Перейти к основному содержанию

Главная      ОРКИ С КРАСНОЙ ГОРКИ, ИЛИ КАК КРАСНОГОРЦЫ НА РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ЕЗДИЛИ

ОРКИ С КРАСНОЙ ГОРКИ, ИЛИ КАК КРАСНОГОРЦЫ НА РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ЕЗДИЛИ

Если глядеть в корень, то есть в истоки ролевого движения вообще, началось оно в те далекие времена, когда Д.Р.Р.Толкиен написал свой монументальный труд "Властелин Колец". Но для команды "Орки с Красной горки" все началось в 1999 году. С тех пор мы побывали на многих играх на местности, когда в полном составе, когда поодиночке или вдвоем. За то время много чего было. Но самыми значительными событиями можно без преувеличения назвать два "Варкрафта" в Твери - "Варкрафт-2002" и "Варкрафт-2003", - сценарии которых делались отчасти по компьютерной игре с тем же названием, но было там множество персонажей не только из вселенной Варкрафта.

КАКИЕ БЫВАЮТ РОЛЕВИКИ И ИГРЫ

Прежде чем рассказать собственно об орках, стоит объяснить, что же такое ролевые игры на местности и что за люди такие - ролевики. Вообще, ролевые игры существовали еще во времена Советского Союза, правда, тогда они имели иную окраску и другие цели. В некоторых школах и пионерлагерях использовали социальные ролевые игры для подготовки подростков к взрослой жизни.

С появлением в постсоветской России первых переводов Толкиена, а также вообще литературы фэнтези (фантастики с магией, мечами, соответствующими героями и всем прочим), самодеятельные клубы любителей фантастики стали проводить сначала небольшие, а потом все более и более масштабные как по количеству участников, так и проводимых в год мероприятий ролевые игры на местности. Они также называются "полевые ролевые игры", или просто "полевки".

Еще существует термин LRPG - Live Role-Plaing Game, "живая ролевая игра". Сейчас по всей стране каждый год проводится несколько десятков ролевых игр на совершенно разные темы, по всевозможным книгам (в основном), компьютерным, настольным играм, иногда фильмам. Причем дело не ограничивается только фэнтези-мирами с замками, рыцарями в доспехах и волшебниками. Проводятся и так называемые "техногенки" - игры про недалекое, далекое или альтернативное настоящее/будущее, то есть такое, которое могло бы быть, если бы, скажем, Вторую мировую выиграл Гитлер, а не Сталин. Но это не наша тема.

В полевых играх участвует большое число самых разных людей, каждый находит в них что-то свое. Некоторые просто отдыхают на природе в необычном окружении. Костюмы таких игроков обычно средние или ниже среднего, и на игре их основное занятие - шашлык и все, что к нему прилагается. Так чаще "оттягиваются" так называемые "старички" - ролевики с очень большим стажем.

Другим типом ролевиков, к которым себя относят и "Орки с Красной горки", являются люди, серьезно готовящиеся к играм: основательно шьют костюмы, продумывают поведение своих персонажей. Из них выделяется небольшая группка "спортсменов"-ролевиков, выезжающих на игры летом каждые выходные. Благо в Подмосковье их проводится достаточно, чтобы на каждые выходные попадали одна-две игры. Костюмы этих ребят чаще всего рассчитаны на довольно большой диапазон фэнтези-миров и исторических эпох, то же касается и отношения к роли.

И, наконец, есть еще один тип ролевиков -те самые пресловутые толкиенисты. Происхождение толкиенизма как явления подробно рассмотрено в статье Константина Асмолова (один из известнейших и авторитетных ролевиков). Коротко остановлюсь на этом явлении. Толкиенисты, или "дивные", как их в последнее время стали называть (возможно даже, с легкой руки орков), - это вообще отдельный тип людей.

Через этот этап проходят, пожалуй, все ролевики, но мало кто задерживается в этом состоянии дольше одной-двух первых игр. Для этого этапа характерны костюмы из занавесок и плащ-палаток, непомерное по размерам и неуклюжее по внешнему виду оружие (мечи из клюшек и лыж и все такое), и - главное - неадекватное поведение ролевиков в обыденной жизни.

Другими словами, если большинство ролевиков отдает себе отчет, что все это - игры, то "дивные" как бы застревают в своих персонажах - чаще всего эльфах - и не выходят из образа, даже вернувшись домой. Хождение по городу в деталях костюма или даже полном (редко, но факт! ) костюме, ношение деревянных, реже пластиковых, мечей (часто дешевых, а потому отвратительного качества и внешнего вида) напоказ становится демонстрацией своего превосходства над остальными.

В то же время с позиции ролевой игры они ничего интересного и перспективного не представляют: учиться фехтованию, настоящей ролевой игре не хотят, а неприятие их другими списывают на "непонимание окружающих". Свою ролевую игру они воспринимают как способ уйти от объективной реальности.

Многие - и это тоже факт - верят, что они НА САМОМ ДЕЛЕ эльфы, перерожденные в низшую форму в качестве испытания, и что после смерти снова попадут в Средиземье, где продолжат жизнь в прежнем, прекрасном обличье. Ну, и т.д., и т.п. Одни из "дивных" рано или поздно выходят из этого состояния, другие нет. Самое печальное, что именно "дивные" суются во все средства массовой информации, спеша заявить о себе и "просветить невежд", оставляя негативное впечатление о ролевиках и ролевых играх вообще.

На самом деле полевые игры - увлекательное и достойное занятие! Большинство ролевиков - интересные, спокойные, интеллигентные люди. Их хобби как для других футбол, велосипед, любое другое увлечение. Да, нестандартно, но не более, чем, скажем, картинг, охота, спортивная гребля.

Завершая раздел о классификации ролевиков, расскажу, хотя бы коротко, о реконструкторах - занимающихся реконструкцией (отсюда и название), или восстановлением, быта, костюмов, оружия и стилей фехтования, а также языков, легенд, танцев, песен какой-то реальной страны или эпохи. Например, существует множество клубов, занимающихся, в частности, реконструкцией Руси Варяжской, то есть VII-IX веков. Они иногда тоже приезжают на ролевые игры или проводят свои собственные фестивали.

ТЕПЕРЬ ОБ "ОРКАХ С КРАСНОЙ ГОРКИ"...

В 2000 году мы впервые выступали как команды. Тогда мы еще были "пионерами" и ехали на игру, как в пропагандистских фильмах про комсомол, с песнями, громко шутили...

Нас захватил водоворот эмоций и впечатлений: новые люди, байки про игры, всеобщая доброжелательность... Все получалось как-то само собой, все было просто замечательно, невиданно для впервые попавших в тусовку подростков, которыми тогда были большинство из нас.

Не обошлось без эксцессов, но даже о них мы сейчас вспоминаем с улыбкой, а не со стыдом. Впечатления от игры были такими яркими и позитивными, что с тех пор мы, собственно, и стали "командой". Ну, не совсем командой. У нас не было четкой структуры: иерархии, руководства. Точнее, было объединение единомышленников и весьма эффективное.

На каждой игре красногорские ролевики выделялись нестандартностью мышления и поступков. Именно нестандартностью, а не неадекватностью. Эпохальной и основополагающей для имиджа красногорцев как команды стала игра "История Шести Герцогств". Сейчас, если говорят о той игре, обязательно говорят о красногорцах.

Там мы познакомились с многими москвичами, которых общим мнением присовокупили к красногорским оркам. В том же году было еще несколько игр меньшего масштаба, состоялась поездка двоих из нас в Карелию на совместное мероприятие ролевиков и реконструкторов. И даже там, хотя нас было лишь двое, мы оставили о себе яркое впечатление. Ну и сами, конечно же, увезли оттуда кучу приятных воспоминаний. Об успешности свидетельствуют истории, которые рассказывают и по сей день.

Наиболее ярким можно считать 2002 год. Были две игры, запомнившиеся всем и надолго. Первая - "Кельтика", по мотивам Англии времен короля Артура, - проходила в ближнем Подмосковье, впечатления от нее не поблекли и по сей день. Отменная погода, отличные люди, неплохая организация. И опять-таки красногорские ролевики были особняком. Находясь в центре полигона (на жаргоне ролевиков так называется местность, в которой проводится игра), не прилагая никаких особенных усилий, мы ухитрялись привлекать к себе массу внимания, а потому скучно нам не было ни дня. Второй игрой был тверской "Варкрафт". Собралось 600 человек со всей страны - были люди из Новосибирска, Екатеринбурга, - и после игры осталось ощущение... сказки. Это была первая наша игра такого масштаба. Лично я впервые готовился с полным упоением, засиживаясь заполночь. Огромное количество костюмов, людей, персонажей...Тогда появилось название команды - "Орки с Красной горки".

Красногорцы опять выделялись в общей массе. Помимо собственно красногорцев, в команде было еще около 15 человек не красногорцев, но все мы стали единым целым - орками.

После "Варкрафта" красногорцы отдали предпочтение "темным" персонажам - оркам, некромантам, гоблинам, разбойникам и т.п. Играем эти роли с упоением, наверное, потому, что в жизни мы абсолютно нормальные, добрые и интеллигентные, в общем-то, люди (главное, скромные). Репутация у нас вполне позитивная.

Возможно, такие персонажи увлекли нас своей оригинальностью, абсолютной фантастичностью -в ролевом движении весьма и весьма мало людей, готовых играть подобные роли. Вообще говоря, это достаточно сложный психологический вопрос, который требует отдельного обсуждения. Подытоживая, скажу, что "Варкрафт-2002" был более чем успешен. Не удивительно, что мы решили отправиться и на "Варкрафт-2003", четвертый, завершающий серию.

Это был четырехдневный марафон, спали не больше четырех часов в сутки, но этого никто не ощущал. В 2003 году на "Варкрафт" собралось без малого 1200 человек, орки начали готовиться еще в феврале, хотя игра ожидалась в августе. Потихоньку шили костюмы, обсуждали детали с мастерами (так в ролевой среде называют организаторов игр), проникались идеей персонажей. Процесс доставлял несказанное удовольствие, как это бывает, когда занимаешься увлекательным делом. На "Варкрафте-2003" поразило обилие "светлых" ролевиков. Отношение к "темным" составляло примерно 5: 1. Весьма емко и тех и других характеризует фраза, ставшая поговоркой среди ролевиков: "У "светлых" на лбу написаны неоконченные 3 класса школы, у "темных" -два высших". Бардак и пьянство на "светлой" части полигона, тихие посиделки под гитару - на "темной". Видели бы вы, как гоблин и тролль, играли в шахматы!

"Варкрафт-2003" оказался таким глобальным, что описание его сточки зрения одного участника было бы неполным. Все-таки 1200 человек - обрисовать такое, сборище одному весьма трудно.

Многослойность ролевого движения на "Варкрафте-2003" предстала во всей своей красе. Каждому было чем заняться, каждый вспоминает о нем что-то новое. Красногорцы все же слегка затерялись в массе - никогда еще мы не были на ТАКОЙ масштабной игре. Поэтому, на мой взгляд, стоит рассказывать лишь о том, что происходило среди кланов орков (одним из которых были и "Орки с Красной горки", или "Da Red Hill Clan"). На "светлую" сторону рисковали ходить далеко не все...

А среди орков происходило выяснение отношений: на уровне вождей кланов и на уровне шаманов. По общему признанию, то, как подошли к ролям шаманов красногорцы, поразило всех. Мы взяли за образец тувинских шаманов, использовали настоящие барабаны, пробовали горловое пение, а один из нас потом даже занялся этим пением всерьез.

Это была лишь одна из граней. Я не был орком на "Варкрафте" и воспринимал все разнообразие. Участвовал в нескольких событиях, оказавшихся глобальными для всей игры: в войне магов, происходившей особняком от других войн и битв, нескольких штурмах. "Штурм, бессмысленный и беспощадный" - вот как называли их к концу игры.

Однако не буду углубляться в детали: интересные и понятные для ролевиков, они могут вызвать недоумение у многих не участвующих в ролевом движении людей. Это все равно, как рыбаку, хвастающемуся размерами пойманной рыбы, начать рассказывать непосвященным о приемах ловли на живца или мормышку, длинах спиннингов и преимуществе донки перед удочкой.

ЭПИЛОГ

Сейчас орки на грани распада. Со временем - в общем-то, нормально - в тусовке появились девушки, не очень связанные с ролевым движением. Ребятам приходится делать выбор между девушками и играми. Из-за разных других проблем на игры иногда попадают двое-трое из команды. В полном составе, как с 2000 по 2003 год, скорее всего, не поедем ни на одну игру.

Возможно, команда продолжит свое существование, если в нее вольются новые ребята 16-18 лет, как это было с нами в 1999-м... Может, мы сменим название, может, нет. Поживем - увидим!

В крайнем случае, будем ездить на игры не организованным отрядом, а ватагой веселых, нестандартных личностей, интересных друг другу, сохраняющих собственные взгляды на жизнь, собственную изюминку.

ЭДВИН.