Праздники корпоративного духа
Новый год - время заняться построением команды
Праздник, отмечаемый в тесных объятиях родного коллектива, - это не просто шампанское с икрой под джаз, рок-н-ролл или шлягеры Примадонны. Любой пиарщик скажет, что корпоративная вечеринка удалась, если сотрудники не только с размахом освоили бюджет, выделенный на напитки, закуски и развлечения, но и пережили момент единения, остро познали "чувство локтя" и в очередной раз позавидовали собственному счастью - в какой замечательной компании они работают.
***
Главное - не оставить голодными
Впрочем, влияния хлеба и зрелищ нельзя недооценивать. Голодный работник плохо воспринимает умозрительную идею корпоративных ценностей. Поэтому перед пиарщиками компаний, в том числе банков, ставится задача выбора площадки для праздника и меню банкета либо фуршета.
Ситуация, как правило, всегда осложняется тем, что поводов для таких полномасштабных праздников с течением времени остается все меньше. Несмотря на обилие красных дней в календаре, работодатель согласен устроить масштабный праздник всего два, максимум - три раза в году. Из них один повод - "день рождения компании", - у каждого предприятия он приходится на разную дату. Зато два других, Новый год (Рождество) и реже 8 Марта, празднуются всеми компаниями примерно в одно и то же время. Поэтому выбрать достойную площадку, которая отвечала бы всем требованиям с точки зрения статуса, удобного времени проведения праздника, вместимости и при этом стоила какую-то реальную, а не запредельную цену, достаточно сложно. Слишком в это время велик спрос и конкуренция за лучшие места. Сегодня, когда до начала массовых празднеств по случаю наступления Нового года осталось всего 2-3 недели, крупному предприятию найти ресторан, клуб или иное заведение, которое отвечало бы всем высоким требованиям, практически невозможно.
Для несчастных, не успевших заранее позаботиться о "новогодних санях" или по каким-то другим причинам решивших отмечать праздник в собственном конференц-зале, существуют рестораны выездного обслуживания. Не стоит думать, что ресторан "с выездом на дом" - это что-то такое второсортное. Меню компаний, работающих на рынке кейтеринга (так на профессиональном языке называется доставка обедов), сразу настраивает на праздничный лад. Тут и "нежнейшие ломтики норвежского лосося, поданные в рулетах с пикантным соусом из авокадо", и "острая утиная грудка со сладчайшим виноградом", и "осетрина паровая, украшенная раками", а также изысканные гарниры, десерты, напитки. В то же время, компания, устраивающая корпоративный праздник, потратит от 20 долларов, в среднем 30-40 долларов, на одного человека. По данным агентства Green Moon, в эту сумму включены стоимость блюд, труда поваров, транспортировка и аренда посуды, скатертей, столовых приборов. Работа официантов и напитки оплачиваются отдельно. Для сравнения: банкет в хорошем ресторане обойдется около 120-150 долларов на человека.
***
Сухой паек и разрушенный завод - это модно!
Конечно, застолье в офисе вряд ли может похвастать изысканным выверенным антуражем лучших банкетных залов столицы. Но зато заказчик может получить полноценное ресторанное обслуживание на любой удобной ему площадке. И это неплохо согласуется с последними модными тенденциями в организации корпоративных праздников.
Сегодня стали очень популярны мероприятия в "неожиданных" местах. Например, презентацию одного гламурного журнала, посвященного развлечениям людей, ведущих светский образ жизни, его РR-команда с успехом провела на Московском ипподроме.Просторные помещения позволили провести вечеринку на 800 человек с размахом. Хватило места и для концерта, и для дискотеки, и для "богемных" развлечений вроде боди-арта. Большое пространство позволило провести многие этапы сценария одновременно. Пока одна часть гостей плясала, другая каталась на тройках (как-никак ипподром! ), а третья с энтузиазмом подставляла тела под кисть художника.
Кроме эффекта неожиданности, ценного самого по себе, организаторам таких праздников удается уложиться в меньший бюджет. Например, у глянцевого журнала было выделено на презентацию 20 тыс. долларов, что для полномасштабной вечеринки на 800- 1000 человек не так уж много. Другой интересный опыт на своих гостях и сотрудниках поставила компания, которая арендовала для праздника помещение одного из цехов станкостроительного завода. Гости получили "космические" впечатления: огромная пустая кубатура цеха, песок на полу, лазерное шоу на стенах и потолке, при этом качественная дорогая еда и напитки, хороший DJ и дискотека до утра. Благодаря экономии на аренде помещения (цеха нынче недороги) праздник тоже получился относительно малобюджетным.
Популярны и тематические праздники "на природе". Конечно, зимой, на Новый год это не так актуально. Но региональные банкиры, базирующиеся поближе к югу, до поздней осени не отказывают себе в коллективных выездах на море с немудреными, но заразительными развлечениями вроде "пиратских" вечеринок с посвящением в пираты и принятием солнечных и морских ванн.
***
Банковский праздник: готовь сани летом
Тем же коллективам, которые желают в праздник отдохнуть от "родных стен", но в то же время не готовы радоваться жизни на какой-нибудь экстремальной площадке, приходится озаботиться поиском места для проведения праздника задолго до проведения мероприятия. Особенно, если в банке работает около тысячи человек, как, например, в Ситибанке. РR-менеджер Ситибанка Людмила Боцан рассказала "Банковскому обозрению", что наступление 2005 года российский коллектив банка будет встречать в ресторане отеля "Рэдиссон Славянская". Ситибанк, по словам Л. Боцан, будет отмечать Новый год в начале декабря, поскольку во второй половине месяца многие сотрудники, особенно из числа иностранцев, уже разъедутся на праздники. Чтобы усадить весь коллектив за новогодний стол в нужное время в нужном месте, пиарщикам банка пришлось бронировать помещение еще в июле.
И в этом нет ничего из ряда вон выходящего. Как сообщили "ВО" в компании "Президент-Концерт", залы московских ресторанов в основной массе рассчитаны на 150-200 мест. Помещения, способные вместить всех сотрудников банка и отвечающие высоким требованиям, есть, как правило, только в пятизвездочных отелях. И пытаться найти что-то подходящее уже осенью крайне сложно, особенно если стоит задача организовать торжество в строго определенный день, как то последняя пятница или суббота перед Новым годом.
И все же не стоит думать, что только административные заботы вроде аренды помещения занимают специалистов, отвечающих за подготовку к празднику. Перед ними стоит задача сделать обычную связку "концерт-банкет" запоминающимся событием. Конечно, творческие порывы группы внутреннего PR, которая занимается в крупных компаниях и банках корпоративными мероприятиями, в значительной мере ограничены размером бюджета. Но и в пределах дозволенного пиарщики умудряются устроить замечательный праздник.
Ведь ничего не стоит завести правило: у нас нет VIР-зала, руководители сидят за столиками рядом с рядовыми сотрудниками. Руководители банка, президент, его замы могут обойти несколько столиков, поздравить людей лично. После этого в глазах сотрудников этот вечер вырастет из бесплатного застолья в настоящее корпоративное торжество.
То же самое можно сказать о подготовке сценария. В Ситибанке, например, концертная программа для новогоднего корпоративного праздника формировалась с учетом опроса, анкетирования коллектива. Это позволило по возможности учесть музыкальные вкусы большинства сотрудников. Как рассказала Л. Боцан, РR-менеджер банка, в итоге в концерте будут участвовать 3-4 российских поп-группы (иностранные музыканты слишком дороги). Исходя из расценок концертных агентств, можно предположить, что музыкальное сопровождение обойдется банку в сумму около 20 тыс. долларов.
Кроме того, пиарщики Ситибанка помогают ведущим праздника "освоиться" с материалом - рассказывают немного о людях, работающих в банке, об отделах, их специфике, профессиональных традиционных шутках. Такое минимальное знание коллектива помогает конферансье сделать свое выступление более адресным, личным.
***
Полезное с приятным
Один из основных вопросов при организации корпоративного праздника: заниматься подготовкой исключительно силами самих сотрудников или доверить эту достаточно сложную и обременительную работу специальным агентствам? Практически любое концертное агентство, кейтеринговая фирма или компания, специализирующаяся на проведении праздников в целом, сможет организовать и праздничный стол, и выступление артистов, и развлекательную программу с танцами. На практике услуги посредников обойдутся в 15-20% от бюджета праздника, и это тоже один из поводов задуматься - а, может, мы сами? В некоторых компаниях ведение корпоративных мероприятий в качестве конферансье, написание сценариев для праздников и прочие оргнагрузки прямо прописаны в должностных обязанностях штатных пиарщиков или кадровиков. Но наиболее эффективным оказывается подход, при котором агентству делегируются функции технического исполнителя и ставится четкое задание: организовать банкет в выбранном зале на выделенную сумму, проследить за оформлением зала, пригласить артистов, каких пожелал видеть и слышать коллектив, и тому подобное.
А штатные пиарщики, между тем, должны озаботиться достижением стратегических целей. Праздник - это один из лучших поводов заняться "построением команды". Западная статистика свидетельствует, что после удачно проведенных праздников в компаниях растут продажи. Из чего следует, что формирование единого корпоративного духа, выстраивание грамотных отношений между сотрудниками имеют экономический эффект.
Дать какие-то общие рекомендации в этом смысле очень сложно. Самая беспроигрышная идея - игра, действие, конкурс, которые дают сотрудникам возможность проявить свое творческое начало и способствуют более тесному личному общению. Однако в каждом коллективе свой неповторимый "рисунок" - профессиональный и возрастной, свои традиции и сложившиеся предпочтения. Очевидно, что вся интерактивная часть праздника должна преследовать цели сплочения, но даже самые опытные спецы по внутреннему PR иногда допускают хрестоматийные ошибки. Например, руководитель РR-службы одной телекоммуникационной компании призналась "БО", что последний день рождения компании, проведенный в картинг-клубе, был несколько "смазан" не правильно сформулированной идеей личного первенства в заездах. Предыдущий праздник проводился в боулинге, где соревновались команды сотрудников компании. Азарт болельщиков и самих участников при этом был несравненно выше, нежели в индивидуальных заездах в картин г-клубе. Кроме того, командные конкурсы дают возможность соединить общей целью, пусть и в рамках игры, людей, соперничающих в реальной жизни, на работе.
Стороннему человеку в это поверить трудно, но пиарщики уверяют, что такие игры для взрослых здорово сглаживают острые углы и способствуют нормализации атмосферы в коллективе. Причем, не обязательно это должны быть какие-то "высокотехнологичные" и дорогостоящие развлечения. Все, как говорилось, зависит от конкретных компаний, людей, их пола, возраста, привычек. Обычный караоке или даже детская игра в фанты в некоторых ситуациях (особенно после третьей рюмки) могут неплохо послужить делу построения команды.
Хорошим сближающим началом эксперты считают самодеятельность (привет из советского прошлого). В упоминавшейся телекоммуникационной компании, где большинству сотрудников, программистов еще не исполнилось 35 лет, с успехом была исполнена театрализованная постановка, сценки из жизни компании. По словам представителя компании, поначалу к идее отнеслись очень сложно. Но в процессе люди увлеклись. Своим вдохновением всех заразил один-единственный человек, вовсе не начальник и даже не неформальный лидер. Результат постановки превзошел все ожидания. И остальные сотрудники, не задействованные в постановке, не просто созерцали из зала, как они смотрели бы спектакль профессиональных актеров, а сопереживали.
Это и есть тот максимальный эффект, который может быть достигнут на корпоративном празднике.
***
Сегодня стали очень популярны мероприятия в "неожиданных" местах: на ипподроме или в заводском цеху. Кроме эффекта неожиданности, ценного самого по себе, организаторам таких праздников удается уложиться в меньший бюджет.
***
Региональные банкиры, базирующиеся поближе к югу, до поздней осени не отказывают себе в коллективных выездах на море с немудреными, но заразительными развлечениями вроде "пиратских" вечеринок.
***
Западная статистика свидетельствует, что после удачно проведенных праздников в компаниях растут продажи.