Перейти к основному содержанию

Главная      Бизнес-персона

Бизнес-персона

В стиле мирного боя

Когда Виталию Шаблову запретили делать рыцарские доспехи, он изобрел уникальную тепловую пушку

Бывший офицер морской пехоты, а ныне директор предприятия Inter Blaze Виталий Шаблов ведет свой бизнес, как бой. Побеждает, несет потери, отступает почти полностью разгромленный и вновь добивается успеха, уже на новом направлении. Длится эта "мирная война" уже 13 лет, с 1992 года, а очередное генеральное сражение в ней Виталий планирует выиграть года через 3-4, когда сможет построить свой завод по производству тепловых пушек.

Юрий БЕХТЕРЕВ

Мы беседуем с В. Шабловым поздним вечером в пятницу в баре его собственного ресторана; за столиками ужинают несколько сотрудников фирмы, готовящиеся выехать на объект монтировать теплогенераторы. Виталий ест шоколад и запивает его крепким чаем; он тоже одет в рабочую спецовку и поглядывает на часы.

- Виталий, три года назад газеты писали о вас как о крупном производителе и продавце исторического сувенирного оружия. Что случилось с этим успешным бизнесом?

- Он был полностью разгромлен принятым в конце 2001 года Законом "Об оружии". Раньше мы делали великолепные рыцарские доспехи, муляжи мечей, пик, кинжалов, пистолетов и даже средневековых пушек. Выполняли множество заказов, в том числе экспортных, сотрудничали с силовыми структурами, в частности, помогли Министерству внутренних дел оформить музей.

Во всем мире коллекционирование сувенирного оружия - одно из самых популярных хобби. В России действуют десятки клубов любителей "вооружиться стариной" , создаются государственные музейные экспозиции. И только в Беларуси оборот такого оружия значительно ограничен из-за проблем, связанных с его документарным оформлением.

Причем я даже не знаю, откуда взялась идея до такой степени усложнить это дело. Ни эксперты-криминалисты МВД, ни знакомые с данной темой историки в разработке закона не участвовали. Он нигде не обсуждался и действительно "взорвался" в среде людей, связанных с этой тематикой, как шальной снаряд.

Так что мой сувенирный бизнес можно считать жертвой обстоятельств непреодолимой силы, к числу которых, безусловно, относится и глупость. Впрочем, я к этому факту отношусь спокойно. Привык, наверное. Ведь менять сферы деятельности по милости государства мне приходилось не один раз.

В начале 90-х я создал первый в стране клуб "Русский бильярд". Чуть позже - первую в Минске ночную дискотеку. Мы добились успеха, известности, а потом условия деятельности стали такими, что необходимо было либо безумно поднимать цены, либо закрываться. Я выбрал второе.

Потом был комплекс магазин-бар-тир. Тоже довольно успешный. Люди с удовольствием приходили к нам, потому что "Бастион" был единственным в стране центром такого рода, оформленным в стиле средневекового рыцарского замка. Когда из зала пришлось убрать оружие и доспехи, закрыть тир, этот бизнес стал для меня неинтересен. Сейчас в опустевшем помещении "Бастиона" оборудуем пивной ресторан.

- А чем же так интересны вам теплогенераторы?

- Во-первых, тем, что дают людям тепло. Когда цех после установки генераторов становится комфортным и люди при встрече с тобой радостно улыбаются и жмут руку, - знаете, это очень приятно. Во-вторых, производство теплогенераторов, работающих на отходах нефтепродуктов, - это совершенно пустая ниша. Да, у нас продаются (и мы тоже этим сейчас занимаемся) неплохие западные и российские изделия. Но ведь есть все возможности делать свои, причем гораздо более широкого спектра применения.

Вторичного топлива по Беларуси ежегодно скапливается порядка сотен тысяч тонн. И если тонна, допустим, солярки стоит около 600 USD, то тонна отработанного масла - от нуля до 80 USD.

Но заставить сгорать отходы ГСМ - сложнейшая техническая проблема, которую я за последние годы изучил досконально. Нужна особая форсунка, особая камера сгорания. Отработка, как правило, бывает грязной, значит, обязательна операция ее очистки. Довольно часто по условиям производства топливо приходится подавать на большие - в несколько сотен метров - расстояния, да еще в условиях низких температур. Тут существуют свои тонкости. Всю эту цепочку технических задач мне удалось решить, разработать соответствующие устройства, которые сегодня существуют в действующих моделях либо в чертежах.

К слову, у нас и автоматика, регулирующая подачу топлива, будет лучше (дешевле и надежнее), чем у аналогичной иностранной продукции. Западные фирмы-производители используют релейные системы контроля подачи, я же предложил нестандартное решение на основе электроники.

Для производства "всеядных" теплопушек и теплогенераторов в ближайшие год-полтора собираюсь построить завод. Правда, располагаться он будет, скорее всего, не на территории Беларуси.

- Вы не патриот?

- Патриот. Но еще и нормальный, умеющий считать деньги, предприниматель. Когда я рассказал о своих идеях мэру города Ярцево, он тут же предложил мне в безвозмездную аренду громадные неиспользуемые производственные корпуса и обещал госзаказ на весь объем производства теплогенераторов. А в Беларуси, чтобы построить завод, как минимум, год придется получать всяческие согласования.

Нет, у нас следует заниматься только тем бизнесом, который можно увезти с собой в голове или на дискете. Отчасти поэтому я и "пошел в изобретатели". Плюс, конечно, непосредственный интерес к инженерной работе.

- А кто вы по образованию?

- Военный психолог. Так что курс технических наук пришлось проходить самостоятельно, в основном по ночам.

- Сейчас вы едете в ночную смену монтировать теплогенераторы. Работа для мастера средней квалификации. Чем она интересна вам?

- Чтобы что-то конструировать, изобретать, технику, с которой работаешь, надо знать досконально. Перекрутить все гайки, перещупать все контакты, сделать все настройки. Второе. Монтаж каждого теплогенератора имеет свои особенности и требует в общем-то творческого подхода. Так что мне приходится выступать и в качестве консультанта. Наконец, у нас в последнее время чертовски много заказов, и лишние рабочие руки были просто необходимы.

- Как при таком напряженном ритме вам удается руководить сразу несколькими бизнесами?

- Бизнес у меня действительно разветвленный. Кроме ресторана, я еще и совладелец картинг-трассы в Раубичах, которую мы с моим партнером сделали сами по собственному проекту.

Рабочий график у меня обычно такой: в первой половине дня надеваю парадный костюм и занимаюсь делами в офисе. После обеда переодеваюсь в спецовку - начинается работа руками на объектах. Конечно, гайки кручу не всегда, но проверять качество монтажа, разрешать технические затруднения приходится постоянно. Если успеваю со всем разобраться к ночи, читаю техническую литературу, занимаюсь изобретательством, черчу. Если и после этого остается время, немного сплю.

Не уставать помогает, как ни банально это звучит, армейская привычка начинать день с физкультуры и вообще тренироваться. К тому же я мастер спорта по дзюдо, и форму терять совсем не хочется. Поэтому не курю, не пью, но время от времени перекусываю.

- Виталий, в бизнесе у вас есть свое кредо?

- Как человеку в прошлом военному бизнес представляется мне хотя и мирной, но войной. В нем применимы многие из приемов огневого боя. А главное сходство в том, что в бизнесе, как на войне, надо быть гибким и стойким. Гибким в тактике, чтобы вовремя уйти из ставшей уже невыгодной ниши и найти новое перспективное направление. И стойким в стратегии, в достижении конечной цели. А цель - построение нормального бизнеса, который когда-нибудь станет бизнесом и твоих детей. У меня растут сын и дочка. И работаю я, конечно, главным образом ради них.