Перейти к основному содержанию

Главная      Формула от "Renault"

Формула от "Renault"

Чемпионат, где наши побеждают

Болельщики, пришедшие на первый этап юниорской "Формулы Renault" в Ошерслебене, не верили своим глазам. Во главе пелотона, опережая всех фаворитов, мчался болид с российским флагом на борту. За рулем был 18-летний Михаил Алешин. По ходу сезона эта картина стала привычной, и москвич первым из русских имел шансы выиграть серьезный формульный чемпионат.

ЕЩЕ ДО прихода в "Формулу Renault" Алешин считался самым перспективным российским гонщиком. На родине он выиграл практически все соревнования, в которых участвовал. В 2001 году пробился в финал чемпионата мира по картингу в закрытых помещениях, затем разгромил соперников в неофициальном картинговом чемпионате мира "Viking Trophy". Тогда Алешина пригласили в лучшую "кольцевую" команду России "Лукойл Рэйсинг".

Десять лет подряд эта "конюшня" покоряет российские чемпионаты (в "Кубке Honda Civic", например, не проиграла за последние два года ни одного этапа). Во главе команды стоит Евгений Малиновский. Все наши молодые пилоты мечтают, чтобы он обратил на них внимание и пригласил в "Лукойл Рэйсинг".

За рубежом команда начала выступать несколько лет назад. Сначала был выигран чемпионат Финляндии в классе "Формула-3". После этого Малиновский решился перейти в более серьезное первенство - "Формулу Renault".

Идеальная школа?

В ЗАПАДНОЙ Европе, где автоспорт очень развит и юниорских чемпионатов проводится не один десяток, "Формула Renault" - одна из самых престижных. Во многом потому, что организует первенство и строит для него машины сам завод. Для французской марки это в большей степени имиджевый проект. Стоимость автомобилей и запчастей не окупает всех затрат, зато компания, продавая гоночные машины по малой цене, укрепляет свои престиж у поклонников автоспорта - а их в Старом Свете не меньше, чем футбольных болельщиков.

Основной принцип серии: все выступают на одинаковых болидах. То есть решающим является водительское мастерство в отличие от "Формулы I", например, где на первый план выходят характеристики машин). Чемпионат "Renault" подразделяется на два класса - "Формулу Renault 2.0" и более серьезное первенство, где пилоты стартуют на 3, 5-литровых болидах.

В "Renault 2.0" проводится не только чемпионат Европы, в котором принимают участие четыре десятка спортсменов, но и национальные первенства - итальянское, немецкое, французское и английское. В общей сложности - больше сотни гонщиков. Через эту "формулу" прошло большинство современных пилотов. Здесь выступали нынешние звезды "Ф I" Кими Райкконен и Фернандо Алонсо.

Болиды "Renault 2.0" оснащаются 2-литровым 4-цилиндровым мотором мощностью 196 сил, секвентальной 6-ступенчатой коробкой передач и самоблокирующимися дифференциалами. Максимальная скорость автомобиля - 250 км/ч. В общем, за относительно небольшие деньги (50.000 евро) команда получает гоночную машину, с которой можно работать над настройками, "играть" разнообразными регулировками. А поскольку у остальных - точно такие же автомобили, формула от "Renault" становится идеальной гонщицкой школой.

"Взрослая" "Формула Renault 3.5" - это следующая ступень. Серия была создана в 2005 году на базе двух упраздненных чемпионатов - "Nissan World Series" и "Renault V 6". Шасси осталось от "ниссановского" первенства - оно спроектировано компанией "Dallara", которая строит машины для "Формулы-3" и несколько лет выигрывает в американском чемпионате "Indy Racing League".

Мотор - 3, 5-литровый "Renault" V 6. Мощность - 425 "лошадей". Коробка передач полуавтоматическая; передачи, как и в "Формуле I", переключаются на руле. Это уже серьезный гоночный автомобиль. Цена на него тоже серьезная: от 150.000 евро. В этом году в "Renault 3.5" победил поляк Роберт Кубица, и его уже пригласили на тесты "Ф I".

Путь к победе

"ЛУКОЙЛ Рэйсинг" действительно российская команда - в отличие, допустим, от "Russian Age", где из России только гонщики и спонсор. Даже механики здесь говорят на русском языке.

Дебют состоялся в 2004 году (до этого "Лукойл" просто спонсировал одну из команд с участием своего пилота). В прошлом году Алешин боролся за место в десятке. А в 2005-м начал вести борьбу за титул. Михаил выиграл одну гонку чемпионата Германии, в нескольких финишировал на подиуме, какое-то время лидировал, но в конце концов уступил финну Пекки Сааринену, став вице-чемпионом.

Впрочем, уровень национальных первенств не так высок. И в европейской "Формуле Renault", где "Лукойл" тоже выступает в этом году, дела у наших складываются хуже. У Алешина по итогам сезона 29-е место, у его партнера, 17-летнего Сергея Афанасьева, - 24-я позиция.

О планах на следующий год официально не говорится. Скорее всего Афанасьев и Алешин продолжат выступать в тех же чемпионатах. Ставка наверняка будет сделана на европейское первенство, а не национальное. Впрочем, Малиновский не скрывает своей главной цели - продвинуть российских гонщиков в "Формулу I".Кстати, в этом году Алешин был включен в юниорскую программу компании "Red Bull", у которой со следующего сезона будут две команды в "королевских гонках".

***

Другие

Практически все крупные молодежные чемпионаты построены по принципу монокласса, где все выступают на одинаковых болидах. Вот самые известные "моноформулы".

"Формула BMW"

ПОЗИЦИОНИРУЕТСЯ как "формула" "до восемнадцати". Тем не менее это серьезные автомобили, спроектированные и построенные компанией BMW. Мотор 1, 2 л, стоимость 50.000 евро. Первым победителем "формулы" в 2002 году стал Нико Росберг - сын экс-чемпиона "Ф Г Кейо Росберга. В "Формуле BMW" в 2003 году выступал российский гонщик Владимир Лабазов, впрочем, без особого успеха.

"GP 2"

САМЫЙ престижный монокласс. Создан в этом году на базе международной "Формулы-3000". Это последняя ступень перед "Формулой I", и этапы проходят совместно о гонками Гран-при. Шасси "Dallara". Моторы - 4 л. Разгон до "сотни" - за 2, 9 с. Первым чемпионом "GP 2" стал все тот же Росберг. Немец уже заключил контракт с "формульной" командой "Williams" на 2006 год. Наших гонщиков в этой серии нет и в ближайшее время не предвидится.

"А 1 Grand Prix"

ОБ ЭТОМ чемпионате мы уже рассказывали. Здесь соревнуются не пилоты, а нации. Болиды строятся компаниями "Lola" (она проектировала шасси) и "Zytek", которая поставляет 3, 4-литровые моторы. Достижения сборной России пока скромны: на первом этапе мы были последними. Правда, на третьей гонке сезона в Португалии за российскую команду ехал Михаил Алешин и он уже держался в середняках.

"Формула Русь"

ЕДИНСТВЕННАЯ в России "моноформула". Чемпионат организован в 2002 году компанией АККС, которая сама проектировала машину. "Русь" оснащается 1.600-кубовым мотором "Alfa Romeo". Одно из правил чемпионата - команды не имеют права работать над настройками машин. Болиды не продаются, а сдаются в аренду. Сезон обходится командам приблизительно в 50.000 долларов. Три последние года "Формулу Русь" выигрывает команда "Лукойл Рэйсинг".