Чемпион по обгонам
Хуан Пабло Монтойя на сегодняшний день, пожалуй, самый колоритный пилот в пелетоне "Больших призов", завоевавший благодаря своему бесстрашию и невероятным обгонам миллионы поклонников.
Взял с места в карьер
Монтойя ворвался в "Формулу-1" в 2001 году, заявив еще в межсезонье о намерении победить Михаэля Шумахера, чем вызвал интерес к своей особе. К моменту дебюта в "Королевских автогонках" Монтойя уже снискал славу в США. В 1999 году он штурмом взял серию CART - выиграв титул в дебютном сезоне и став при этом самым молодым триумфатором в истории чемпионата. А в следующем году Хуан с первой попытки победил в легендарной гонке "500 миль Индианаполиса", а до него только один новичок выигрывал на овале "Старой кирпичницы" - Грэм Хилл в далеком 1966-м.
Однако европейской публике заокеанские победы Монти ни о чем не говорили. К тому же многие критиковали Фрэнка Уильямса за то, что тот берет в команду Монтойю на место 20-летнего дарования Дженсона Баттона. Но у босса "Уильямс-БМВ" и многих других специалистов было иное мнение на счет Хуана. Они не сомневались в таланте, а главное - в будущем успехе колумбийца. Так, например, генеральный промоутер "Больших призов" Берни Экклстоун сказал даже, что в мировом автоспорте есть только один гонщик, способный затмить Михаэля Шумахера, - Монтойя.
На трассе - с младенчества
Монтойя признался, что сменил серию CART, несмотря на огромную популярность в США и деньги, потому что мечтал о "Формуле-1" с детства.
Хуан родился 20 сентября 1975 года. Впервые на трассе он побывал в более чем нежном возрасте - в три месяца. Его отец Пабло Монтойя - архитектор по профессии, но гонщик в душе - взял сына на любительскую картинговую гонку со своим участием, дабы приобщить его к своему любимому увлечению. Кроме отца в семье Хуана был еще один пилот - дядя Диего, который в свое время финишировал в первой десятке знаменитой гонки "24 часа Ле-Мана". Так что не удивительно, что в пять лет будущий Монти уже самостоятельно управлял картом. Отец поддерживал сына в его начинаниях: он организовал соревнования вместе с родителями других юных пилотов, а сам долгое время был для сына одновременно и тренером, и механиком, и менеджером.
Карьера юного Монтойи началась более чем успешно: в 9-тилетнем возрасте он одержал победу в чемпионате Колумбии по картингу в детском дивизионе, за которой последовали титулы и в юношеских разрядах. В 1995 году Монтойя отправился покорять Европу. Начал он с чемпионатов "младших" формул и постепенно добрался до "Ф-3000", где и зарекомендовал себя как чрезвычайно быстрый пилот, придерживающийся агрессивного стиля вождения и не упускающий возможности рискнуть - что иногда его и подводило. Чрезмерная горячность колумбийца порой приводила к досрочному завершению гонки. Благодаря удачным выступлениям у молодого пилота появился шанс проявить себя в "Формуле-1". Фрэнк Уильямс пригласил его наряду с тремя другими пилотами на тесты. И видимо, остался им доволен - Монтойя следующий сезон провел в качестве тест-пилота его конюшни. Хотя колумбиец и не прекращал выступления в "Ф-3000". Хуан перешел из RSM Marko в английскую команду Super Nova, с которой выиграл чемпионат, набрав рекордное количество очков (65) при рекордном количестве побед (4).
Самый быстрый гонщик в мире
В Штатах Хуан поднабрался опыта, стал намного меньше ошибаться и вернулся в Европу с более "холодной" головой: "Со времени моего участия в "Формуле-3000" многое изменилось. Я усвоил правило: чтобы финишировать первым, прежде всего нужно финишировать". Тем не менее добраться до клетчатого флага ему удалось лишь 6 раз за год. Несмотря на это, Монтойя заставил критиков, не веривших в серьезность его намерений, замолчать. Он громко заявил о себе уже на третьем этапе чемпионата мира. В Бразилии Монти красивым маневром обошел самого Михаэля Шумахера, предварительно отыграв три позиции на старте, и вышел в лидеры гонки. И только ошибка Йоса Ферстаппена, врезавшегося в Монтойю, когда тот проходил его на круг, лишила колумбийца претензий на победу в Сан-Паулу. Бразильский подвиг по обгону трехкратного чемпиона мира Хуан повторил в Великобритании и США, в то время как немец не сумел ни разу опередить оппонента на трассе.
Бескомпромиссность Монтойи на трассе и непосредственность за ее пределами (Хуан всегда относился к немногочисленному контингенту пилотов, которые говорят то, что думают) заставили Герхарда Бергера сказать о нем следующее: "Монтойя - глоток свежего воздуха в застоявшейся атмосфере "Формулы-1".
После еще одной неудачи - в Хоккенхайме Монти снова возглавлял пелетон, но сперва подвела команда (затянувшийся пит-стоп), затем техника (сгоревший мотор) - долгожданная победа все же пришла. На Гран-при Италии впервые в истории "Ф-1" прозвучал гимн Колумбии.
Яркие выступления Монтойи были отмечены по окончании сезона. Он был назван "Человеком года" по итогам опроса авторитетного журнала F1 Racing (причем набрал более половины голосов), а также получил приз от другого известного издания Autosport в номинации "Новичок года".
Неудивительно, что перед началом сезона-2002 Монтойю уже называли главным соперником Шумахера-старшего. И, как и ожидалось, чемпионат начался схватками Хуана и Шуми. И если в стартовой гонке в Австралии болельщики наблюдали обгоны, то в двух последующих - столкновения. Впрочем, борьбы в чемпионате никакой не наблюдалось - "Феррари" была на голову сильнее всех, так что Монти ни разу не удалось выиграть, хотя на подиум он поднимался 7 раз и в личном зачете занял третье место.
Зато в тот год Монтойя поразил скоростью. Он великолепно проводил квалификации, отбирая у соперников поул зачастую за секунды до закрытия пит-лейна (тогда квалификационные заезды проводились в старом формате). 7 раз колумбиец проезжал свои круги быстрее всех, а один из них даже вошел в историю. В Монце Хуан показал рекордную среднюю скорость прохождения круга - 259,829 км/ч, превзойдя достижение Кеке Росберга, продержавшееся 17 лет. За это Монти получил награду, присуждаемую самому быстрому гонщику планеты.
На расстоянии очка
В 2003-м Хуан провел лучший чемпионат, действительно приблизившись к тому, чтобы отнять у Шумахера корону. Монтойя лидировал уже в Австрии, но сошел из-за мотора. А выиграть следующий этап в Монако ему уже ничто не помешало. После чего Монти не слезал с подиума вплоть до Гран-при США. При этом колумбиец дважды побил Шуми у него на родине: сначала обогнал на "Нюрбургринге", потом - выиграл Гран-при Германии. А после венгерского этапа отставал от Красного барона всего на одно (!) очко.
Так что многие на него делали ставки. "Хуан полон энергии, азарта и страсти, - прокомментировал свой выбор двукратный чемпион мира Эмерсон Фиттипальди. - Он из того типа гонщиков, которые совершенно точно знают, что они - лучшие. У Монтойи есть все, что требуется, чтобы завоевать звание чемпиона".
Решающей в борьбе за титул стала гонка в Индианаполисе, где Хуан проявил себя как настоящий боец. В тот день все было против него. В начале он оказался на 7-й позиции, в то время как Шумахер шел четвертым. Монти кинулся вдогонку за немцем, но встретил упорное сопротивление его партнера Рубенса Баррикелло, всеми силами старавшегося обезопасить Шуми от посягательств колумбийца. "Феррари" и "Уильямс" столкнулись, а Хуан оказался восьмым. Тем не менее он сумел добраться до второго места (Шумахер был только пятым). Но на пит-стопе его ждал очередной неприятный сюрприз - на дозаправочном шланге заело клапан, и пришлось пробыть в боксах в два раза дольше, чем обычно. Но на этом невезение Монти не кончилось: стюарды в инциденте с Баррикелло посчитали его виновным и наказали проездом по пит-лейну. Вдобавок в тот момент, когда Монти отбывал наказание, хлынул дождь, и он целый круг ехал по мокрой трассе на "сухой" резине. Колумбиец после этого превратился в "кругового", но не сдался и сумел завершить гонку шестым. Но для того чтобы сохранить шансы на победу в чемпионате, необходимо было пятое место...
Разговоры о смене чемпиона перенесли на следующий сезон. Но в 2004-м навязать борьбу Шумахеру не удалось никому, в том числе и Монтойе. С самого начала сезона "Феррари" ушла в отрыв, позволив конкурентам выиграть лишь три Гран-при. Победителем одного из них стал Монтойя - на самом финише чемпионата великолепно проведший гонку в Бразилии.
Латино-американский темперамент
Недавно Монтойя начал тесты со своей новой командой "Макларен-Мерседес". О том, что колумбиец решил перейти к "серебряным стрелам", стало известно еще летом 2003 года. Новость о подписании контракта с конкурирующей конюшней на сезон-2005 в тот момент, когда Хуан еще имел шансы на чемпионство и к тому же должен был выступать за команду из Гроува в 2004-м, многих удивила.
Технический директор "Уильямса" Патрик Хед позднее заявил, что темпераментный колумбиец принял решение об уходе после гонки во Франции. Тогда оба пилота "сине-белых" боролись за победу, но выиграл Ральф Шумахер, по мнению Монти, благодаря тому, что команда отдала ему предпочтение. "Я знаю, что Монтойя начал вести переговоры с "Макларен" после Маньи-Кур. Тогда мы известили его по радио, что Ральф отправляется на пит-стоп первым, а Хуан подумал, что мы о его тактике рассказали немцу. Этим Монти был взвинчен и минут десять ругался по радио. А потом надулся и еле доплелся до финиша. Он эмоционален, поэтому иногда принимает импульсивные решения". Сам Монтойя версию Хеда опроверг, хотя других причин перехода так и не назвал. Но, как бы то ни было, Фрэнк Уильямс высказал сожаление по поводу его ухода: "Монтойя - действительно потрясающий гонщик и лучший специалист по обгонам".
В итоге выиграл "Макларен", получивший на следующий сезон, по мнению экспертов, самую интересную пару пилотов - Райкконен - Монтойя. Сейчас гадают, как сложатся отношения Кими и его новоиспеченного партнера, памятуя о соперничестве между Хуаном и уже его бывшим соратником Ральфом, которое началось как только колумбиец появился в "Уильямсе". Их, мягко говоря, прохладные отношения в боксах сменялись конкуренцией на трассе. Пилоты до такой степени не хотели уступать друг другу, что несколько раз сталкивались. Монти не раз говорил, что ему "нравится борьба с Ральфом", а теперь надеется, что с Кими они тоже будут "подстегивать друг друга". Лишь бы не перестарались.