Перейти к основному содержанию

Главная      Стать гонщиком может каждый, но не всякий будет профессионалом

Стать гонщиком может каждый, но не всякий будет профессионалом

Курган вновь порадовал любителей автогонок. На этот раз на областном ипподроме прошли традиционные соревнования по трековым автогонкам - "Звезды Урала и Сибири".

В канун гонок корреспондент "Зауралья" встретился с мастером спорта, одним из ведущих курганских гонщиков Игорем Беляевым.

в детстве Игорь занимался хоккеем и параллельно ходил в секцию картинга во Дворце пионеров. Постепенно автоспорт переборол игровой вид, и уже с 14 лет все внимание переключилось на карт. Затем, как в жизни многих молодых людей, случился перерыв - учеба в техникуме, служба в армии, после чего было решено пересесть на гоночный автомобиль. Сперва на классику - "Жигули" первой модели, потом пришли "восьмерки".

- Иногда может показаться, что гонщик просто управляет автомобилем, и больше от него ничего не требуется.

- Любой пилот должен знать свою машину до последнего винтика. Ведь в гоночном автомобиле практически ничего не остается от серийного. Вставляются дуги безопасности (сварной каркас) , отдельные усиления идут на кузов, чтобы защитить его от ударов. Делаются специальные накладки, укосины и много еще чего. Сиденье совершенно другое, также защищенное от ударов. От родного двигателя остается, может быть, только коробка передач, и ту переделывают, почти все потроха тюнингованные.

- Существуют ли какие-нибудь ритуалы, приметы? - Уже лет 15 перед каждым заездом я смотрю себе в глаза в зеркале внутреннего вида. Счастливая примета - это хорошо подготовленный автомобиль и собственное самочувствие. Чувствуешь себя в форме, настроение хорошее, в принципе, проблем не бывает.

И лучшие спортивные результаты начались для Игоря Беляева с 1991 года. Несколько лет подряд был обладателем Кубка Урала и Сибири. Потом Кубка не стало. С 1991 по 2001 год на всех традиционных соревнованиях, практически в каждой гонке входил в шестерку сильнейших. Железно. В 2001 году стал обладателем Кубка России по трековым автогонкам.

Игорь Сергеевич признается, что менее всего везло ему в кроссе, хотя всегда чувствовал себя в нем увереннее. Нынешний сезон считает для себя неудачным. Пошла какая-то досадная полоса поломок. И еще одно. Неизвестно почему, но так складывается, очень сложно выступать в Кургане.

- Езда в гонке сильно отличается от обыкновенной трассы? - К примеру, на зимнем кольце, в основном, смотришь в левое зеркало. Двигатель и коробка передач работают на полную мощь, и сам стараешься выдать максимум. А на трассе чувствуешь себя спокойнее, другая обстановка, как бы отдых, но смотришь уже в три зеркала и вперед, чтобы тебе в бок никто не въехал и сам куда не влетел. Еще не известно, где внимания больше нужно. На дороге веду себя спокойно, бывает, что превысишь скорость, когда разрешено 40 или 60 км в час, а на трассе быстрее 110 км в час не езжу. Некоторые носятся и под 160, и под 180, но я считаю, что это лишняя дорога в "ящик".

- Вы свое мастерство передаете по наследству? - Моему сыну 5 лет. В этом году он впервые садится на картинг. Я думаю, мы с ним проездим все лето, побываем на всех соревнованиях. Уже есть машина, мы ее сейчас готовим. С мая начнем вкатываться. Я считаю сына грамотным пилотом, соображает, что к чему. Ездили с ним на электромобилях и на прокатных картингах, чувствую, есть у него маневренность, как ехать, куда - понимает, где газ добавить, где сбросить, - Ваше мнение о молодых курганских гонщиках.

-нынешнее поколение, бесспорно, талантливее нас. Больше возможностей, видят больше, чем мы когда-то видели. У многих к 18 годам появляется своя машина, родители стараются. Во времена моей молодости такого не было. Начинали мы сами с "Запорожцев" , с "Жигулей" первой модели, тяжелее было, чем теперешней молодежи. Молодые даже не наступают на пятки, а стучат по ним.

- Вы работаете в автомастерской. Любому хочется, чтобы труд был творческий, но ведь у машины все известно заранее, все схемы и детали. Согласитесь ли вы с такой точкой зрения? - Машина, как женщина, и к каждой нужен свой подход. Ведь можно поставить запчасть, незначительную деталь так, что водителю будет приятнее ехать на отремонтированном автомобиле. Порой меняется поведение двигателя, машина хорошо держит и набирает скорость. Мы занимаемся разнообразным тюнингом: двигателя, коробки передач, подвесок, можем поставить более удобный руль, сиденье. Общаемся с клиентом, советуемся. Он всегда объяснит, что ему нужно, ты определишь, что требуется в первую очередь.

***

автомобильный спорт, пожалуй, одно из самых затратных мероприятий, на такие суммы никакого энтузиазма не хватит. Поэтому не обойтись без спонсоров. Игорь Беляев представляет Управление ГИБДД Курганской области.

- С управлением я работаю уже 5 лет. Очень много для меня делается. Два года назад купили новый автомобиль, новый двигатель. Прошлый сезон проездил довольно плотно, из призеров не вылазил. Вообще, если бы не Госавтоинспекция, я давно бы уже не выступал, может быть, с 1999 года.

P. S. Соревнования "Звезды Урала и Сибири" закрывали нынешний сезон трековых автогонок. Поборолись 12 спортсменов из Перми, Омска, Челябинска, Екатеринбурга и Кургана.

По словам главного судьи Василия Летунова, название гонок - "Звезды" было вполне оправдано, так как на дорожку выехали 8 финалистов Кубка России. Может быть, и не было колоссальной борьбы, но зрелище от этого не потеряло. Не обошлось и без казусов, когда во втором основном заезде из гонки фактически были выброшены курганские молодые гонщики. У Никиты Демакова было разбито лобовое стекло, у Вячеслава Летуюва был поврежден дифференциал и вырвало колесо. Однако пилоты, после ремонта, продолжили гонку.

Лидерство захватили курганцы Игорь Беляев, показавший лучшее время в квалификации и выигравший два заезда, и Алексей Береженцев, также победивший в своей группе.

Несмотря на то, что для Игоря Беляева сезон сложился неудачно и курганская гонка получилась несчастливой, на этот раз все было успешно. Шансов он никому не оставил, уверенно проехав первым в трех финальных заездах. Второе место занял гонщик из Екатеринбурга Сергей Киселев, третьим был Алексей Береженцев.

После финиша победитель признался, что угадал с подготовкой машины, с резиной, шипами и тактикой.