Стать гонщиком может каждый, но не всякий будет профессионалом
Курган вновь порадовал любителей автогонок. На этот раз на областном ипподроме прошли традиционные соревнования по трековым автогонкам - "Звезды Урала и Сибири".
В канун гонок корреспондент "Зауралья" встретился с мастером спорта, одним из ведущих курганских гонщиков Игорем Беляевым.
в детстве Игорь занимался хоккеем и параллельно ходил в секцию картинга во Дворце пионеров. Постепенно автоспорт переборол игровой вид, и уже с 14 лет все внимание переключилось на карт. Затем, как в жизни многих молодых людей, случился перерыв - учеба в техникуме, служба в армии, после чего было решено пересесть на гоночный автомобиль. Сперва на классику - "Жигули" первой модели, потом пришли "восьмерки".
- Иногда может показаться, что гонщик просто управляет автомобилем, и больше от него ничего не требуется.
- Любой пилот должен знать свою машину до последнего винтика. Ведь в гоночном автомобиле практически ничего не остается от серийного. Вставляются дуги безопасности (сварной каркас) , отдельные усиления идут на кузов, чтобы защитить его от ударов. Делаются специальные накладки, укосины и много еще чего. Сиденье совершенно другое, также защищенное от ударов. От родного двигателя остается, может быть, только коробка передач, и ту переделывают, почти все потроха тюнингованные.
- Существуют ли какие-нибудь ритуалы, приметы? - Уже лет 15 перед каждым заездом я смотрю себе в глаза в зеркале внутреннего вида. Счастливая примета - это хорошо подготовленный автомобиль и собственное самочувствие. Чувствуешь себя в форме, настроение хорошее, в принципе, проблем не бывает.
И лучшие спортивные результаты начались для Игоря Беляева с 1991 года. Несколько лет подряд был обладателем Кубка Урала и Сибири. Потом Кубка не стало. С 1991 по 2001 год на всех традиционных соревнованиях, практически в каждой гонке входил в шестерку сильнейших. Железно. В 2001 году стал обладателем Кубка России по трековым автогонкам.
Игорь Сергеевич признается, что менее всего везло ему в кроссе, хотя всегда чувствовал себя в нем увереннее. Нынешний сезон считает для себя неудачным. Пошла какая-то досадная полоса поломок. И еще одно. Неизвестно почему, но так складывается, очень сложно выступать в Кургане.
- Езда в гонке сильно отличается от обыкновенной трассы? - К примеру, на зимнем кольце, в основном, смотришь в левое зеркало. Двигатель и коробка передач работают на полную мощь, и сам стараешься выдать максимум. А на трассе чувствуешь себя спокойнее, другая обстановка, как бы отдых, но смотришь уже в три зеркала и вперед, чтобы тебе в бок никто не въехал и сам куда не влетел. Еще не известно, где внимания больше нужно. На дороге веду себя спокойно, бывает, что превысишь скорость, когда разрешено 40 или 60 км в час, а на трассе быстрее 110 км в час не езжу. Некоторые носятся и под 160, и под 180, но я считаю, что это лишняя дорога в "ящик".
- Вы свое мастерство передаете по наследству? - Моему сыну 5 лет. В этом году он впервые садится на картинг. Я думаю, мы с ним проездим все лето, побываем на всех соревнованиях. Уже есть машина, мы ее сейчас готовим. С мая начнем вкатываться. Я считаю сына грамотным пилотом, соображает, что к чему. Ездили с ним на электромобилях и на прокатных картингах, чувствую, есть у него маневренность, как ехать, куда - понимает, где газ добавить, где сбросить, - Ваше мнение о молодых курганских гонщиках.
-нынешнее поколение, бесспорно, талантливее нас. Больше возможностей, видят больше, чем мы когда-то видели. У многих к 18 годам появляется своя машина, родители стараются. Во времена моей молодости такого не было. Начинали мы сами с "Запорожцев" , с "Жигулей" первой модели, тяжелее было, чем теперешней молодежи. Молодые даже не наступают на пятки, а стучат по ним.
- Вы работаете в автомастерской. Любому хочется, чтобы труд был творческий, но ведь у машины все известно заранее, все схемы и детали. Согласитесь ли вы с такой точкой зрения? - Машина, как женщина, и к каждой нужен свой подход. Ведь можно поставить запчасть, незначительную деталь так, что водителю будет приятнее ехать на отремонтированном автомобиле. Порой меняется поведение двигателя, машина хорошо держит и набирает скорость. Мы занимаемся разнообразным тюнингом: двигателя, коробки передач, подвесок, можем поставить более удобный руль, сиденье. Общаемся с клиентом, советуемся. Он всегда объяснит, что ему нужно, ты определишь, что требуется в первую очередь.
***
автомобильный спорт, пожалуй, одно из самых затратных мероприятий, на такие суммы никакого энтузиазма не хватит. Поэтому не обойтись без спонсоров. Игорь Беляев представляет Управление ГИБДД Курганской области.
- С управлением я работаю уже 5 лет. Очень много для меня делается. Два года назад купили новый автомобиль, новый двигатель. Прошлый сезон проездил довольно плотно, из призеров не вылазил. Вообще, если бы не Госавтоинспекция, я давно бы уже не выступал, может быть, с 1999 года.
P. S. Соревнования "Звезды Урала и Сибири" закрывали нынешний сезон трековых автогонок. Поборолись 12 спортсменов из Перми, Омска, Челябинска, Екатеринбурга и Кургана.
По словам главного судьи Василия Летунова, название гонок - "Звезды" было вполне оправдано, так как на дорожку выехали 8 финалистов Кубка России. Может быть, и не было колоссальной борьбы, но зрелище от этого не потеряло. Не обошлось и без казусов, когда во втором основном заезде из гонки фактически были выброшены курганские молодые гонщики. У Никиты Демакова было разбито лобовое стекло, у Вячеслава Летуюва был поврежден дифференциал и вырвало колесо. Однако пилоты, после ремонта, продолжили гонку.
Лидерство захватили курганцы Игорь Беляев, показавший лучшее время в квалификации и выигравший два заезда, и Алексей Береженцев, также победивший в своей группе.
Несмотря на то, что для Игоря Беляева сезон сложился неудачно и курганская гонка получилась несчастливой, на этот раз все было успешно. Шансов он никому не оставил, уверенно проехав первым в трех финальных заездах. Второе место занял гонщик из Екатеринбурга Сергей Киселев, третьим был Алексей Береженцев.
После финиша победитель признался, что угадал с подготовкой машины, с резиной, шипами и тактикой.