"ЗОЛОТО" КОВАТЬ СООБЩА
4-5 февраля в подмосковном Красногорске проводится полуфинал личного чемпионата мира по мотогонкам на льду. Значительный груз забот по подготовке отечественных гонщиков к этим стартам лег на тренеров и технических специалистов Центрального автомотоклуба РОСТО (ДОСААФ). Нынешний начальник ЦАМКа Игорь Чех работает в этой должности с октября 2005 года. Его предшественникам достался период, когда происходило дробление и возникновение альтернативных федераций по техническим видам спорта. И поскольку ЦАМК не может существовать сам по себе, вся эта неразбериха неизбежно сказывалась на работе клуба. Вот какое непростое "наследство" досталось новому руководителю. Теперь, как говорится, пришло время собирать камни...
- Игорь Николаевич, на ваш взгляд, это нормально, что у нас сейчас существует несколько, к примеру, мотоциклетных федераций? И как это отражается на деятельности ЦАМКа?
- Согласно закону у нас в стране по каждому виду спорта должна быть одна общепринятая и аккредитованная Росспортом федерация. Исходя из этого существует Российская автомобильная федерация, аккредитованная Росспортом, которая курирует и ведет автомобильный спорт в России. Она формирует сборные команды и выставляет их на чемпионаты мира, Европы и соревнования других масштабов. Внутри страны проводит чемпионаты и Кубки России. С мотоциклетным спортом сложнее. У нас есть Мотоциклетная федерация России (МФР). Она общепризнанна и аккредитована Международной федерацией мотоспорта (FIM). И есть Национальная российская мотоциклетная федерация (НРМФ), которая в сентябре прошлого года получила аттестат аккредитации Росспорта сроком на один год и право проведения всероссийских и международных соревнований по мотоспорту на территории Российской Федерации. То есть в стране оказались две аккредитованные федерации. В связи с этим появилась масса неурядиц и заминок, которые вредят в первую очередь спорту и непосредственно спортсменам. К сожалению, такая нездоровая ситуация среди функционеров не ведет к развитию спорта в стране. Она ведет лишь к тому, что ущемляются интересы спортсменов, которые не в полной мере могут реализовать свои способности. Как известно, не все наши сильнейшие гонщики стартуют в нынешнем полуфинале. К чему тогда вообще была создана эта альтернативная федерация, спросите вы? На мой взгляд, она могла бы приносить пользу, однако на сегодняшний день - одни издержки. Когда есть две федерации и они не находят между собой взаимопонимания, то, конечно, такое положение только вредит общему делу. Может быть хоть три, хоть пять федераций, но они должны проводить единую политику, а еще лучше - объединиться, чтобы более эффективно работать ради одной обшей цели: ради побед российского спорта. Иными словами, сообща формировать сборные команды России, проводить учебно-тренировочные сборы, вести вид спорта и работать во благо спортсменов. Но, конечно, только одна федерация должна решать, кто будет составлять списки сборной России, кто будет формировать внутренний и международный календари. А ЦАМК в свою очередь совместно с федерациями выполняет задачу по формированию календаря, месту проведения соревнований. Сейчас же ситуация в корне иная. На данном этапе каждая из федераций, образно говоря, тянет одеяло на себя.
- Вы можете, используя свои полномочия, посодействовать исправлению сложившейся ситуации?
- В компетенцию клуба не входит урегулирование подобных вопросов. Но руководство ЦС РОСТО (ДОСААФ), в частности департамент спорта и директор департамента Игорь Анатольевич Степанов, прикладывает максимум усилий для того, чтобы объединить эти федерации и направить общие старания во благо спортсменов, зрителей и отечественного спорта. Уверен, что объединение и полное взаимопонимание наступят в этом году. Может быть, до 9 Мая или несколько позже. Но до 50-летия нашего клуба, которое пройдет в августе, это наверняка произойдет. Юбилей мы должны встретить дружно. К этому обязывают и славные давние традиции, и сегодняшние ответственные задачи.
- Если вернуться к предстоящему полуфиналу чемпионата мира по спидвею на льду, то какую роль играет ваш клуб при организации данного соревнования?
- Мы при содействии Мотоциклетной федерации полностью формируем судейскую бригаду из 60 судей, организуем встречу международного жюри и размещение спортсменов на нашей базе. Так, в декабре уже проходили два учебно-тренировочных сбора. И тогда непосредственную помощь также оказывал наш клуб. Вдобавок мы обеспечиваем проведение мероприятия всей необходимой оргтехникой, электронными системами засечки. Координируем все эти вопросы с другими центрами ледового спидвея - в Саранске, Луховицах - для того чтобы мероприятие было проведено на высочайшем международном уровне.
- Помимо мотоциклетного спорта, у клуба сейчас есть дисциплины, требующие особенного внимания?
- Все технические виды спорта всегда требуют немалых финансовых и материальных средств. Это затраты и на технику, на которой соревнуются спортсмены, и вообще на подготовку высококлассных мастеров. Немалых денег стоят ГСМ и работа обслуживающего персонала вокруг спортсмена. Так что без спонсоров вряд ли было бы возможно наше существование. Однако роль ЦАМКа не в том, чтобы только закрывать "неудобные" программы и финансировать международные соревнования, у нас еще огромная задача по координации деятельности спортивных клубов в регионах. РОСТО (ДОСААФ) имеет свои региональные отделения от Калининграда до Сахалина и Камчатки. Все они развивают технические виды спорта, занимаются воспитанием и выводом подрастающего поколения на профессиональный спортивный уровень.
- Какие задачи стоят перед Центральным автомотоклубом РОСТО (ДОСААФ) на ближайшую перспективу?
- Как руководитель ЦАМКа, я не могу замыкаться на каком-нибудь одном виде спорта. Главным для себя я считаю вывести ЦАМК на высочайший уровень, вернуть ему былую славу и престиж организующего и координирующего органа страны, вокруг которого должны объединиться все клубы России. Необходимо объединить автомобильные и мотоциклетные общественные федерации вокруг ЦАМКа. Для этого я сейчас регулярно встречаюсь, беседую с их * руководителями о возможности предоставить им помещения, базы для содержания. Это позволит централизовать нашу работу и усилия. Тем более что наш клуб территориально удобно расположен на въезде в город Зеленоград. В начале 90-х годов ЦАМК объединял в себе федерации, главных и старших тренеров, обладал большим штатом сотрудников. Клуб выполнял связующую и в то же время главную роль внутри страны. Клуб гремел и на международной арене. Однако на дальнейшее его развитие, прямо скажем, не самое благотворное влияние оказали рыночные отношения. Раньше все основывалось на бюджетном финансировании. Теперь, как и в любом виде спорта, приходится находить другие способы существования. Мы сами ищем возможности зарабатывать деньги, чтобы затем вкладывать их в подготовку и обеспечение спортсменов техникой. На сегодня мы выдали три ледовых мотоцикла нашим лучшим гонщикам. Оказываем также содействие нашим картингистам, снегоходчикам. Выделяем площади для ремонта, хранения техники. У нас есть детские секции по картингу.
А еще мы поддерживаем очень хорошие отношения с детским приютом Зеленограда. Несколько раз в неделю ребята приходят к нам заниматься картингом, стрельбой из арбалетов и пневматических винтовок. Ведь будущее - за юным поколением. И мы, как можем, стараемся ему помочь.