой главы в своей карьере. Этой зимой Монтойя перешел в знаменитую команду "McLaren" и надеется, что ее "серебряные стрелы" приведут его к чемпионству...
Испанская трасса Каталунья - Монтмело прячется в холмах к северо-востоку от Барселоны. Мы - группа журналистов из России - приехали сюда по приглашению команды "West McLaren-Mercedes", чтобы, в частности, своими глазами увидеть, как обживается в британской команде ее новобранец Хуан Пабло Монтойя. 29-летний колумбиец только что перешел сюда из "Williams", где провел свои первые четыре сезона в "Формуле-1".
Нельзя сказать, что эти годы были для парня из Боготы неудачными. Он одиннадцать раз начинал гонки с поул-позишн, двадцать три раза поднимался на подиум, одержал четыре победы в Гран-при. Причем последнюю - в заключительной гонке сезона-2004 в Бразилии, обыграв своего будущего партнера по "McLaren" Кими Райкконена.
И все же Монтойя не прижился в "Williams" с его традиционно сухой и строгой атмосферой. Этим поспешил воспользоваться шеф "McLaren" Рон Деннис. И после очередного конфликта внутри "Williams" летом 2003 года (Монтойя тогда решил, что команда заставила его отдать победу в Гран-при Франции напарнику Ральфу Шумахеру) Хуан Пабло поставил свою подпись под контрактом с "McLaren" на 2005 год.
И вот Монтойя в "McLaren" - команде, которая когда-то привела к чемпионской славе кумира его детства - Айртона Сенну. Маленький, ладный, со стремительными, но плавными движениями - серебристая командная униформа ему очень идет. Вряд ли Хуан Пабло рассчитывает с первых же Гран-при за "McLaren" включиться в чемпионскую гонку - любому самому талантливому гонщику нужно время на адаптацию в новой команде. И все же Монтойя полон энтузиазма и мечтает о грядущих успехах в "серебряных стрелах".
Мне пообещали эксклюзивное интервью с Монтойей. Но первая возможность немного поболтать с колумбийцем выпадает даже раньше срока. И где - в салоне "мерседеса", несущегося по трассе Каталунья - Монтмело! "McLaren" преподнес своим гостям незабываемый подарок: Монтойя, Райкконен и тест-пилот команды Алекс Вурц покатали журналистов по трассе на мощных "мерседесах" AMG - эти кузовные автомобили хотя бы приблизительно дают представление о том, что ощущает пилот "Формулы-1".
Моим "шофером" оказался именно Монтойя. Монти вел себя раскованно - будто не звезда "Формулы-1" за рулем, а проказливый мальчишка. Хохотал, вдавливая педаль газа в пол на длиннющей стартовой прямой, азартно вопил во все горло, выворачивая из крутого поворота... Машину он контролировал идеально, но явно старался немножко попугать русскую журналистку. "Здесь мы на первой "Формуле" разгоняемся до 280 км/ч, а потом тормозим!" - перекрикивал он рев двигателя. И показывал, как именно тормозят. Да так, что я только охала от перегрузок. Наконец машина подруливает обратно к боксам. Заплетающимся языком благодарю моего "шофера" и с облегчением вываливаюсь из "мерседеса". Голова кружится, перед глазами все плывет... Нет, в гонщики я точно не гожусь!
...Два часа спустя мы снова встречаемся с Хуаном Пабло, уже в одном из помещений "McLaren" на автодроме, он по-прежнему пребывает в отличном расположении духа.
- Ты выглядишь расслабленным и довольным. Похоже, тебе пришлась по душе атмосфера в новой команде?
- Да, атмосфера здесь отличная, и мой процесс акклиматизации в "McLaren" проходит успешно. Сначала я осваивался в команде, запоминал, кто есть кто, знакомился со своим новым гоночным инженером. Предсезонные тесты также прошли нормально. Конечно, пока рано говорить, на что мы можем рассчитывать в чемпионате мира, но в машине 2005 года МР4-20 я чувствую себя значительно удобнее, чем в прошлогодней.
- А как складываются твои отношения с новым партнером по команде Кими Райкконеном?
- Пока никаких проблем. Мы хорошо ладим и нормально сотрудничаем. А вообще говоря, наши отношения еще не успели сложиться, мы только-только начали работать вместе и пока слишком мало знаем друг друга.
- За эту зиму ты заметно изменился, причем в лучшую сторону: подтянутый, посвежевший... Кажется, даже похудел? Это знаменитые тренеры "McLaren" по физической подготовке помогли тебе обрести такую великолепную физическую форму?
- Что, хорошо выгляжу?
(Хохочет во все горло.) Мне ведь постоянно твердили о лишнем весе с тех пор, как я появился в "Формуле-1". Забавная история! Когда в 2001 году я пришел в мою первую команду, "Williams", я весил даже меньше, чем сейчас! Но все почему-то говорили, что я толстый... Этой зимой я очень много тренировался. У меня, правда, очень хороший тренер в "McLaren", но я и сам знаю, что должен заниматься, чтобы быть в форме. В это межсезонье я немного сбросил вес, но совсем чуть-чуть, лишь для того, чтобы чувствовать себя в оптимальной кондиции. Это легко, когда ты этого действительно хочешь!
- "Ф-1" вступила в сезон-2005 с новым регламентом. На твой взгляд, какое из новшеств особенно усложнит жизнь гонщикам?
- Из-за запрета на смену шин в гонке теперь придется особенно заботиться о хорошем балансе машины и больше работать с инженерами. Ведь если автомобиль плохо сбалансирован, резина изнашивается гораздо активнее. Однако новый регламент для всех одинаков. Любопытно будет посмотреть, кто из гонщиков быстрее сумеет приспособиться к новым правилам, но об этом можно будет судить лишь после того, как мы проведем несколько гонок.
- Как ты думаешь, новые правила квалификаций помогут сделать соревнования более увлекательными для болельщиков?
- Пока что формат квалификаций этого сезона даже для нас, гонщиков, кажется немного запутанным. Теперь наше место на стартовой решетке определяется по сумме результатов, показанных в двух сессиях. Добавят ли новые правила увлекательности зрелищу? Не знаю... Подозреваю, что болельщиков они поначалу тоже будут путать. Но со временем, я думаю, все привыкнут.
- Ты родом из Колумбии, где стиль жизни совсем не похож на европейский. Трудно ли тебе далась адаптация к жизни и гонкам в Европе?
- Нет, это оказалось не так уж трудно. Наверное, благодаря тому, что я приехал сюда еще совсем юным. Большая часть моей гоночной карьеры прошла именно в Европе. Я начал выступать здесь в разных сериях с 1995 года, когда мне еще было 19 лет. Затем, в 1999 году, я на пару сезонов уехал в США, в серию CART, а затем вернулся в Европу, уже в "Формулу-1", призовым гонщиком в команду "Williams"...
- Какие особенности гонок в США нравились тебе больше, чем в "Формуле-1", а какие меньше?
- И там и тут мол задача - вывести автомобиль на предел. Но в "Формуле-1" приходится много работать на тестах. Здесь очень важны правильные настройки болида, иначе после пары поворотов покрышки начинают быстро терять сцепные свойства. В серии CART, даже если машина технически несовершенна, можно показать очень неплохие результаты.
Кроме того, обстановка в "Ф-1" гораздо напряженнее. Но, думаю, у меня достаточно крепкая психика, и это не производит на меня особого впечатления. Вне кокпита в CART все относятся друг к другу по-дружески. В "Больших призах" пилоты, напротив, очень мало общаются между собой, ты один и должен работать с людьми, окружающими тебя. Думаю, в "Формуле-1" очень велико значение команды.
- Как ты любишь отдыхать в свободное время? Предпочитаешь веселые компании или семейный круг?
- Для меня очень важны мои родные и близкие - жена Конни, родители. Они всегда играли большую роль в моей судьбе. Именно папа, обожавший автоспорт, привел меня в гонки. Сейчас я провожу свободное время в семье. Но в прошлом, во времена моих выступлений в CART, веселая холостяцкая жизнь в Майами тоже имела свои плюсы!
- Расскажи о Конни. Это была романтическая любовь с первого взгляда или все началось с дружбы?
- Конни - дипломированный юрист. Мы познакомились в конце 1999 года в Колумбии благодаря забавному стечению обстоятельств. Она вместе со своим приятелем ужинала в одном из ресторанчиков в Боготе. А я сидел за соседним столиком. Ее кавалер узнал меня и попросил Конни взять у меня автограф. Конечно, я расписался, а через некоторое время вновь увидел ее на одной из гонок в Америке. Ну а дальше ты знаешь - мы поженились в октябре 2002 года, и теперь она самый дорогой для меня человек.
- Этой весной вы ждете рождения вашего первого ребенка. Уже решили, как назвать сына?
- Видеть Конни с большим животом очень странно, кажется невероятным, что там, внутри, твой ребенок... Наш сын должен родиться в апреле. Мы думаем назвать его Себастьеном. Л обожаю детей и рассчитываю, что их у нас будет много!
- Какие качества ты больше всего ценишь в людях?
- Я ценю профессионализм, упорство, целеустремленность, искренность и верность. Циничные люди меня отталкивают. И еще меня раздражают некомпетентные люди.
- Ты ведь довольно вспыльчив, не так ли? Сожалеешь ли потом о таких вспышках?
- Да, я способен быстро завестись. Это происходит нередко, и тогда я выплескиваю наружу всю свою энергию. Но быстро отхожу. И при всей моей эмоциональности я способен просчитать риск, которому подвергаю окружающих и себя. Правда, в школе я был настоящим кошмаром!
- А что ты считаешь своим главным достоинством?
- Целеустремленность.
- Как ты относишься к религии?
- Это слишком личный вопрос. Извини.
- А что знает парень из Колумбии о России?
- Немного. Мне рассказывали, что в России очень холодная зима и очень красивые девушки!
***
АНКЕТА ГЕРОЯ
Имя: Хуан Пабло Монтойя Ролдан
Родился: 20 сентября 1975 года в Боготе (Колумбия)
Семейное положение: женат
Кумир в гонках: Айртон Сенна
Хобби: компьютерные игры
Любимая еда: спагетти
Любимый напиток: апельсиновый сок
Достижения в автогонках: чемпион Колумбии, чемпион мира среди юниоров по картингу, чемпион международной "Формулы-3000", чемпион мировой серии CART. Лучший результат в "Формуле-1" - 3-е место в чемпионате мира 2003 года