НА КРУТОМ ВИРАЖЕ
Площадь Революции в Чите превратилась в гоночную трассу. Читинские школьники выясняли, чья машина быстрее на городском лично-командном первенстве по картингу.
Мимо меня промчалась машина с номером 37, за ней, почти не отставая, еще пять "картов".
Гонщиком, который легко обошел на вираже соперников, оказался Артур Дербеденьев. В этом году на первенстве Сибири в Красноярске он и другой читинец Ярослав Измайлов стали чемпионами, а Артур выполнил норматив мастера спорта.
Он учится в лицее при Читинском государственном университете. Два года назад пришел на городскую станцию юных техников и понял, картинг - это то, что ему нужно. С тех пор мальчишке покорилась уже не одна трасса. На некоторых из них случались и довольно щекотливые ситуации.
- На первенстве Сибири в мае этого года в Зеленогорске, - рассказал Артур в перерыве между заездами, - я ехал со скоростью 160 километров в час, на повороте машина накренилась и встала на два колеса. Несколько минут она двигалась в таком положении!
Хотя от того, что вытворяли на крутых виражах гонщики, порой захватывало дух, все же картинг - вид спорта достаточно безопасный. Машина опирается на четыре колеса, у нее низкая посадка, крепкая рама и надежные тормоза - все это сводит риск аварии к минимуму. Вот если б еще картинги были поновее.
Большинство машин в Чите устарели - на некоторых ездили еще в 80-е годы. Ребята из областной и городской станций юных техников вместе со своими руководителями постоянно дорабатывают картинги, выписывают новые детали из Коврова и других городов, обмениваются материалами с подобными клубами. Но машин, которые "ремонту не подлежат", становится все больше. Оттого не участвуют в состязаниях сейчас спортсмены из районов Читинской области, а когда-то приезжали по 10-12 команд. У картингистов нет хороших машин, а на новые просто не хватает денег.
В Чите ситуация, конечно, не настолько плачевная. На 15 процентов парк картингов за два последних года все же удалось обновить. Помогли спонсоры.
ОАО "Читаглавснаб" подарила городской станции юных техников новую машину. Областной Комитет образования выделил сумму, достаточную для приобретения еще нескольких картингов. Большинство из них осталось на областной станции юных техников, часть передали городской станции и читинскому детскому дому N 1. А буквально накануне первенства получили из Барнаула итальянскую машину. "Карт" принадлежит к более совершенному классу, чем уже испытанные читинцами "Пионер", "Кадет", "Союзный".
Для справки: все классы распределены по техническим особенностям, например: "Союзный" - объем двигателя 125 куб. см - это более сильная машина для ребят старшего возраста; "Кадет" и "Пионер" отличаются конструкцией мотора при одинаковом объеме - 50 куб. см. Они для младших школьников. Именно в этих классах вот уже который год выступают читинцы.
Новая машина принадлежит к классу "Формула-С". Ее приобрело ООО "Нефтемаркет" за 77 тысяч рублей. Этот картинг по ровной трассе способен разгоняться до 200 км/час, у него идеальная тормозная система. Правда, красавец "итальянец" еще не успел опробовать трассу нынешнего первенства - пока не прошел обкатку. Он молчаливо стоял в стороне под восхищенными взглядами гонщиков и зевак.
- Конечно, в Чите эта машина вряд ли покажет высокую скорость, - сказал директор городской станции юных техников Алексей Романюк. - Хотя асфальт на площади Революции обновили, спасибо администрации города, все же эта трасса не приспособлена для соревнований картингистов. Она тесная и короткая.
Может быть, местные власти уделят больше внимания картинг-спорту в Чите? Когда появится специализированная трасса, например, в том же пустующем сейчас парке Победы, а новых машин будет закуплено больше, станет реально принимать спортсменов не только из Читинской области, но и из других городов России.