ЗАХВАТЫВАЮЩЕ ЗРЕЛИЩЕ
Впервые за всю историю мотоспорта Прикамья наши ребята стали призерами чемпионата России по мотокроссу среди команд мастеров Суперлиги. В общем командном зачете по сумме шести этапов пермский клуб занял третье место.
У редкого мальчишки сердце не замирало при виде слитого со своей машиной, мчащегося во весь опор мотоциклиста. Да что там скорость - сам вид мотоцикла так притягателен! А гонять в этом виде спорта можно по-разному, в зависимости от вида соревнований.
Школа всего мотоспорта - кросс. Трасса кросса прокладывается по пересеченной местности, изобилующей подъемами, спусками, неожиданными поворотами и даже трамплинами. Кроссы проводятся на открытых и закрытых трассах. В первом случае дистанция объявляется заранее, и тренировку можно начинать за несколько дней до начала соревнований. При закрытой трассе дистанция объявляется участникам перед самым стартом: один из членов судейской коллегии по карте объясняет маршрут и пункты, через которые проходит трасса. Это замкнутое кольцо длиной 1,5-5 километров проходят несколько раз.
Первым советским гонщиком, завоевавшим в 1965 году звание чемпиона мира по мотокроссу, был Виктор АРБЕКОВ. Впоследствии трехкратным чемпионом мира становился Геннадий МОИСЕЕВ.
Виражи, виражи...
Соревнования по фигурному вождению мотоцикла проводятся на лучшее и быстрейшее преодоление 12 искусственных препятствий, расставленных по специальной схеме - по прямой или по окружности, с общей дистанцией 200-220 метров. Согласно классификационным требованиям, максимальное время на выполнение 12 упражнений не должно превышать 100 секунд. В случае касания ногой поверхности трассы с момента старта до финиша мотоциклист исключается из зачета.
В шоссейно-линейных гонках надо пройти точно по разметке стокилометрового круга. Срезал дистанцию - получил "баранку", свернул не там - возвращаешься, теряешь время. Такие гонки проводятся на дистанциях 50, 100, 200, 500 и 1000 километров. Гоняются мотоциклисты на хороших дорогах, имеющих ровную асфальтовую поверхность шириной не менее 6 метров.
Спидвей - это мотогонки по гаревой дорожке летом, по ледяной - зимой. Проводятся на мототреках и стадионах с дистанцией в четыре круга по 400 метров. По кольцу трека или стадиона гонщик мчится со скоростью 100 километров по прямой и 60-70 километров на вираже.
Соревнования по мотоспорту бывают личные и лично-командные.
В Перми мотоспорт получил развитие в 50-х годах. Одним из самых активных энтузиастов был Николай СОЛОВЬЕВ. Вместе с такими гонщиками, как Николай Кокорин, Сергей Колегов, Геннадий Колчанов, Владимир Попов, Виктор Суворов, Вадим Назаров, Борис Меркушев, он входил в команду пермяков, которая участвовала во многих соревнованиях. Первые тренировки проходили в районе лыжной базы "Динамо", на трассе между Висимом и Запрудом. В последующие годы заметных результатов на многодневных различных соревнованиях добивались Николай ВАСЕВ - серебряный призер чемпионата России, Леонид ВИННИК - обладатель бронзовой медали чемпионата страны в гонках на льду, Виктор СУВОРОВ - многократный призер первенств республики в гонках на ипподроме, Виктор ТАТАРКИН - призер чемпионата России по многодневной гонке, и другие.
Стартовый рывок
Мы беседуем с вице-президентом областной федерации мотоспорта Кириллом ПАНЬКОВЫМ.
- Кирилл Александрович, как вы попали в мотоспорт?
- Мотокроссом я увлекался с 9 лет. Как-то сосед оставил во дворе без присмотра свой мотоцикл "Минск".Не знаю, какие силы мной руководили, когда я сел в седло и нажал на газ. Правда, далеко уехать не удалось, остановили сотрудники ГАИ. После профилактической беседы участковый инспектор милиции привел меня в пермский спортивно-технический клуб (СТК) "Искра". От увиденной там "рычащей" техники я пришел в восторг, и в сердце екнуло: "Это мое". В первый год занятий в СТК "Искра" на 1 мотоцикл приходилось 63 занимающихся, через три года нас осталось 10 человек. Я участвовал в различных городских и областных соревнованиях, показывал неплохие результаты.
- Кто стоял у истоков создания ныне популярного клуба по мотоспорту "Лукойл-Транс-Нортон"?
- Когда я после службы в армии заглянул в СТК "Искра", а это было начало 90-х годов, то увидел удручающую ситуацию. По большому счету, клуб был развален, на его балансе находилось всего 2 мотоцикла. В таких условиях ни о каком массовом развитии мотоспорта не могло идти и речи. Тогда я со своим приятелем Андреем Жуйковым, тоже большим любителем мотоспорта, решил объединить усилия и создать новый клуб. Для начала добились, чтобы нам передали в аренду помещение брошенной прачечной. Затем стали потихоньку совершенствовать материально-техническую базу. Сначала у нас был один мотоцикл, со временем их стало три.
- Расскажите о дне сегодняшнем вашего спортклуба.
- Могу с уверенностью сказать, что наш клуб стал одним из лучших в стране по многим показателям. Конечно, это стало возможным во многом благодаря нашим спонсорам, прежде всего предприятию "ЛУКОЙЛ-Транс", и поддержке депутата Андрея Кузяева. У нас 23 мотоцикла, ребят тренируют три квалифицированных тренера: Сергей Брыляков, Андрей Жуйков (президент областной федерации мотоспорта - Прим. ред.) и Роман Файзутдинов. Еще в нашем тренерском штате по футболу Владимир Сметанников и директор отделения "Нортон-Юниор" Владимир Рогалевич. Недавно мы организовали в клубе секции футбола, картинга и водно-моторного спорта. Прием детей в секции осуществляем с 4-летнего возраста. Среди занимающихся много воспитанников детских домов и трудных подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Работая с ними, мы преследуем главную цель - не воспитать из них во что бы то ни стало чемпионов, а оторвать от дурного влияния улицы, увлечь и заинтересовать достойным делом. Замечу, что занятия у нас бесплатные.
- Что представляет собой команда мастеров "Лукойл-Транс-Нортон"?
- Мы сумели создать боеспособный коллектив, который нацелили на решение серьезных задач.
Начали с участия во второй лиге командного чемпионата России. Затем прошли через первую и Высшую лигу. В Суперлиге дебютировали в 2002 году, где заняли 13-е место. В прошлом году стали уже пятыми, а в нынешнем спортивном сезоне и вовсе вошли в число призеров, заняв 3-е место из 23 участников. Кроме того, параллельно с соревнованиями в Суперлиге, проходит молодежный чемпионат России, в котором участвуют спортсмены до 21 года. Так вот, в этих соревнованиях наша команда также стала третьей. А в последнем зимнем чемпионате России команда "Лукойл-Транс-Нортон" стала чемпионом.
Из особо отличившихся наших спортсменов хочу выделить Всеволода Брылякова, Андрея Пудова, Алексея Зубкова, Влада Никитина и других ребят, выступающих в разных классах.
- Сколько человек входит в команду по мотокроссу, и каким образом выявляется победитель?
- В команде 12 человек, зачет осуществляется по 6 лучшим результатам в каждом классе в двух заездах. В российской Суперлиге победитель определяется по итогам семи этапов.
- Где культивируется мотоспорт в Прикамье?
- Открыты и успешно работают наши филиалы в Чусовом, Лысьве, Березниках и Добрянке. Надеюсь, в ближайшее время наладим положение дел в Соликамске и Чайковском.
Остаться в Суперлиге
- Ближайшие планы пермской команды мастеров "Лукойл-Транс-Нортон"?
- 5 января планируем организовать сборы для мотоспортсменов, готовящихся к выступлению молодежного личного чемпионата России. А вот наше участие в Суперлиге, которая стартует в июле 2005 года, под вопросом. Причина банальна - финансы. Суперлига
разыгрывается в семь этапов, которые расписаны по городам, расположенным в радиусе от Москвы в пределах 500 километров. Каждый этап проходит в течение двух дней. Только в сезоне 2004 года каждый этап нашей команде обошелся в 80-90 тысяч рублей. И это только организационные моменты, запчасти, масло, бензин, резина. Увы, нынешнее наше положение таково, что мы не можем быть спокойны, что нужная сумма будет гарантирована. Понимаете, если команда по каким-то причинам пропускает этап, ее не снимают с дальнейшего участия в чемпионате, но из-за потери очков становится нереально продолжать борьбу за призовые места. А соревноваться ради участия - не в наших правилах. Кстати, ежедневная тренировка профессиональной команды стоит 5 тысяч рублей. Согласитесь, затратный вид спорта.
- А как же насчет РОСТО? Ведь эта организация активно поддерживает технические виды спорта.- В этом году Пермский областной совет РОСТО выделил нам якобы 400 тысяч рублей, но мы так и не получили ни рубля.
- Нынешним летом на Каме под эгидой вашей федерации прошел первый чемпионат Перми по аквабайку. Как пришла идея культивировать этот молодой вид спорта?
- Идею проведения такого соревнования поддержала пермская компания "Техноспорт" и горспорткомитет. И первый блин получился отнюдь не комом. Гонки на водных мотоциклах превратились в шоу, которое с большим интересом наблюдали в течение двух дней тысячи отдыхающих. Примечательно, что победителем стала 14-летняя девушка. В 2005 году планируем провести два подобных соревнования. Но и зимой мы развиваем новые направления. Так, 12 марта проведем первый открытый чемпионат Перми по снегоход-кроссу. Приглашаем к участию всех желающих.