Бешеная табуретка
Когда выходишь из картинг-клуба и садишься в обычную машину, долго привыкаешь. Кажется, что окончательно потерял связь с колесами, а машине с ее проваливающейся педалью тормоза одна дорога - на свалку. Есть только одна машина, сглаживающая пересадку с гоночного карта на серийный автомобиль, - MINI Cooper S.
Сравнение не случайно. Как вы думаете, будет управляться машина, у которой нет свесов, колеса расставлены по краям и низкий центр тяжести? Обычно я рулю левой рукой, а правой переключаю передачи. Входя в повороты в MINI, я держался за руль двумя руками - так же, как в детстве на карусели - в полной уверенности, что если не дай бог отпущу, то тут же повторю подвиг Гагарина.
О спортивном духе в MINI Cooper S говорит практически все. Руль тугой, жесткая подвеска, передачи переключаются с усилием, сцепление так и норовит отбросить ногу обратно на коврик. Двигатель 1, 6 л со скромным названием Pentagon выдает 170 л.с. и совсем не скромный рык на высоких оборотах.
Сперва, не разобравшись, я подумал, что лампочка с треугольником, замигавшая при разгоне на первой, хочет мне сообщить, что пора бы уже включать вторую. Но когда она начала предательски моргать сразу после переключения на третью, выяснилось, что это всего лишь антипробуксовочная система. В MINI очень много электроники, причем уже в базовой комплектации. Кроме ABS немцы воткнули под капотик систему контроля над торможением в поворотах. Она следит за тем, чтобы в повороте сильней тормозило самое нагруженное колесо, а прочие не мешали вхождению в поворот излишними тормозными усилиями. Кроме того, электроника следит и за седоками: если их больше одного, система электронного распределения тормозного усилия EBD управляет балансом тормозных сил между передней и задней осями в зависимости от распределения веса в автомобиле.
Еще одна любопытная деталь: несмотря на узкое лобовое стекло, обзорность в MINI лучше, чем в большинстве автомобилей. Просто стекло стоит почти вертикально, а пухлая стойка не загораживает пешеходов при повороте налево.
Багажник в MINI скромный. Если приспичило что-то перевезти, лучше заглянуть на сайт MINI - там скажут, как правильно запихать в салон велосипед, и окончательно добьют фоторепортажем о том, что для книги рекордов Гиннесса в MINI смог уместиться 21 человек. Там же объясняется, что капот специально открывается вместе с ксеноновыми фарами - для того чтобы гонять соседских кошек с деревьев. Жаль, что там не написано, как этот самый капот открыть. Первый раз я потратил на поиски рычажка 20 минут. И ни за что не скажу, где он находится - это тайна, хранимая всеми владельцами MINI. Под капотом среди интеркулеров, роторных компрессоров и масляных радиаторов мне приглянулось оригинальное решение проблемы вечно заканчивающейся омывающей жидкости.
Дело в том, что бака тут два: один омывает фары, другой - стекла. Вполне разумно.
Вот неразумным решением было лишить MINI запаски. В дальнее путешествие придется брать кучу герметиков или сразу купить шины с технологией RSC, на которых после прокола можно доехать до ближайшего автосервиса - не быстрей 80 км/ч и не дальше 150 км. Кстати, скорость в MINI чувствуется сильнее, чем в обычном автомобиле. Страшно уже на 120 км/ч.
Салон стал еще приветливее. На огромном спидометре теперь маленькие электронные часы, а пластиковые панели вдоль торпеды выкрашены в цвет кузова. Но предела совершенству практически нет. В России доступен весь список из 250(!) опций, благодаря которым MINI можно подстроить под себя. В BMW подсчитали, что из 200 тыс. машин, выпускаемых в год, только две одинаковые. И это только опции, а ведь при MINI есть еще и тюнинг-ателье знаменитого Джона Купера. Теперь там заправляет его сын Майк.
Зачем нужен имиджевый автомобиль с бешеным темпераментом стоимостью более 30 тысяч евро? Ездить от картинг-центра до спортивной трассы в Мячково и не терять квалификацию по дороге. Но это только для больных спортом. Остальным вполне подойдет MINI One или MINI Cooper - тот редкий случай, когда машина, стоящая меньшие деньги, не вызывает у владельца чувство ущербности.
* * *
Плюсы
1. ЛОБОВОЕ СТЕКЛО стоит ДАЛЬШЕ от ВОДИТЕЛЯ, ЧЕМ ОБЫЧНО, ОБЕСПЕЧИВАЯ БОЛЬШУЮ ОБЗОРНОСТЬ
2. ДОБАВЬТЕ к СТАНДАРТНОЙ КОМПЛЕКТАЦИИ ЧТО-НИБУДЬ из 250 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ опций, - И ВЫ ПОЛУЧИТЕ УНИКАЛЬНЫЙ АВТОМОБИЛЬ
Минусы
1. БАГАЖНИК БОЛЬШЕ похож НА ВТОРОЙ БАРДАЧОК
2. ОТСУТСТВИЕ ЗАПАСКИ ПОДРАЗУМЕВАЕТ ПОКУПКУ БОЛЕЕ ДОРОГИХ ШИН
* * *
Как Mini стала MINI
Mini была разработана в 1957 году дизайнером и конструктором компании British Motor Corporation - греком турецкого происхождения Александром Арнольдом Константином Иссигонисом и восемью его помощниками. Конструкция получилась простой, надежной и дешевой. Иссигонис первым догадался установить двигатель в машине поперечно, благодаря чему в салоне этой малютки удалось разместить четырех взрослых людей. Изобретение Иссигониса принесло ему лавры автомобильного гения. Впоследствии он вошел в пятерку лучших конструкторов мира за всю историю автомобилестроения и даже стал первым иностранцем, которому был дарован титул сэра и орден Британской империи из рук Ее Величества.
Mini получилась довольно стильной машинкой, ее оценила богема. За рулем этой малютки сидели участники группы Beatles, Дэвид Боуи, Питер Устинов, Энцо Феррари и другие знаменитости. У Ее Величества тоже была своя Mini. Сейчас, по прошествии многих лет, имя Александра Иссигониса подзабылось. Многие ошибочно считают создателем Mini Джона Купера - легендарного конструктора "Формулы-1", выигравшего оба первенства - "Водителей" и "Конструкторов". Ему тоже приглянулась маленькая надежная машинка, и он решил внести свою лепту в ее конструкцию. Так в 1960 году появилась Mini Cooper. Ее отличительными чертами стали контрастный цвет крыши, сильный двигатель и дисковые тормоза на всех колесах.
А через некоторое время появилась и еще более мощная Mini Cooper S.
В январе 1964-го эта "бешеная газонокосилка", как прозвали ее маргинальные скептики, победила не где-нибудь, а в ралли Монте-Карло. Гонка стартовала в Минске при температуре минус 26 градусов, но это не помешало пилотам Педди Хопкину и Генри Лиддону обойти 298 машин и выиграть.
В 1970-е годы Mini стала самым продаваемым автомобилем в Европе. К этому моменту по дорогам мира колесило уже более 5 миллионов этих экстравагантных машин. Компания British Motor Corporation в составе Rover Group была продана концерну BMW в начале 90-х. В мае 2001-го появилось на свет второе поколение - MINI. Писать название большими буквами догадались маркетологи, чтобы не унижать новинку подписями вроде "New" или "II". Производится MINI по-прежнему в Великобритании на заводе под Оксфордом, но под капотом уже появилась надпись "Made by BMW". Сейчас дизайном машины занимается Герт Фолькер Хильдебранд, до этого работавший в компаниях Volkswagen, Seat, Mitsubishi. От Mini в наследство к MINI перешли, пожалуй, все лучшие черты, кроме двух: в 60-х годах это был доступный автомобиль, и у него было пусть 10-дюймовое, но все же запасное колесо.
* * *
Одноклассники MINI Cooper S
Первое, что приходит на ум, - сравнить новый MINI с автомобилем New Beatle от Volkswagen. К сожалению, его заряженная версия, способная посоревноваться с MINI Cooper S в скорости, в нашу страну не поставляется. Придется довольствоваться двухлитровым двигателем выдающим всего 115 л.с. Этого "жука" обгонит даже самая простая версия MINI One.
Ближайший конкурент MINI Cooper S по цене и скорости - Honda Civic Type R. Но выделиться из потока эта машина может разве что громким звуком мотора. Внешне новый MINI с Honda даже сравнивать смешно: последняя выглядит просто "серой мышкой". Она сильно уступает MINI в дизайне, но зато это 5-местный хэтчбек с нормальным багажником.
[Графические материалы:
Технические характеристики MINI Cooper S
Материалы доступны в бумажной версии издания.]