1 сентября - День знаний
Духовно-нравственные основы образования: прошлое, настоящее, будущее
Доклад начальника управления образования и науки С.П.Тимофеева на образовательном форуме 24 августа 2005 г.
Уважаемый Евгений Степанович!
Ваше преосвященство владыка Иоанн!
Уважаемые участники форума!
Причины, побудившие нас к проведению духовно-образовательного форума накануне учебного года, следующие:
первое и главное - осознание первостепенности и неотложности обсуждения проблем духовно-нравственного воспитания и выработки единого вектора для всех общественных слоев области в их решении;
второе - необходимость более четкого определения роли и места всех уровней образования в этой работе в условиях его модернизации;
и последнее. Для системы образования крайне важно расширение числа единомышленников, особенно в таком важном аспекте деятельности как духовно-нравственное воспитание и просвещение молодежи.
Сегодняшний разговор особенно уместен в канун празднования 300-летия святителя Иоасафа, которое приходится на начало 2005-2006 учебного года, что глубоко символично не только по своей сути, но и является проявлением реальной связи веков и поколений, подтверждением известной мысли о том, что без прошлого нет будущего.
Проблемы воспитания вечны. Оглянувшись в прошлое, во все времена можно обнаружить такие общественные пороки как насилие, жестокость, разврат, пристрастие к алкоголю и т.п.
В то же время совершенно очевидно, что:
- никогда эти пороки в России не носили столь массовый характер, как сейчас. Лишь по официальным данным, алкоголизмом страдает почти 2, 5 млн. россиян, две трети молодых женщин курят, страну захлестнул криминал;
- никогда государственный строй нашей страны не был настолько лоялен к носителям общественных пороков, как в сегодняшнее время;
- никогда, даже в годы войны и смутное время, в России не было такого вырождения детского населения и такого массового социального сиротства, как сейчас.
Сиротство российских детей стало национальным позором и, безусловно, национальным бедствием. Только за последние 5 лет в нашей области социальными сиротами по причине лишения родителей родительских прав, вдумайтесь в эти цифры, стали 2199 детей; 1675 родителей утратили по решению судебных органов свой родительский статус за уклонение от воспитания своих детей.
Можно связывать это с экономическими, материальными трудностями большинства населения. Хотя, объективности ради, надо признать, что большинство наших граждан всегда жили небогато, но детей по этой причине никто не бросал. Наконец, никогда прежде наши соотечественники не стыдились своей принадлежности к России. Согласно последним социологическим данным, почти 35 процентов опрошенных юных граждан хотели бы родиться и жить в другой стране и еще почти 22 процента затруднились с ответом на этот вопрос.
Разве это не повод, чтобы задуматься о том, куда мы идем, какое будущее ждет нашу страну. Попытаться осмыслить эту проблему и сообща определить возможные пути ее решения.
Да, последние десятилетия мы живем в условиях нестабильности, жесточайшего расслоения масс (сегодня в Российской Федерации жизненный уровень бедных в 27 раз ниже, чем у богатых, при "допустимой" международной норме в 10 раз).
Столь резкая дифференцированность общества ведет к социальной незащищенности людей, понижению духовно-нравственного уровня, усилению социальной и межнациональной напряженности в федеративном государстве, что, в свою очередь, оказывает негативное влияние на детей и молодежь, способствуя формированию у них низменных, антипатриотических личностных качеств.
Однако приходится признать, что потеря нравственных ориентиров наших сограждан произошла не только потому, что большинство стало жить хуже, но и, во многом, в результате нашего многолетнего бездействия по формированию общечеловеческих принципов и норм, являющихся общими для всех народов условиями человеческого общежития.
Важно было понять, что такие личностные качества как совесть, долг, честь, достоинство не могут пробудиться в человеке, если он станет богаче и социально защищеннее. Их нужно воспитывать с рождения в любом обществе, при любых социально-экономических условиях.
Первый шаг, который был сделан навстречу этой проблеме, - признание приоритета воспитания перед обучением в системе образования области. Это важно было сделать, потому что в 90-е годы, в условиях идеологического вакуума, образование свелось в основном к обучению. Воспитательная брешь быстро заполнилась негативом, что полностью подтверждает известные высказывания русского философа И.А.Ильина, что "образование без воспитания есть дело ложное и опасное". И как он писал в своих статьях, посвященных судьбе и будущему России: "Образование в отрыве от духа, совести, веры и характера не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он, бездуховный и бессовестный, начинает злоупотреблять".
Однако вернуть приоритет воспитания простыми декларациями нельзя. Поэтому были предприняты конкретные действия. Такие, как организация широкомасштабной работы по формированию школьных укладов, школьных традиций и воспитательных систем в коллективах, внедрение в образовательные учреждения государственной символики и символики области, возрождение системы внешкольного воспитания через учреждения дополнительного образования детей (клубы, дома и центры детского творчества), выстраивание системы экологического воспитания молодежи.
В течение последних пяти лет проведена широкомасштабная работа по обучению руководителей органов и учреждений образования основам работы по созданию воспитательных систем, проведены три областных конкурса воспитательных систем, в которых приняло участие более 100 образовательных учреждений, в их числе учреждения дополнительного образования и начального профессионального образования.
В 2004 году все 10 школ, победителей II областного конкурса воспитательных систем, стали призерами общероссийского конкурса. Значит, наша область в этом направлении продвинулась дальше других, а у белгородских школьников появилось больше шансов учиться в такой воспитывающей среде, которая, по образному выражению Шаталова, подобно рассолу, пропитывает своей культурной, интеллектуальной, духовной аурой любого попавшего в нее ученика.
В то же время с сожалением приходится признать, что, несмотря на предпринятые системные меры, единое воспитательное пространство области пока не сформировано. Хватаясь за отдельные звенья, наше педагогическое сообщество не смогло "вытянуть" всю цепь. Даже сознательно создавая воспитательную систему образовательного учреждения, педагоги, как правило, опираются на отдельные фрагменты: толерантность, экология, здоровый образ жизни.
А происходит это потому, что до сих пор открыт вопрос: на каких ценностях должно быть основано сегодняшнее воспитание?
Выдающийся педагог Амонашвили, наш современник, утверждает: "Воспитание есть процесс питания души и сердца человека всеми лучшими одухотворяющими плодами человеческой культуры".
Великий педагог 19 века К.Д.Ушинский выделял три главных принципа воспитания молодого поколения: народность, православие, научность.
Заглядывая далее, в глубину отечественной истории, можно отметить, что Россия в разные времена обладала или не обладала материальной мощью, но бесспорной оставалась ее духовная сила. Причем сам смысл духовности в России - прежде всего нравственный, а не рациональный, как у других наций.Что значит "положить душу за други своя"?
Это значит иметь такую любовь к другому человеку, ради которого русский человек может отдать свою жизнь. Разве это не высшая позиция нравственности, когда-либо и где-либо провозглашенная на Земле?
Разве, имея такие корни, нам нужно искать какие-то другие ценности и основы воспитания молодых россиян? ..
Сегодня уже на официальном уровне ставится задача разработки общенациональной идеи для России, потому что без высшей идеи не могут существовать и развиваться ни человек, ни нация. Именно она оказывается доминантой духа человеческой общности, несет в себе объединяющее, скрепляющее начало, естественным образом входит в содержание личностных ценностей.
Выход из сложившегося тупика видится в том, чтобы духовность стала всеобщим смыслом государственной политики, а образование и культура - механизмом реализации духовности.
Ведь главная задача образования, как справедливо отметил год назад Владыка Иоанн, - создание образа, возведение личности на достойный духовно-нравственный уровень.
Не случайно на протяжении веков, и даже в советские времена министерство, занимающееся школами, сохраняло в своем названии слово "просвещение", в этом таилась невольная преемственность российской традиции, где главным оказывалось не накопление суммы знаний, а просветление души высшими лучами Идеала.
Суть национальной идеи в сфере образования видные современные ученые-педагоги, такие как академик Н.Д.Никандров и другие, формулируют в сжатой форме как "православие, патриотизм, народность".
Губернатор области Е.С.Савченко путь к процветанию общества определяет правилом "5 П": "Православие + Патриотизм + Профессионализм + Порядочность = Процветание".
Итак, первый аспект - православие. Почему православие? На этот вопрос мы уже отвечали не раз. Поскольку на сегодняшнем форуме присутствуют не только работники образования, а представители разных общественных слоев, и для нас важно, чтобы они поняли и поверили, поясню.
Россия выросла на духовных основаниях православного верования. Исторические вехи ее становления связаны с именем святого князя Владимира, со "Словом о законе и благодати" митрополита Киевского Иллариона (ХI в.), с единением русского воинства на поле Куликовом под духовным водительством преподобного Сергия Радонежского.
Доброта, милосердие, трудолюбие, совестливость, семейное и соборное братство формировались в православном быту, и потому изучение подлинной истории жизни и традиций русского народа, народной культуры невозможно без знаний основ православной культуры.
Более того, религия, благодаря своей практически действующей морали, устоявшейся системе нравственных норм, имеет немалые возможности превратиться именно в ту силу, что способна противостоять духовной коррозии, поразившей наш социум.
Однако в образовательных учреждениях речь идет не о навязывании веры, а об изучении основ культуры титульной нации (по данным последней переписи населения, в России живут более 80 процентов русских, в Белгородской области - 92, 9 процентов), которая на протяжении 10 веков была православной.
Поэтому, сохраняя светскость образования, мы делаем и будем делать все зависящее от нас на пути сближения образования и православия.
Считаю, что всем нам повезло, что во главе нашей области стоят мудрые и широко образованные люди, которые видят на много лет вперед и своевременно корректируют наш образовательный курс.
Признаюсь, что без поддержки губернатора области Е.С.Савченко, председателя областной Думы А.Я.Зеликова, его высокопреосвященства Владыки Иоанна мы, скорее всего, еще долго не могли бы выговорить все то, о чем сейчас идет речь.
Сегодня я могу доложить, что период колебаний и раздумий среди руководителей органов управления образованием, подавляющего большинства директоров, педагогов и родителей прошел.
На сегодня около 80 процентов школьников области с согласия родителей изучают курс православной культуры, около 100 детских садов выбрали в качестве приоритетного направления деятельности духовно-нравственное воспитание, практически во всех образовательных учреждениях воспитательная работа с детьми переориентирована на основы и ценности отечественной православной культуры.
К системной работе с детьми и подростками приобщены все благочиния, более 200 священнослужителей. 70 процентов школ и дошкольных образовательных учреждений вместе с учреждениями культуры и храмами объединены в духовно-просветительские центры, выполняющие методические, консультативные и образовательно-просветительские функции.
Всего таких центров, созданных на базе школ или храмов, в области 33, хотя, по сути, их число должно быть сопоставимо с числом действующих в области храмов и больше.
Управлением образования и науки совместно с Белгородской и Старооскольской епархией разработаны учебно-методические пособия, факультативные курсы, образовательные программы, учебные экскурсии по православной тематике, а также "Образ выпускника общеобразовательной школы Белгородской области", в котором обозначены главные качества, к которым должен стремиться юный гражданин нашего Отечества. Сегодня вы имеете возможность с ним ознакомиться, и он роздан делегациям для каждой школы.
Условия для реализации этих планов, в основном, имеются. Для школьных библиотек за счет средств областного бюджета закуплена православная литература на сумму 1 млн. 125 тыс. рублей, практически во всех образовательных учреждениях оформлены уголки или комнаты православия.
К работе с детьми по этой проблеме с помощью регионального института повышения квалификации и переподготовки специалистов подготовлено 350 педагогов. Вопросы духовно-нравственного воспитания детей включены в курсовую подготовку всех работников образования области.
Сегодня мы уже можем говорить о складывающемся взаимодействии служителей Церкви и образовательных учреждений в совместном проведении православных праздников, акций милосердия, паломнических поездок и путешествий, благоустройства и реставрации храмовых построек и т.п.
Примерами плодотворного сотрудничества являются Великомихайловская СШ Новооскольского района с Николаевским храмом, школы NN 5 и 8 г.Шебекино с Тихвинским храмом, Чернянский детский сад N 3 с Успенским храмом, школа и детский сад с.Горки Красненского района с Христорождественским храмом и многие другие.
Однако проблемы в нашей работе есть. Главная из них заключается в недостаточном количестве специалистов, педагогов, которые бы вкладывали в это дело душу. Конечно, мы надеемся на ожидаемый в следующем году выпуск социально-теологического факультета БелГУ. Однако вложить недостающие знания в учителей гораздо легче, чем изменить их мировоззрение. На это нужны годы. Поэтому нам нужны для работы с детьми люди, проникнутые верой в православие. В этом мы рассчитываем на помощь нашей епархии и воцерковленных молодых людей, студентов духовных семинарий и т.п.
Ближайшая перспектива нашей совместной работы заключается в разработке региональной и муниципальных программ духовно-нравственного воспитания детей и молодежи на основе "Образа выпускника школ Белгородской области" и переходе на программные, комплексные формы ее организации.
В настоящее время разработано Положение об областном Координационном совете по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи.
Считаем обязательным дальнейшее расширение преподавания курса основ православной культуры в образовательных учреждениях всех уровней образования от дошкольного до профессионального.Планируем создание новых направлений духовно-просветительской работы в системе дополнительного образования через православное краеведение, духовный театр, православные молодежные военно-патриотические объединения. Сколько бы мы ни делали в этом направлении, все равно будет мало. Слишком большая инерция по разрушению нравственных устоев общества.
Уважаемые коллеги! Вслед за православием, следующим краеугольным камнем в фундаменте воспитания, должен стать патриотизм.
Важность этой работы неоспорима, что подтверждается государственными программами "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" сначала на 2001-2005 годы, а затем на 2006-2010 годы и принятой в 2003 году на федеральном уровне Концепцией патриотического воспитания граждан РФ.
В тысячелетней истории российского государства вряд ли можно найти в сфере нравственного сознания, в личности и обществе чувство более высокое, более значимое, чем патриотизм, жертвенность собой во имя Отечества.
В народном эпосе, песнях, былинах воспевались сила, патриотизм, мужество и отвага тех, кто не щадил своих сил или даже самой жизни, защищая свою землю.
В древней летописи "Повесть временных лет" приведена речь князя Святослава перед дружиной: "Итак, с храбростью предков наших и с той мыслью, что русская сила была до сего времени непобедима, сразимся мужественно за жизнь нашу. У нас нет обычая бегством спасаться в Отечестве, но - или жить победителями или, совершивши знаменитые подвиги, умереть со славою".
В период празднования 60-летия Великой Победы мощный всплеск патриотического национального самосознания воскресил в памяти людей яркие героические страницы защиты Отечества в годы Великой Отечественной войны.
Военно-патриотическое воспитание молодежи на примерах героического прошлого Белгородчины всегда было в центре внимания образовательной системы.
Это то немногое, святое, чего не коснулись ни перестроечные годы, ни сегодняшняя реальность.
В системе образования предусмотрен целый комплекс мер по совершенствованию форм работы учреждений образования в области патриотизма. Это и включение в курсы и учебники по ОБЖ раздела "Основы военной службы", и взаимодействие школы с молодежными общественными организациями, с местными отделениями Российской оборонной спортивно-технической организацией (РОСТО), и создание школьных музеев боевой славы, и активное участие в юнармейском движении, поисковых отрядах.
Юные патриоты выступают инициаторами увековечения памяти героев-земляков в названиях улиц, открытии мемориальных досок, в организации и помощи ветеранам и семьям погибших воинов. Они берут на себя заботы о воинских могилах, о поиске без вести пропавших воинов.
Вместе с тем возникают резонные вопросы: почему с каждым годом все меньше молодежи желает служить в армии? Почему наша армия по большому счету в глазах родителей утратила свой былой воспитательный потенциал? Почему наши призывники психологически и физически плохо подготовлены к выполнению своей конституционной обязанности - защите Родины?
По данным социологических опросов около 70 процентов призывников заявили о ненужности воинской службы; каждый второй считает к тому же, что такие понятия, как "воинский долг", "честь", ушли в прошлое.
Конечно, и это можно объяснить следствием общего ослабления духовно-нравственных основ нашего общества.
Однако, на мой взгляд, есть и более конкретные причины. Мы утратили былую систему оборонно-спортивной работы с подростками и молодежью, когда практически каждый был членом ДОСААФ, стремился иметь значок ГТО.
В настоящее время лишь 7 процентов детей среднего и старшего школьного возраста в системе занимаются оборонно-спортивными видами деятельности, на протяжении 15 лет на федеральном уровне не могут урегулировать движение ГТО.
Совместными усилиями учреждений образования, физкультуры и спорта и по делам молодежи на основе постановления губернатора области четыре года назад мы возобновили эту работу, но набирает обороты она пока медленно.
Уважаемые коллеги! Пора признать, что одними только, пусть и самыми верными, словами будущего защитника Родины не воспитаешь, только нравоучениями и внушениями не выработаешь в юношах волю, выносливость, умение преодолевать невзгоды и бытовые трудности.
Для этого нужна повседневная практическая оборонно-учебная, спортивная, спортивно-техническая организованная воспитательная деятельность с подростками. Нам нужно в полном смысле слова насаждать занятия детским техническим творчеством (судо-, ракето-, авиамоделизм, картинг), кардинально поднять престиж движения БГТО, ГТО, РОСТО, всячески расширять совместную работу с армейскими службами, МЧС, МВД, шире развивать кадетское движение на основе лучших традиций российских моряков, казачества и т.д.
В этой связи, начиная с нового учебного года, в обязательном порядке:
- каждое образовательное учреждение (школа, ПТУ, ссуз, детский дом) должны иметь 2 разновозрастные футбольные команды;
- каждая школа с количеством обучающихся свыше 200 чел. - кадетский класс.
Сегодня мы объявляем областной конкурс среди органов управления образованием районов и городов на лучшую постановку оборонно-спортивной работы, итоги которого будем подводить ежегодно.
Я обращаюсь к главам местного самоуправления, на территории которых нет до сих пор центров детского технического творчества (а это 13 районов) с предложением о их создании в этом учебном году.
Нам всем нужно до конца понять очевидную мысль, что Россию не защитит никто, кроме самих же россиян, и что готовить их к этому духовно, физически и профессионально нужно с детства. Уважаемые участники форума! Патриотизм немыслим без опоры на национальную культуру и народность. К сожалению, мы должны признать тот факт, что наши образовательные учреждения (школы, дошкольные учреждения, учреждения профессионального образования), хотя и являются русскими по культуре, по языку, уделяют слишком много внимания мировым культурам и культурам западных стран.
Хотя и в более благополучные для русской культуры времена К.Д.Ушинский в своей статье "О необходимости сделать русские школы русскими" желал "занять вместо всех прочих одну черту из западного образования - черту уважения к своему Отечеству...".
Этот европоцентризм глубоко поразил умы и наших современников. Дотянуться до Европы, стать ею, внедрить европейские стандарты - вожделенная мечта современных западников.
Однако стремление положить в основу воспитания общечеловеческую культуру, стать гражданином мира, безнациональным существом сильно смахивает, по образному сравнению Константина Леонтьева, на попытку "возжелавшим свободы, индивидуально своеобразным, дубу, сосне, яблоне, тополю, стать просто деревом".
В этой связи часто возникают ссылки на научно-технический прогресс общества, цивилизацию. Но вот парадокс: лучших результатов в этом прогрессе достигают те государства, которые сумели сохранить свою многовековую культуру и нравственность, такие, например, как Япония, Южная Корея, которые, опережая другие страны в научно-технических направлениях, не просто сохраняют свою национальную культуру в обычаях, образовании, искусстве, но пронизывают ею сам цивилизационный процесс.
Нам всем недостает единого педагогического взгляда на все явления, связанные с содержанием образования, т.е. воспитания и обучения.
По-видимому, проблеск появится, когда в массовое сознание, в том числе педагогическое, пробьется через тысячелетия свежая древнеримская мысль: "не для школы учимся, а для жизни". Когда весь учебный процесс в школе будет направлен на подготовку выпускников к жизни, а не к поступлению в институт.
О "сухом остатке" такого обучения можно судить из опроса любого присутствующего здесь человека, не имеющего, например, специального биологического образования. Вряд ли наберется половина, которая раскроет изучавшиеся в школе понятия гетерозиса или мутагенеза.
Этот непопулярный в педагогической среде прием я употребил сознательно, чтобы еще раз заострить суть: всего знать действительно невозможно и не нужно стыдиться, если кто-то из взрослых не помнит закон Ома или метод математической индукции. Однако не знать, кто такой Антон Павлович Чехов, как это демонстрируют молодые "эрудиты" на телевидении, желающие заработать миллион, - стыдно для образования, общества, нации. В этом разница, в этом главная идея одухотворенного образования.
А ведь литература - предмет особый. Его основная функция - приобщение школьников к искусству художественного слова, подготовка их к непосредственному эмоциональному восприятию действительности. Этот предмет - прежде всего средство воспитания души, чувств и повышения общекультурного уровня образования.
Ведь владение этими качествами во все времена и у всех народов как раз и составляло признаки хорошего образования. А молодой человек, знающий культуру, искусство, всегда считался широко образованным.
Поэтому на предстоящий и последующие учебные годы эти предметы должны стать приоритетными, а качество их преподавания мы берем под свое особое внимание и заботу.
При этом особое внимание следует уделить отбору качественных учебных изданий для обучающихся всех уровней.
Этим занимался экспертный совет, который был создан при Министерстве народного просвещения еще 185 лет назад. За годы его существования предпринималось множество реформ, корректировались его функции. Однако неизменной оставалась задача - "подробно следить за всей педагогической литературой, ... объявлять о плохих сочинениях и препятствовать их распространению". Почему же сейчас все происходит с точностью до наоборот? Почему в детскую и школьную литературу проскальзывают антипатриотические мотивы, извращенные факты, бросающие тень на наше историческое прошлое?
Ведь даже созданный в 1990 году при Министерстве образования РФ федеральный экспертный совет был упразднен весной этого года.
Поэтому вся надежда на региональный экспертный совет, который работает при управлении образования и науки уже пятый год. Только за минувший учебный год через него прошло более 100 авторских педагогических программ и элективных курсов.
Работа областного экспертного совета будет продолжена на новом качественном уровне, в его функции войдет не только утверждение перечня учебников и образовательных программ, но и контроль за всеми педагогическими изданиями, используемыми в образовательных учреждениях области. Более того, с нынешнего года этот орган станет государственно-общественным, в его состав включены представители общественности области.
Уважаемые коллеги!
Следующая позиция, на которой я хочу остановиться - формирование в области единого воспитательного пространства.
Понимаю, что эта задача не одного дня, но без ее решения одна школа в условиях своей классно-урочной системы изменить духовно-нравственные устои общества не в силах. С этой целью мы с помощью торгово-промышленной палаты передаем в каждую школу "Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании".
Мы надеемся, что, прочитав Свод, вы присоединитесь к тем, кто принял и сердцем, и умом изложенные в нем принципы. К тем, для кого это небольшое издание станет настольной книгой, своеобразным компасом, по которому следует сверять свои действия в повседневной жизни в больших и малых делах.
Сегодня я особенно хотел подчеркнуть роль взаимодействия ведомств - партнеров в работе по духовно-нравственному воспитанию молодого поколения. В первую очередь, конечно, работников культуры, которые формируют художественно-эстетический вкус; молодежных организаций, влияющих на мировоззрение и гражданскую позицию подростков; спортивные общества, тренирующие и закаляющие не только тело, но и дух, характер детей.
Это все то, чем занимаются дети и подростки в клубах, домах и центрах детского творчества, по собственному выбору или, как говорят, к чему "расположена душа".
В декабре минувшего года по просьбе Министерства образования и науки РФ мы показали для регионов Центрального федерального округа систему работы с детьми на базе учреждений дополнительного образования. Всеми гостями была отмечена вдумчивая политика руководства области, глав местного самоуправления Губкинской, Алексеевской территорий, г.Белгорода, Грайворонского района по сохранению и развитию сети дополнительного образования детей. На сегодня мы имеем 140 домов и центров детского творчества, спортивных клубов в системе образования, 74 музыкальных, художественных и других школ в системе культуры, 10 - в молодежном и спортивном ведомствах. Это громадная, еще недостаточно используемая нами сила, которую мы должны включить в целостный педагогический процесс на основе общих скоординированных подходов.
На этом пути нам нужно шире использовать культурно-образовательные комплексы на селе, которые объединили ресурсные и кадровые возможности школ, библиотек, домов культуры для воспитания и дополнительного образования детей.
Сейчас их уже 92 в 19-ти территориях области. Лучшие из них, такие как Шелаевский комплекс Валуйского района и Орликовский Чернянского района, обеспечивают реальное сетевое взаимодействие социальной инфраструктуры, предусмотренное Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования.
В области имеется масса примеров позитивного межведомственного взаимодействия на ниве воспитания детей. Сегодня я имею возможность высказать слова благодарности работникам музеев, библиотек, домов культуры, ремесел, общественных организаций, ветеранов войны и труда, спортивных тренеров, МЧС за подвижническую работу на ниве просвещения.
Именно благодаря совместным усилиям мы имеем такие военно-патриотические клубы, как "Беркут" Волоконовского района, "Гранит" Новосокольского района, музеи в Ливенской СШ N 1 Красногвардейского района, Орликовской СШ Чернянского района, Готовской СШ Красненского района, клуб моряков в г.Белгороде, клуб "Руевит" в Старом Осколе, кадетские классы спасателей в Корочанском, Новооскольском районах и казачьи - в Губкине.
Это те живительные родники, которые духовно питают молодое поколение наших граждан и, конечно, хотелось, чтобы их было больше.
В то же время приходится признать, что мы до сих пор не можем восстановить в полном объеме разрушенную в 90-е годы систему работы с детьми по месту жительства, утрачены детское отечественное кино, подростковый репертуар в театре, комнаты школьника, детский эфир на радио и телевидении. Все сказанное особенно касается городских школьников, поэтому сегодня я хочу внести предложение по поэтапному воссозданию на Белгородчине городских и поселковых школ полного дня, которыми мы решаем не только задачу организации целостного педагогического процесса с детьми в течение полного дня, в интересах работающих родителей, но и обеспечиваем полную загруженность школьных площадей, залов, компьютерных классов, школьных музеев и клубов, а также получаем реальную возможность создания системы скоординированного воспитательного воздействия на детей через культуру, спорт и молодежные организации. Имевшее место в последнее время сокращение групп продленного дня (почти в 2 раза за 15 лет) во многом объяснялось тяжелым финансовым положением. Но сейчас, когда мы имеем сокращение детского контингента, я прошу правительство области и глав местного самоуправления муниципальных образований (особенно городских) помочь нам вернуть утраченную практику по организации занятости детей.
Уважаемые коллеги! В вопросе формирования единого воспитательного пространства особая роль отводится системе профессионального образования. Дело в том, что, по общему мнению, именно на этой ступени прагматизм и голый профессионализм стали определяющими при получении образования.
В студенческой среде намного реже, чем в других образовательных учреждениях, озвучиваются и всерьез обсуждаются такие понятия, как долг, честь, служение Отечеству, т.е. те морально-нравственные качества, которые всегда составляли духовный стержень русской студенческой молодежи и российской интеллигенции. Наверное, все мы делаем большую ошибку, сместив акценты в профессиональной подготовке молодых специалистов и не думая о том, что грамотный, но бездуховный профессионал никому не нужен. Он не принесет пользы ни производству, ни коллективу, ни делу.
Говоря об общих тенденциях в этой сфере образования, признаю, что наши ведущие вузы и ссузы, их руководители, к счастью, являются нашими единомышленниками.
Системой духовно-нравственного воспитания молодежи отличается Белгородский университет потребительской кооперации, на базе которого весной этого года проводился Координационный совет регионов Центрального федерального округа по этой проблеме и получил высочайшую оценку.
Хорошие традиции по патриотическому, гражданскому и трудовому воспитанию студенчества имеются в Белгородском технологическом университете строительных материалов им. Шухова.
Приоритет русской культуры, народности всегда присутствует в содержании деятельности Белгородского института культуры.
Много и целенаправленно работает над внедрением гражданского, патриотического и нравственного воспитания своих студентов Белгородский государственный университет и лично его руководитель Л.Я.Дятченко. Уже на подступах к зданию БелГУ скульптурное изображение Архангела Гавриила и студенческая часовня внушают уважительное отношение к духовной и православной культуре нашего Отечества.
На сегодняшний день более чем в половине (14 из 24) учреждений среднего профессионального образования, в подавляющем большинстве (27 из 30) учреждений начального профессионального образования и в трех вузах (БУПК, БелГУ и БГИК) введены курсы религиоведческих дисциплин по выбору обучающихся.
Для всех уровней образования, в том числе и студенчества, остается актуальным повышение общекультурного уровня посредством музейной педагогики, библиотек, театра, других классических учреждений культуры.
В этой связи хочу отдельно остановиться на проблеме подготовки педагогических кадров, на которые обществом и государством возлагается важнейшая миссия по духовно-нравственному формированию будущих поколений наших граждан.
Все в твоих руках! - эти слова можно адресовать любому учителю, который каждый день помимо учебных вопросов в большей степени решает вопросы человеческих взаимоотношений, и от него во многом зависит, полюбит ли ученик школу, пристрастится ли к учению, станет ли Человеком.
Педагог не должен и не может быть просто урокодателем, передающим определенную сумму знаний, его обязанность их "одухотворить".
Черты личности учителя, образное мышление, энергия, умение заворожить, восхитить, увлечь, покорить и заразить своей верой, обаянием и талантом, умение нравиться - всему этому можно и нужно учить.
Прагматизм молодежи, ее стремление к карьерному росту и материальному благополучию, готовность к борьбе за место под солнцем любой ценой, - все это следствие той же бездуховности, и наша педагогика в какой-то мере тоже участвует в такой ее переориентации, акцентируя в последние годы внимание на том, что образование должно в первую очередь обеспечить успешность человека в предстоящей жизни, востребованность на рынке труда.
А разве успешность - это только материальное благополучие?
Подобная педагогика работает на общество потребителей, на снижение общекультурного уровня молодежи.
В минувшем учебном году с помощью ученых БелГУ мы разработали областную программу модернизации педагогического образования.
На наш взгляд, это продуманная система мер, обеспечивающая непрерывное педагогическое образование от школьного до послевузовского, сориентированная на ценности православной педагогики и православной культуры.
Ведь учителю всегда следует помнить, что Церковь в России - это не иерархия церковнослужителей, а все соборное братство, включая и мирян, поэтому ответственное отношение мирянина-педагога к духовному становлению молодежи может проявляться отнюдь не в его религиозных проповедях, а в слове и деле учителя.
Уроки литературы, истории, музыки, философии, труда должны быть пронизаны духом православия, если сам учитель несет в себе этот дух.
Уроки совести, милосердия, прощения, любви - все это приближает к христианству, к духовности. Если учителя, ученики, студенты читают Ивана Шмелева, Ф.М.Достоевского, слушают музыку С.Рахманинова или Г.Свиридова, читают русских философов - они уже живут духом православия, в них формируется ядро духовности.
Проработанная с этих позиций Программа модернизации педагогического образования сможет решить поставленную перед педагогическим сообществом задачу. Ее ориентировочная "стоимость" составляет 20 млн. рублей на 5 лет.
Я прошу Вас, уважаемый Евгений Степанович, поддержать нас в решении вопроса финансирования расходов на ее реализацию.
Еще одна просьба - поддержать почин прошлого года по установлению надбавок за творческие и профессиональные успехи педагогов и педагогических коллективов. По итогам 2004 года надбавки к заработной плате получили 960 педагогов, подготовивших призеров предметных олимпиад, творческих конкурсов и спортивных состязаний, показавших лучшие результаты по обучению по итогам ЕГЭ, в областных и федеральных конкурсах воспитательных систем и "Школа года".
В текущем году мы хотели бы включить в этот список и педагогические коллективы, сумевшие выстроить систему духовно-нравственного и патриотического воспитания своих учеников. На эти цели нам достаточно одного процента от фонда оплаты труда.
Уважаемые коллеги! Поставленные задачи останутся для нас непосильными, если мы всем миром не решим еще одну проблему - вовлечение в единое образовательное пространство семьи и общественности.
Надо ли объяснять, что сформировать такие моральные качества, как совесть, честь, сострадание за счет школьных уроков и бесед невозможно. Что если нет сыновней привязанности к дому, нет смысла говорить о воспитании патриотизма.
В слове "Отечество" слышится и "отец", и "отчий дом", и древнеславянское "отче". Исток личностного становления связан с отчим домом, с традициями и укладом семьи.
В отчем доме есть не просто фотографии предков, в нем живет их дух, и если душа ребенка не наполняется этим духом, то вряд ли он услышит слова учителя о долге, чести, ответственности.
Мы должны объединиться в своем стремлении повлиять на укрепление нравственных устоев семьи, повышение общекультурного уровня родителей, восстановления связи поколений в деле воспитания детей.
В традиционной педагогике всех народов последовательно проводится идея полного педагогического цикла: человек рождается внуком, умирает дедом. То есть каждое поколение взрослого населения должно нести свою долю ответственности за воспитание молодежи. К сожалению, родительское и семейное воспитание утратило органику народной и религиозной культуры. В редких семьях происходит то, что было свойственно русской семье на протяжении веков: утренние и вечерние молитвы, благословение детей на всякое дело, на поступок, на создание семьи, совместное посещение храмов и т.д.
Трудно все изменить, но говорить, писать об этом, создавать общественное мнение, просвещать, заставить задуматься - нужно.
Первое, что я хотел бы предложить в этой связи - широкомасштабная работа по педагогизации общества.
Образование всех уровней (дошкольное, школьное, профессиональное) готово к широкой пропаганде педагогических знаний, в том числе духовно- нравственных основ воспитания, в трудовых коллективах, в эфире, печати. Нам нужно, чтобы все структуры были открыты для сотрудничества с нами в этом вопросе.
Второе, мы будем всячески поощрять или, если хотите, насаждать совместную творческую и познавательную деятельность детей и взрослых (родителей, дедушек, бабушек) как в рамках образовательного учреждения, так и за его пределами.
Все праздничные, спортивные мероприятия, исследовательская, туристская, экологическая, трудовая, благотворительная деятельности, экскурсии, паломничество к святым местам, посещение Храмов, музеев, театров, концертов должны быть совместными (дети, родители, педагоги).
Третье, хотелось бы найти поддержку в создании "воскресных школ для родителей" не только в системе образования, но и при храмах, в учреждениях культуры, здравоохранения, правоохранительных органов. Ведь повышение общекультурного уровня родителей средствами искусства, народной культуры со специально подобранной тематикой, знание ими физиологических, психологических особенностей детей, расширение их правового, гражданского кругозора, - все это и есть работа по духовно-нравственному оздоровлению молодежи, семьи, общества.
И последнее, в работе с родителями нужна более конкретная роль поселковых советов, милиции, жилищно-коммунальных служб, комиссии по делам несовершеннолетних. Каждая служба по отдельности, конечно, несет свою долю ответственности в борьбе с алкоголизмом, курением, сквернословием, аморальным образом жизни, однако выстроенной системы работы на местах до сих пор нет. Достаточно привести один пример. Для обеспечения обязательного общего образования необходим (по крайней мере, два раза в год) поквартирный учет проживающих в микрорайонах детей школьного возраста. Истинную картину можно выявить лишь с помощью сведений о постановке граждан на регистрационный учет (паспортный стол), сведений педиатрической службы (детские поликлиники, ФАПы), а также органов внутренних дел, потому что иначе во многие квартиры, дома, подъезды можно просто не попасть.
Казалось бы, проблема беспризорности и безнадзорности волнует всех, и по закону это сфера ответственности муниципалитета, а на деле школа часто остается с этой проблемой сама.
Этот пример приведен мной с единственной целью: добиться общего понимания того, что только объединившись, мы можем рассчитывать на позитивные результаты в борьбе за духовно-нравственное благополучие нации.
Церковь - наш союзник и помощник в решении этой задачи. А мы с вами, уважаемые педагоги, можем многому поучиться у нее, сумевшей выстоять в годы тотального богоборчества, не утратившей любви и уважения к людям.
"Радость моя" - обращался к своим чадам преподобный Серафим Саровский. Именно с такой открытой душой мы все должны повернуться к детям, чтобы они ушли от влияния окружающего их зла и поверили нам.
Я хочу выразить уверенность в том, что совместные усилия руководителей властных структур, ученых, органов и учреждений образования, практиков, специалистов, представителей общественных организаций, ветеранов войны и труда, принимающих участие в сегодняшнем форуме, обеспечат решение многих обозначенных проблем.
Ваш голос и ваш авторитет крайне важны и нужны в образовании сегодня. Ведь независимо от убеждений все мы работаем на одну цель, работаем во имя достойного, благополучного будущего нашего Отечества.