Деньги или скорость
Не все новички нынешнего сезона смогут оставить след в истории
Выбор пилотов для небогатых команд вроде "Джордана" (до продажи) или "Минарди" всегда сопряжен с трудностями: кого предпочесть - подающего надежды молодого гонщика из младших "формул" без гроша за душой или порой немолодого и совсем бесталанного рент-драйвера, за которым стоят спонсоры. За последнюю пятилетку только через эти две команды Большого цирка прошло 23 гонщика. Одни, как Жан Алези и Йос Ферстаппен, завершали здесь карьеру, другие, наоборот, делали первые шаги в "Формуле-1", но большинство, откатав сезон-другой, исчезали из поля зрения болельщиков. Желание зарабатывать не только деньги, но иногда и очки заставляет руководство команд находить правильный баланс при подборе новых пилотов. Когда-то Эдди Джордан дал шанс молодому Михаэлю Шумахеру, а Джанкарло Минарди угадал с Фернандо Алонсо.
Но времена меняются. Даже молодые пилоты, не имеющие спонсорской поддержки, неохотно идут в команды-аутсайдеры. Плестись все время в хвосте пелотона, молясь, чтобы машина доехала до финиша, - не лучшее начало карьеры. Одно очко, набранное гонщиками "Минарди" в прошлом году, не показатель их силы или слабости. Действительно, выступая на медленной и ненадежной машине, трудно снискать себе славы. Но шеф команды Пол Стоддарт решил заменить Жолта Баумгартнера и Джанмарию Бруни. Просмотрев результаты тестов претендентов и списки спонсоров, которых они могут за собой привести, австралиец остановился на Кристиане Альберсе и Патрике Фризахере.
Кристиан Альберс родился 16 апреля 1979 года в голландском Эйндховене. В "Формулу-1" Кристиан пришел не совсем обычным путем. Как водится, был тут и выигранный национальный чемпионат по картингу, и победы в различных "формулах", но было и неудачное выступление в "Формуле-3000", которая всегда считалось дверью в "Ф-1". Выступая в 2000 году за "юниорский" "Эрроуз", Альберс познакомился с Полом Стоддартом, руководившим в то время этой командой. В следующем году австралиец купил "Минарди", куда в качестве тест-пилота пригласил и Кристиана. Казалось, что вот-вот и осуществится мечта любого молодого гонщика, но голландец круто изменил судьбу, предпочтя быть действующим гонщиком в немецкой кузовной серии ДТМ ожиданию шанса попасть в кокпит боевой машины из запаса "Минарди". В ДТМ Альберс оставался на виду, борясь за самые высокие места, но последние два сезона чемпионский титул уплывал у него из рук буквально в последний момент. Все же стабильность Кристиана не осталась без внимания - им интересовались многие команды "Ф-1", но до конкретных предложений дело так и не дошло. В 2004 году "Джордан" и "Минарди" почти одновременно пригласили пилота на свои тесты. В итоге Кристиан оказался в итальянской команде. Два года назад Йос Ферстапен, покидая "Минарди", обронил: "Лучше сидеть дома, чем гоняться за такую команду". В том, сколько правды в этой злой шутке своего опытного соотечественника, Кристиан Альберс сможет убедиться на своем опыте.
Австриец Патрик Фризахер на год моложе своего напарника. Гоночное мастерство он осваивал в картинговой школе своего отца. Затем были выступления в итальянском первенстве по картингу, немецкая "Ф-3", международная "Ф-3000", где он пользовался поддержкой компании "Ред Булл". Дитрих Матещитц видел в начинающем гонщике наследника гоночных традиций Австрии, которая дала "Формуле" Йохана Риндта и Ники Лауду. Когда на стартовом поле появился "Ред Булл Расинг", Патрика почти сразу записали в основные претенденты на место в ее составе. Но руководство "Красного быка" не спешило связываться с необстрелянным новичком, выбрав более опытного австрийца Кристиана Клина. Фризахер уже почти смирился с ролью тест-пилота, которую предложили ему в "Минарди", но в феврале выяснилось, что основной пилот команды Николас Кьеза не смог собрать необходимых финансовых средств для оплаты своих выступлений и лишился места в маленькой "скудерии". Несмотря на то что за плечами молодых пилотов "Минарди" нет ни одной гонки в "Формуле-1", многие специалисты считают, что эта пара одна из самых перспективных в Больших призах.
Долгая неопределенность в будущем "Джордана" наложила отпечаток и на выбор гонщиков. Когда в середине января Алекс Шнайдер купил команду, все серьезные пилоты уже оказались разобранными. Поэтому, рассматривая начинающийся сезон как переходный, новое руководство решило не напрягаться в поисках достойных кандидатур. Тревор Карлин, новый спортивный директор, пригласил двух пилотов, с которыми давно и хорошо знаком по работе в младших "формулах".
Тьяго Монтейро родился в 1976 году в Португалии, стране с не самими богатыми гоночными традициями. До Тьяго в "Формуле-1" выступало всего трое португальцев, набравших общими усилиями лишь одно очко. Свою карьеру Монтейро начинал в кузовных гонках, но, не добивших особых успехов, решил попробовать свои силы в французской "Ф-3". Хотя португалец и удостоился звания "лучшего новичка" в первый год выступлений, он оставался на вторых ролях. Перепробовав без особого успеха множество соревнований от "Ле-Мана" до американского "Чампкара", в 2004 году Монтейро оказался в команде "Карлин Моторспорт" мировой серии "Ниссан". Как оказалось, это был счастливый билет. Он занял второе место в чемпионате, и когда Тревора Карлина пригласили на должность спортивного директора в "Джордан", Тьяго последовал за своим шефом. У пилота уже был опыт общения с машинами "Формулы-1": в 2002 году он тестировал "Рено", а в прошлом - "Минарди". Это плюс огромный опыт, накопленный португальцем в других гонках, должен помочь ему и его новой команде быстрее освоиться в "Ф-1".
Нараин Картикеян - еще один старый знакомый Тревора Карлина. Их сотрудничество началось еще в 1998 году, когда начинающий пилот, сын чемпиона Индии по ралли, пройдя обучение в одной известной французской гоночной школе, получил место в молодой команде "Карлин Моторспорт", выступавшей тогда в британской серии "Ф-3". Несколько ярких побед привлекли к нему внимание сразу нескольких команд "Формулы-1", но тесты в "Ягуаре" и "Джордане" не завершились подписанием контракта. Нараин продолжил сотрудничество с Тревором Кар-лином и после того, как англичанин перешел со своей командой в серию "Ниссан". Даже переход в другую команду в прошлом сезоне не испортил отношений между гонщиком и владельцем конюшни. Карлин не забыл "самого быстрого индуса в мире" и пригласил его в "Джордан". К тому же не секрет, что Индия представляет собой огромный рынок, и появление индийского гонщика, несомненно, привлечет интерес болельщиков и компаний из этой страны к команде Алекса Шнайдера. А если вспомнить, что уже давно идут разговоры о проведении Гран-при в этой азиатской стране, то появление первого индийского гонщика "Формулы-1" нужно признать гениальным маркетинговым ходом новых владельцев "Джордана".