Скорости не сбрасывая на виражах
Когда в Новом Уренгое проходил IV этап чемпионата городов Севера и мальчишки на трассе демонстрировали свое мастерство, тренерский состав в это время ломал голову над перспективами развития картинга в регионе. Среди делегатов был представитель общественной организации "Тюменская региональная федерация картинга" Галина ВЕЛИЖАНИНА.
Велижанина - человек-легенда, правда, знают ее больше в узких, спортивных, кругах. Ее фамилия прозвучала в августе 2002 года, когда на летном поле аэропорта Плеханово, впервые после довольно продолжительного перерыва, целых 16 лет, состоялся открытый чемпионат Тюменской области по картингу. В областной центр тогда съехалось четыре десятка спортсменов из Сургута, Нефтеюганска, Кургана, Екатеринбурга, Омска, Ялуторовска, Режа и Шадринска. В заездах "плехановских" гонок участвовало девять пилотов на картах класса "Пионер-Кадет", возраст участников - 8-12 лет. Несмотря на молодость и небольшой опыт, никто из гонщиков от борьбы не уклонялся, поэтому машины юных "шумахеров" часто въезжали в ограждения, сложенные из старых автопокрышек, и сразу глохли на малых оборотах. Их заводили с толкача стоящие по всему периметру трассы наставники будущих чемпионов. Велижанина тогда была автором идеи и организатором соревнований. Но, по большому счету, вся эта история началась с ее частной инициативы подарить сыну Алексею... клуб картингистов.
С той поры много воды утекло, Алексей живет в Екатеринбурге, породнился с семьей известного гонщика Ладыгина. Сейчас у его сына Максима постоянно перед глазами живой пример: дедушка, папа, мама, дядя Кирилл Ладыгин, одиннадцатикратный чемпион России по картингу. Ну и бабушка, которая как может поддерживает интерес мальчишки к техническим видам спорта. А Максиму всего семь лет...
Первый раз мы встретились с Галиной Степановной в марте, после официального закрытия зимнего сезона 2007-2008 года, когда для нее остались позади семь этапов Кубка Урала и Сибири, где тюменцы взяли второе общекомандное место, плюс четыре этапа открытого первенства Тюменской области. И у нас состоялся такой разговор:
- Картинг для меня - это образ жизни, - твердо заявила тогда Велижанина. - Почему? Одно дело, что я для сына и его друзей создала клуб, он, кстати, все еще живой, а другое - региональная федерация картинга. Масштабы, согласитесь, несопоставимые.
Мне тут недавно после соревнований высказали претензию, что наши гонщики одеты не по форме и карты у них грязные. Мне стало крайне обидно, не за себя, а за ребят! Я была буквально на грани истерики, но за своих мальчишек заступилась и сказала чиновникам следующее: "Побольше бы таких грязных, сопливых, но счастливых мальчишек!
Во-первых, зимнего картинга нет нигде, только в России, потому и называется он русскими гонками. Ведь зимнюю трассу сделать непросто - она должна быть ровная, с высоким бортом, безопасная и для зрителей, и для пилотов. Во-вторых, погодные условия. Ну-ка попробуй зимой прокатиться в открытом карте, да на хорошей скорости - до гламура человеку будет?! Пусть наши парни в драных рукавичках, но график соревнований зимой такой, что начиная с 16 декабря все субботы и воскресенья у них были заняты гонками. Они так устают, что им больше ничего не нужно! И когда мой Алексей, теперь уже мастер спорта, возит с собой на соревнования семилетнего сына - это чудесно, нормально! Так должно быть!
- Вы как бабушка хотите видеть внука гонщиком? - помнится, очень удивилась я.
- Да! Картинг - это здоровый наркотик, на мировом уровне доказано, что картинг стоит на первом месте по выводу человека из наркозависимости. Это такой адреналин! А еще картинг - безальтернативный вид автоспорта для детей, ребенок же не может сесть за руль настоящего автомобиля. Я на днях была на станции юных техников и видела там на тренировке трехлетнего мальчика. Трехлетнего! Ему папа купил новый карт, механики как могли все ему сделали, педали подвинули...
Даже в сравнении с мини-футболом автоспорт далеко не такой травматичный. А что касается карта... Во-первых, мы говорим о том, что нужно создать максимально безопасные условия, и подразумеваем при этом специальную трассу. В Тюмени мы эту тему на штыках держим. Во-вторых, карт сам по себе машина очень устойчивая. Если хороший асфальт, то карт наглядно демонстрирует свойство, так называемый "держак" - сцепление шин и асфальта. Машина сама держится за полотно! Ну и навыки вождения - это тоже элемент безопасности. Без длительных тренировок мальчишку никто на соревнования не пошлет.
Есть общепринятый показатель - разгон автомобиля до скорости 100 километров в час за определенное время. Так вот, карт опережает все кузовные автомобили, но на хороших трассах, где есть разгонные прямые от 100 и более метров. А взрослые летние машины объемом двигателя 125 "кубиков" развивают скорость до 220 километров в час. Представляете, какие должны быть навыки вождения, чтобы на трассе 1100-1300 метров, при большом числе левых и правых поворотов спрогнозировать ситуацию и вовремя погасить скорость!
А при вхождении в поворот могут возникнуть не очень желательные ощущения, но тем не менее они неизбежны - это перегрузки. Считайте, что картингисты готовят себя в космонавты! А еще один плюс: у ребят в этом возрасте вырабатывается чувство "автомобиль - дорога". Потому что у карта, в отличие от большого автомобиля, низкая посадка, нет подвески, и пилот ощущает эту близость к земле всем своим телом. По правилам в заезде могут участвовать более 25 гонщиков, ситуация может сложиться абсолютно непредсказуемая, и каждый пилот должен принять единственно правильное решение и при этом постараться всех обогнать... В общем, карт - вещь незаменимая! И грустно, что это все у нас недооценивается.
...Велижанина говорила о картинге эмоционально, очень печалилась, что главным препятствием в строительстве картодрома стало отсутствие земельного участка площадью 8 гектаров на территории Тюменского района. По ее мнению, картодром должен быть областным сооружением, а если уж мечтать по полной программе, то клубы картингистов вообще должны быть в каждом райцентре. Тогда ребенку хоть с пяти лет можно доступно объяснить и показать Правила дорожного движения, помочь ему выработать навыки вождения, дисциплинированного и безопасного поведения на дорогах. Сколько ежегодно народа гибнет в ДТП?! А зреть-то нужно в корень проблемы!
В конце той встречи Галина Степановна сделала мне подарок - карту-схему автомобильных дорог Тюменской области. На карте красным маркером она обозначила Новый Уренгой, Муравленко, Ноябрьск, Когалым, Покачи, Нижневартовск, Нефтеюганск, Уват, Заводоуковск, Упорово, Ялуторовск и Тюмень - по ее задумке все эти города и райцентры должны, пока теоретически, входить в новый проект "Кубок Западная Сибирь. Зимний сезон-2008-2009". И для того, чтобы уточнить все нюансы, Велижанина поехала, как всегда, за свой счет в Новый Уренгой, на заключительный этап чемпионата городов Севера по картингу.
По возвращении она зашла в редакцию, чтобы поделиться своими впечатлениями. Настроение у нее было боевое.
- Нашу встречу с единомышленниками можно запросто назвать исторической, - радовалась Велижанина. - В муниципальном учреждении молодежный центр "Норд" собрались на совещание все, кто любит картинг и готов обсуждать накопившиеся за 20 лет застоя проблемы. Мы решали вопросы по организации соревнований нового проекта "Первенство "Западная Сибирь", в том числе календарь, технические требования, размер призового фонда. Главным событием стало подписание договора о взаимодействии трех субъектов: ЯНАО, ХМАО и юга Тюменской области. Мы договорились о совместных действиях продвижения развития и популяризации картинга с привлечением ресурсов на местах. В договоре четко написано: мы убеждены, что картинг может быть доступным и массовым. Строчка такая, с дальним прицелом...
Что касается самих соревнований - это был просто праздник, 52 участника! Глава города Иван Иванович Костогриз по отношению к картингистам ведет себя как хороший тренер. В Новом Уренгое мальчишки занимаются бесплатно, техника им предоставляется тоже бесплатно. В "Норде" у ребят есть выбор: картинг, мотокросс, авиамоделизм, технический туризм... Прежняя станция юных техников в миниатюре! Им по-хорошему можно позавидовать. Руководит "Нордом" очень увлеченный человек Анатолий Сергеевич Воробьев. Он сам все еще гоняет на картах, практически наперегонки с сыном-подростком. Я за уренгойских мальчишек очень порадовалась: вот они-то точно не бьют баклуши!
Таким вот результативным оказался крутой вираж на "севера" у Галины Велижаниной. И уже в ноябре в Когалыме должен пройти первый этап первенства "Западная Сибирь", второй - в феврале 2009 года в поселке Уват, третий - в апреле в Новом Уренгое. Процесс пошел!
А в это время
В начале мая в Перми состоялся I этап чемпионата и первенства Приволжского, Уральского и Сибирского федеральных округов по картингу.
Согласно регламенту соревнованиям предшествовали два дня учебно-тренировочных сборов, но капризная природа устроила серьезные испытания: снег и низкая температура не позволили приезжим пилотам прикататься к трассе, а механикам произвести необходимые настройки гоночных болидов. Явное преимущество перед всеми было, конечно, у команды Пермского края, ведь иметь такой картодром - мечта многих, в том числе и тюменских ребят.
Но домашняя трасса не помогла пермской команде "Нортон-юниор" стать лидером. Стратегия представителей разных клубов сформировать сборную команду Тюменской области по максимальному количеству пилотов дала возможность при подсчете очков выбрать пять лучших результатов. И мы победили, набрав в сумме 401 очко. На втором месте - хозяева, с результатом 382 очка, на третьем - команда ДЮСТАМШ, г.Екатеринбург, набравшая 297 очков.
Состав сборной команды Тюменской области: Николай Падалко, Кирилл Лавров, Никита Распопов, Александр Коростелев, Лариса Липчинская, Илья Самоделкин, Дмитрий Бадрызлов. Как и в зимнем сезоне, эта сборная команда выступает при поддержке департамента по спорту и молодежной политике непосредственно через спортивный центр отдыха "Воронинские горки". Но спонсоров, как известно, много не бывает...