Перейти к основному содержанию

Главная      ИДЕЯ biz - II

ИДЕЯ biz - II

Как зарабатывать на развлечениях

Рынок развлечений пока недооценен инвесторами. Крупных игроков на нем как не было в начале 1990-х гг., так и нет до сих пор - нишу делят небольшие фирмы. Однако перемены неизбежны. Открытие в октябре крупнейшего в Восточной Европе развлекательного центра "Атрилэнд" станет одной из первых "ласточек" грядущих изменений.

Гигант маленького рынка

Индустрия развлечений - это один из столпов частного предпринимательства времен перестройки. Именно благодаря кооператорам большинство советских граждан увидели мейн-стрим американского кино. Отбракованные советской цензурой фильмы крутились в видео салонах, спешно переоборудованных из тиров, столовых и даже туалетов.

Этих салонов давно уже нет, однако сама индустрия развлечений от них ушла не очень далеко. "Как обычно бывает: у предпринимателей оказывается 1000-2000 кв. м площади, они хотят сделать на них какой-нибудь центр отдыха, нанимают ремонтников. Те красят потолок черной, стены - белой-желтой-красной краской, кладут дешевый линолеум. Потом ставят игровые аппараты. Центр готов", - говорит Сергей Калиновский, генеральный директор управляющей компании "Волшебная планета", осуществляющей менеджмент нового развлекательного центра "Атрилэнд". Впрочем, в последние годы появились и такие компании, которые подходят к "веселому" бизнесу со всей серьезностью. Одна из таких фирм - Star Galaxy, которая управляет 5 развлекательными центрами в Москве. По мнению проектировщиков сети, пока места на рынке достаточно, однако после того, как в течение ближайших двух лет будет построено до 10-15 парков развлечений, втиснуться в нишу станет крайне сложно.

В Star Galaxy, правда, имеют в виду небольшие развлекательные центры местного масштаба. "Атрилэнд", чья бизнес-концепция предусматривает обслуживание потребителей со всей Москвы, будет вынужден конкурировать почти со всеми участниками рынка уже в этом году. Главными конкурентными преимуществами центра Сергей Калиновский считает его площадь, особый подход к созданию имиджа и иную, чем у всех, организацию работы с персоналом.

Дворец среднего класса

Развлекательный центр "Атрилэнд", полезная площадь которого составляет 12 тыс. кв. м, сможет одновременно вмещать до 5 тыс. посетителей. Эти показатели позволят ему сразу после открытия стать крупнейшим комплексом своего профиля в Восточной Европе. Под одной крышей здесь разместятся самые разнообразные развлечения. Таким образом "Атрилэнд" собирается совместить интересы всех членов семей среднего класса - своей основной аудитории.

При этом в составе каждой семьи можно выделить, по крайней мере, несколько групп: дети, подростки, родители, родители родителей. Для всех предусмотрены свои развлечения. Для старшего поколения - это ресторан с видом на Садовое кольцо. Для пап и мам - боулинг, скоростной картинг. На специально оборудованной трассе машины могут разгоняться до 80 км/час. Подростков ждут игровые автоматы и дискотека. Малышей - веселые клоуны, аттракционы и детские кафе.

В "Атрилэнде" надеются, что родители будут приводить своих чад не только по выходным, но и в будни. В эти дни развлекательный центр собирается работать как дворец пионеров. С детьми будут не только играть, их будут еще и обучать: на втором этаже организуют кружки и секции, которые смогут развить врожденные способности ребенка.

Руки нужны, но язык важнее

Однако чтобы концепция "отдых для всей семьи" заработала, недостаточно поставить игровые машины и организовать общепит для всех возрастов. Гораздо важнее создать в развлекательном комплексе такую атмосферу, в которой родители не боялись бы оставлять детей, а те не плакали, расставаясь с ними. А это возможно только в том случае, если правильно подобран персонал. "Тебе, может, и хочется отдать ребенка, но тут выходит бабулька с таким выражением в глазах, что ты понимаешь: отдых закончился. Придется сидеть с ребенком. Нянечки должны быть такими, с какими не страшно оставлять дитя", - объясняет Сергей Калиновский.

Обычно владельцы развлекательных центров много внимания уделяют клоунам, тщательно их отбирая и контролируя, совершенно забывая о другой части персонала - операторах аттракционов. А между тем, именно с ними клиентам приходится проводить немало времени, пока они стоят в очереди. У потребителей остается гораздо более приятное впечатление о развлекательном центре в целом и аттракционах в частности, если операторы приветливы и всегда готовы поддержать разговор.

Готовых рецептов относительно того, как отбирать персонал для предприятий индустрии развлечений, не существует. Здесь бессмысленно смотреть даже на опыт работы. Трудоспособность и умение общаться - это личные качества, которые практически невозможно перенять с опытом. Сергею Калиновскому, который крутится в "веселом" бизнесе уже не первый год, довольно часто приходилось сталкиваться со случаями, когда в компанию приходят люди, которые успели сменить много мест работы, но так и не научились работать. С другой стороны, некоторые студенты без опыта за каких-то несколько дней добиваются таких успехов, что их переводят на более денежное место.

Главный зазывала

Впрочем, не это является главным козырем "Атрилэнда", основные надежды в развлекательном комплексе возлагают на сказочного персонажа - существо по имени Атрик, которое обитает в развлекательном комплексе. Его придумало руководство "Волшебной планеты" вместе с известными детскими писателями Мариной Москвиной и Сергеем Седовым. Прозаики даже написали книгу "Удивительное приключение Атрика и алхимика Кникса".

Сейчас готовится ее первое издание. Труд выйдет тиражом 10 тыс. экземпляров. Над книгой работали сообща: руководители "Волшебной планеты" придумали сюжет, а писатели вдохнули в него жизнь. В сказке Атрик подвергается тем же испытаниям, в которые непременно попадут дети, оказавшись в развлекательном центре. По сюжету, например, существо попадает в пещеру с монстрами - и в развлекательном центре имеется пещера страха.

Кстати, в августе сказочное существо обрело голос. Передачи с его участием начали выходить на "Радио России". Ожидается появление Атрика и на телевидении. По всей видимости, он будет участвовать в аналоге "Зова джунглей". Съемки собираются проводить в стенах развлекательного комплекса.

Существа-символы есть у многих развлекательных центров, однако в подавляющем большинстве случаев чудики лишены внутреннего содержания - это просто забавные игрушки. Атрик отличается от них принципиально. У него есть характер. Книга, радио, телевидение - то, с помощью чего образ будет донесен до самых маленьких. Особые надежды в "Волшебной планете" возлагают на радио в целом и "Радио России" в частности. "Я сам был в детском садике и знаю, как там работают. Детей посадили на горшок, включили кнопку, пошли перекуривать, чесать языком о своих женихах. Дети сидят и слушают, что там говорят в формате "Слушай, дружок", - говорит Калиновский. После таких передач дети обязательно захотят увидеть Атрика живьем. Из рекламных роликов по телевидению, а также благодаря наружной рекламе родители будут знать, куда ехать.

У "Атрилэнда" громадье планов. В течение ближайших 15 лет компания собирается освоить российский рынок и войти в тройку крупнейших операторов семейного отдыха. Регионы планируется застраивать по франчайзинговой схеме. Бизнес-план на ближайший год не менее амбициозен. Только благодаря своему открытию компания при инвестициях в $20 млн планирует увеличить посещаемость торгового центра "Атриум" на 20-30%.

***

ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ

Американский "Диснейленд" немыслим без своих героев мультяшных персонажей студии Уолта Диснея. У российского "Атрилэнда" тоже есть свой герой - потенциальный любимец детей Атрик.