Анализ предупреждений, вынесенных в адрес руководящих органов общественных объединений
Во исполнение плана работы отдела по делам общественных и религиозных объединений на первое полугодие 2004 г., п. 5. 1 протокола совместного семинара "О практике государственной регистрации и контроля за деятельностью общественных и религиозных объединений в Уральском федеральном округе" от 23-24 мая 2002 г. Управлением Минюста России по Тюменской области проанализированы предупреждения, вынесенные в адрес руководящих органов общественных объединений за 5 месяцев текущего года на основании ст. 38 Федерального закона "Об общественных объединениях" ст. 38 Федерального закона "О политических партиях".
За указанный период в адрес руководящих органов общественных объединений вынесено 29 предупреждений, в том числе 12 - по результатам проведенных ревизий регистрационных дел. При этом в адрес руководящих органов национально-культурных автономий направлено 9 предупреждений, руководящих органов региональных отделений политических партий - 3 предупреждения.
К сожалению, общественные объединения зачастую допускают несколько нарушений действующего законодательства Российской Федерации. Поэтому большинство предупреждений выносится сразу по нескольким основаниям.
Как известно. Федеральный закон "Об общественных объединениях" обязал общественное объединение ежегодно информировать орган, принявший решение о его государственной регистрации, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц (абз. 4 ч. 1 ст. 29).
Нарушение этой нормы закона имело место в 20 общественных объединениях. При этом выявлены общественные объединения, которые с момента государственной регистрации не информируют Управление о продолжении своей деятельности. Среди них общественная организация Клуб ветеранов баскетбола "Антарес" г. Тюмени, Тюменский областной общественный фонд поддержки и развития зимних видов спорта, Тюменская областная общественная организация спортсменов, работников физической культуры и спорта. Тюменское региональное отделение общественной организации "Российское геологическое общество", Тюменская областная общественная организация "Тюменский областной клуб любителей-голубеводов".
Кроме того. Федеральный закон "Об общественных объединениях" обязал общественное объединение представлять по запросу органа, принимающего решение о его государственной регистрации, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы (абз. 5 ч. 1 ст. 29). Однако 10 общественных организаций не представили указанные документы. Нарушение закона выявлено, в частности, в ходе проверки общественных организаций "Спортивно-технический клуб "КАРТ"" и "Тюменская региональная федерация картинга".
Вышеназванный Федеральный закон обязал общественное объединение также оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с его деятельностью относительно достижения уставных целей и соблюдения законодательства Российской Федерации (абз. 7 ч. 1 ст. 29). Эти нормы закона нарушили 4 общественных объединения.
Как известно, Федеральный закон "Об общественных объединениях" запретил общественным объединениям, за исключением политических партий, иметь в названиях слова "политическая", "партия" и образованные на их основе слова и словосочетания (ч. 2 ст. 28). Нарушили эту норму закона 8 общественных организаций. Предупреждения в адрес их руководящих органов вынесены по результатам ревизии уставных документов.
Нарушение федерального законодательства (абз. 2 ч. 1 ст. 29) в части обязательного соблюдения общественным объединением законодательства, а также общепризнанных принципов и норм, предусмотренных его уставом и иными учредительными документами, выявлено в процессе проверок деятельности 5 общественных объединений.
Среди нарушений Федерального закона "Об общественных объединениях" (ч. 2 ст. 29) нельзя не отметить и такое, как обязанность общественного объединения информировать принявший решение о его государственной регистрации орган в трехдневный срок об имевшем место изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Эту норму закона нарушили 5 общественных объединений.
Несмотря на запрещение Федерального закона "О государственном гербе Российской Федерации" (абз. 2 ст. 8) использовать государственный герб Российской Федерации в качестве геральдической основы гербов (геральдических знаков) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций, 2 общественных объединения нарушили эту норму. При этом речь идет о Тюменской областной общественной организации "Общество защитников прав участников дорожного движения" и Органе общественной самодеятельности "Территориальный округ 4-5-6 микрорайонов г. Тюмени".
В деятельности Тюменского регионального отделения Политической партии "Российская партия ЖИЗНИ" выявлены в ходе проверок нарушения двух Федеральных законов - О некоммерческих организациях" (п. 5 ст. 29) и "Об общественных объединениях" (ч. 3 ст. 37, ст. 32). Первый из названных законов лишил некоммерческую организацию права выплачивать вознаграждения членам ее руководящего органа за выполнение ими возложенных на них функций, а второй лишил общественное объединение права распределять полученную прибыль (доходы) между членами, а последних - права собственности на долю имущества, принадлежащего общественной организации.
А Тюменское региональное отделение Политической партии "Республиканская партия России" нарушило подп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ и Федеральный закон "О бухгалтерском учете", не представив по месту учета свою бухгалтерскую отчетность.
По сравнению с аналогичным периодом 2003 г. (12 предупреждений, причем 5 из них вынесены в адрес руководящих органов региональных отделений политических партий) в области возросло почти в 2, 5 раза количество предупреждений в адрес руководящих органов общественных объединений. В отношении политических партий типичное нарушение - несоблюдение норм своего устава, а общественных объединений - абз. 4 ч. 1 ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях".
За первое полугодие 2004 г. по результатам контроля за деятельностью общественных объединений возросла частота реагирования. В первую очередь это объясняется возросшим количеством ревизий уставных документов общественных объединений, контрольных проверок по полученной информации о продолжении деятельности. По отношению к иным мерам реагирования (представления, приостановление деятельности, составление административных протоколов, направление заявлений в суд о прекращении деятельности, направление материалов в органы прокуратуры о ликвидации) предупреждение - наиболее распространенная мера реагирования, хотя иногда они выносятся в совокупности с составлением административного протокола, когда обусловившие его составление основания в предупреждении не указываются.
Например, при проведении проверки с выходом по юридическому адресу Организации выявлена смена ее адреса либо ее руководителя (ч. 2 ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях"). На основании этих нарушений и в соответствии со ст. 19. 7 КоАП РФ был составлен и направлен в суд административный протокол. Затем в ходе проверки были обнаружены иные нарушения, на которые руководящему органу общественного объединения указано в предупреждении.
Зачастую вынесения предупреждения достаточно для устранения в деятельности общественного объединения уже имеющихся и превенции новых нарушений законодательства Российской Федерации. В случаях игнорирования вынесенного в адрес его руководящих органов предупреждения, а также с учетом тяжести и неоднократности нарушения законодательства Управление Министерства юстиции РФ по Тюменской области применяет более жесткие меры к нарушителю вплоть до направления в суд заявления о ликвидации общественного объединения.
Таким образом, анализ предупреждений, вынесенных за 5 месяцев текущего года в адрес руководящих органов общественных объединений, свидетельствует о существенном их росте. При этом наиболее типичным нарушением остается нарушение абз. 4 ч. 1 ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях".
Основные нарушения, допускаемые общественными объединениями, сводятся к нарушениям, предусмотренным ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях". При получении Управлением ежегодной информации о продолжении деятельности осуществляется также контроль за соблюдением ими ч. 2 ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях", закрепляющей срок и порядок уведомления об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". При выявлении изменений в указанных сведениях общественным объединениям разъясняется порядок представления заявления о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы по форме N Р 14001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 (с последующими изменениями).
Для организации эффективного контроля за исполнением общественными объединениями абз. 4 ч. 1 ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" Управление ведет реестр поступления ежегодной информации о продолжении деятельности общественными объединениями, позволяющий отслеживать общественные объединения, нарушающие законодательство, и применять к ним соответствующие меры реагирования. Кроме того, представляется необходимым регулярно ревизовать регистрационные дела и по результатам направлять общественным объединениям по юридическому адресу информационные письма, а также руководителю общественного объединения применять иные меры реагирования.
Повышению результативности выносимых в адрес руководящих органов общественных объединений предупреждений способствует разъяснение в информационном вестнике, выпускаемом совместно с налоговыми органами области, норм закона, касающихся обязанностей общественных объединений.