Перейти к основному содержанию

Главная      Утолить жажду скорости

Утолить жажду скорости

Считается, что рождение картинга — заслуга американских летчиков, которые устраивали гонки в короткие «передышки» между боевыми вылетами. Кое-как сваренные трубки, маленькие колеса, небольшой двигатель мощностью 2,5 лошадиных силы, установленный сзади сиденья водителя, и машина готова.

***

Всемирный старт

Первый снортивный карт был также собран в США, в августе 1956 г. Выглядел он весьма неуклюже — высокий, с примитивным ручным тормозом и... газонокосилкой в качестве силовой установки. Инициатива создания спортивной машины исходила от механика фирмы Curtis Kraft Company, выпускавшей гоночные автомобили. После того как спортивный карт был представлен широкой общественности, спрос на такие машины стал резко расти — в основном их выпускали две фирмы: Go Cart Company и Caretta.

Спустя два года бурное развитие картинга началось и в Европе. Произошло это после того, как в Англию привезли пять картов по заказу служившего на туманном Альбионе сотрудника ВВС США Микки Флина. В Британии начали строиться картодромы и появляться фирмы, производящие карты, — в I960 г. их было уже 120. Правда, каждая компания разрабатывала и выпускала мини-автомобили собственной уникальной конструкции.

А в 1962 г. картинг появился и в СССР. Автомобили для гонок собирались вручную (первые образцы были одновременно представлены в Курске и Харькове). Соревнования проводились на заброшенных аэродромах, велосипедных треках и беговых дорожках стадионов.

***

Светлое будущее и серое настоящее

Источником сильных эмоций называют картинг те, кто хоть раз прокатился на этих небольших, но очень скоростных машинах. За считанные секунды карты способны развить скорость до 100 км/ч. Чтобы испытать это экстремальное удовольствие, достаточно прийти на картодром и прокатиться хотя бы несколько кругов.

Правда, сделать это будет не так просто. «У нас в области нет специального картодрома. Есть только отдельные площадки, оборудованные под картодром, — рассказывает председатель Нижегородского комитета картинга Олег Уюткин. — Трасса настоящего картодрома должна быть длиной 1200-1400 м и шириной 6-8 м. По конфигурации она напоминает трассу «Формулы 1» и вмещает до 35 машин».

Директор команды по картингу «РИДА» Олег Гусаров-ский считает, что оптимальная длина картинговой трассы составляет 850 м. Именно такая. трасса построена на площадке завода «РИДА». «Масштабное строительство картодрома мы не начинали по той простой причине, что не имели прав на эту землю. Сейчас, когда закончилась пятилетняя бумажная эпопея с оформлением прав на землю, думаем, какими силами построить картодром. Мы не финансовые магнаты, чтобы все делать за свой счет», — отмечает Олег Гусаровский.

О подобных проблемах говорит и директор нижегородского картодрома «Форсаж» Вадим Баранов: «Землю, на которой расположен наш картодром, мы арендуем, и нам не могут сказать, что будет с ней, например, через два года. Мы готовы вкладывать деньги, расширяться, ставить стационарные помещения, даже построить спортивно-технический центр. Но мы не можем строить все это на чужой земле без каких-либо гарантий».

«Форсаж» на сегодняшний день — самый крупный открытый картодром в Нижнем Новгороде. К услугам посетителей — 8 финских прокатных картов с 9-сильными английскими двигателями. Владельцы картодрома ориентировались в основном на московский опыт. А в столице есть на что посмотреть: и крытые, и открытые трассы, расположенные на двух («Картлэнд», «Серебряный дождь»), а то и трех («Солярис»)уровнях. Длина трассы доходит до 1200 м, а число картов — до 35 м. В «Картлэнде» пошли еще дальше — на площади около 5000 кв. м. нашлось место для картинга, боулинга, гольфа, сауны, пиццерии и Q-zar. Свой «звездный» заезд можно даже записать на DVD — для этого на трассе установлено 16 видеокамер!

Но Нижний Новгород не Москва. «В столице выстраиваются очереди на картод-ромы, чтобы покататься с шести вечера до двух ночи, надо записываться заранее, — рассказывает директор «Форсажа» Вадим Баранов.

— У нас же машины иногда вообще простаивают. Понедельник, вторник — мертвые дни. Пока этот проект не приносит прибыли. И мы, как учредители, содержим его, в основном, для души».

***

Заезд для чайников

Научиться управлять картом несложно. «Необходимо различать педали газа и тормоза, правую и левую стороны», — шутит картингист с 20-летним стажем Павел Мо-торин. Также неплохо знать, что означают сигнальные флаги: красный и зеленый аналогичны сигналам светофора, желтый — необходимо снизить скорость, поскольку на трассе авария, черно-белый (как шахматное поле) — финиш. Значение флагов объясняет инструктор перед стартом. Он же должен выдать экипировку — шлем, подшлемник, защитный комбинезон, перчатки и специальную обувь, защищающую щиколотку. По требованиям Росс и iic кой автомобильной федерации вся одежда должна быть огнеустойчивой.

1:ще перед стартом вежливо попросят не врезаться в других гонщиков. Иначе можно досрочно покинуть гонку или вообще с позором быть изгнанным с картодро-ма. Такой прецедент уже был. «Мы недавно выгнали одну компанию, которая погубила нам карт. Ребята ходили на картодром регулярно — чувствовалось, что это занятие им по душе. Но в последнее время они стали вести себя очень развязно. В итоге после одного из заездов нашу машину пришлось списать — раму согнули так, что ездить стало невозможно. Теперь у провинившихся посетителей «черные метки», они больше не будут у нас кататься», — рассказал директор «Форсажа».

***

Как стать Шумахером

Практически все известные автогонщики говорят о том, что прямая дорога в автоспорт лежит через картинг, и с упоением рассказывают о своих юношеских достижениях в мире маленьких и очень скоростных машин. Сейчас каждый второй из них имеет собственньш картодром с успешно развивающейся школой картинга. За примерами далеко ходить не надо: братья. Михаэль и Ральф Шумахеры, Хуан-Пабло Монтойя... Россия тоже старается соответствовать мировым стандартам. Каждая отечественная карт-школа стремится «встать под крыло» титулованного автогонщика или заслуженного тренера.

Столичные карт-школы, как правило, предлагают сразу несколько обучающих программ. Обучение проходит в группах и рассчитано как на новичков (детей от 8 лет), так и на имеющих небольшой опыт вождения (старше 18 лет). Предусмотрены также индивидуальные занятия — от 5000 руб. за два часа теории и практики.

В школе картинга при нижегородском картодроме «Форсаж» постоянно занимаются 5-6 ребят. Их родители готовы платить за занятия 4 тыс. руб. ежемесячно (хотя реальные расходы на обучение, по словам директора картодрома Вадима Баранова, составляют 7,5-8 тыс. руб. в месяц). Ребята занимаются два раза в неделю, изучают теорию и отрабатывают ее на практике. Практика — это езда на время, парные гонки, объезд препятствий и прочее.

Обучение в детско-юношеской спортивной школе «РИДА», которая возникла более шести лет назад, бесплатное, но технику и обмундирование ребятам должны покупать родители. По оценке директора команды по картингу «РИДА» Олега Гу-саровского, затраты на содержание одного гонщика (на его автомобиль, амуницию, выезды на соревнования) достигают 30 тыс. евро в год. Сейчас постоянно занимаются только два гонщика — сыновья гендиректора сормовского завода специальных и бронированных автомобилей «РИДА» Юрия Яворского — Илья и Геннадий. Им помогают тренер, водитель и четыре механика, которые готовят технику к соревнованиям. В ближайших планах спортшколы — расширение (подрастают дети других руководителей завода).

***

Интерес плюс деньги

Картинг из приятного развлечения иногда становится серьезным увлечением. А когда гонки на машинах становятся больше чем хобби, начинается спорт. Он уже предполагает совсем другие автомобили, иные скорости и иные ощущения. «Гонками с мужским драйвом» называют их профессионалы: скорость до 200 км/ч плюс большие перегрузки. Если у среднего прокатного карта стоит двигатель мощностью 9 лошадиных сил, то у самого скромного спортивного карта (для детей) — минимум 20 «лошадок».

Классифицировать картинги достаточно просто. В чемпионате России на сегодняшний день участвуют пять классов машин: три детских и два взрослых. Для самых маленьких — «Мини» (от 8 до 12 лет), вторым является «Ракет» (от 11 до 15 лет), третьим идет «Интер-А Юниор» (от 12 до 17 лет). Последний из детских наиболее приближен к взрослому картингу и во всем мире считается трамплином в большой автоспорт.

К взрослым классам относят «Интер-А» (от 15 лет) и «Ин-тер-С». Последний представляет собой полноценный гоночный автомобиль с 40-сильным двигателем, 6-ступенча-той коробкой передач и тормозами на всех колесах. Стоит такое чудо техники, конечно, недешево (примерно от $2 до $7 тыс.) По словам Олега Гу-саровского, у одного из гонщиков команды «РИДА» машина стоит 6,5 тыс. евро, у другого — 9,5 тыс. евро.

Отечественная техника значительно дешевле, машина стоит примерно 10-15 тыс. руб. Но это, как правило, уже видавшие виды карты, когда-то полностью собранные своими руками.

Как рассказал председатель Нижегородского комитета картинга Олег Уюткин, в нашей области в общей сложности «гоняют» около 120 человек. Регулярно проводятся соревнования, инициаторами которых все чаще выступают состоятельные родители юных картингистов. «Папа купит ребенку карт, даст ему название своей фирмы, и вперед — к вершинам славы! И ребенку хорошо (делом увлечен), и отцу неплохо (какая-никакая, а реклама)», — рассказывает Олег Уюткин.

По мнению гендиректора завода «РИДА» Юрия Яворского, возглавляющего нижегородскую Федерацию картинга, этот вид спорта и отдыха в Нижнем обязательно будет развиваться. «Пока еще наши команды никто не покупает и не спонсирует. Картинг нуждается в поддержке, чтобы прогрессировать и обретать еще большую популярность в будущем, - считает Юрий Яворский. — Но я уверен, пройдет время, и ряд крупных компаний захотят иметь свои собственные команды».

***

фото: