Перейти к основному содержанию

Главная      Такой уж он романтик

Такой уж он романтик

Говорят, что начинать профессиональную гоночную карьеру в 18 лет - поздно. Пример Такумы Сато опровергает это утверждение: талантливый гонщик способен отыграть время и даже опередить своих сверстников. Виталий Петров сел за руль спортивной машины в 15 лет. В 17 стал обладателем Кубка Лада, а в 19 выиграл этап британского чемпионата Формулы Renault и привлек внимание Эдди Джордана.

Он приехал в Европу год назад, в январе 2003-го, после серии блестящих побед в российском кольце. Тогда ему казалось, что за пару лет удастся покорить Европу и заветная дверь откроется как по мановению волшебной палочки. Он мечтал стать вторым Колином Макрэем. Изломистые трассы ралли Мексики или заснеженные озера Финляндии были пределом его мечтаний. Но судьба распорядилась иначе.

Владелец команды Euronova энергичный Винченцо Соспири, чемпион мира по картингу, чемпион Формулы 3000 и победитель чемпионата спортпрототипов, убедил россиянина не торопиться с "прогулками" по гравию на раллийных суперкарах, а попробовать силы в Формуле Renault. Первый сезон доказал, что меткий глаз экс-пилота Формулы 1 угадал в юном выборжце природный талант.

Сильвия Берлускони:

- Виталий, в европейских сериях ты провел уже полтора года. Не забыл еще свой первый круг за рулем "формулы"?

Виталий Петров:

- Конечно, нет. В январе 2003 года меня пригласили на тесты Формулы Renault в Мизано, организованные для нас итальянской командой BVM - между прочим, молодежной командой Minardi. Кроме меня туда поехал еще Володя Лабазов - быстрый парень, упертый такой. Холодно было и сыро. Когда ранним утром я выехал на влажную трассу, то решил, что самое правильное - управлять машиной в раллийной манере (некоторое время я занимался ралли-спринтом). И когда машина начинала немного скользить, я ставил ее боком и без проблем преодолевал поворот. Без проблем - но и без особой скорости. Как я тогда не вылетел - не понимаю. Володе я тоже посоветовал повороты проезжать чуть-чуть бочком. Он так, наверное, и сделал - и прямо на первом круге оказался в отбойнике.

- Первые впечатления и определили желание выступать в кольце?

- Да нет, в кольце-то я вообще не собирался ездить. Мне ралли как-то больше нравилось. Мечтал погонять в Финляндии вокруг озер. Мне казалось, что кольцо - это только разминка перед раллийными трассами. Но на тестах за два дня я проехал около семисот километров и остался собой вполне доволен. Мне сказали, что я всего на пару секунд медленнее, чем боевой пилот команды BVM. Я обрадовался и согласился поехать в Валлелунгу на следующие тесты, уже с командой Euronova.

- И как они прошли?

- Просто ужасно. Когда я увидел, что на трассу одновременно выехали около 35 пилотов, то, честно говоря, немного заволновался - они же будут мне мешать.

А когда через пару кругов они один за другим начали меня объезжать, причем на бешеной скорости, как стоячего, - я просто обалдел. Было ощущение, что я еду на телеге какой-то, а они несутся на космических кораблях.

- И что, желания догнать их и перегнать не было?

- Какое там... Я не понимал, как они вообще так едут. В Валлелунге есть один такой закрытый поворотик: если его понять - можно втопить полный газ и идти на шестой передаче. А я первое время понижался аж до четвертой. Вечером пошли туда вместе с Винченцо Соспири, шефом команды Euronova. Он мне говорит: "Ложись на трассу и смотри на этот поворот с высоты посадки в болиде". И я увидел то, чего никогда не заметишь, если просто прогуливаешься по трассе: поворот оказался... абсолютно прямой!

- Что представляет собой Формула Renault?

- Мне трудно ее с чем-то сравнивать. Я ведь только на ФRenault да на "трехтысячной" и ездил. Потестировать Формулу 1 пока не довелось. (Шутка.) "Трехтысячная", конечно, повеселее будет. Но на ФRenault есть чему поучиться. Честно говоря, мне еще годик хотелось бы поездить на Формуле Renault, поскольку мне не хватает картинговой школы и опыта младших "формул". Машина очень капризная. Она вообще не прощает ошибок. С точки зрения пилотирования ФRenault - умная машина. Здесь все по-настоящему - надо тормозить только там, где это нужно делать, а начинать разгон именно в точке апекса - иначе машина захлебнется и разгон не получится. Машина учит понимать траекторию, работать с настройками. Сейчас я, например, чувствую изменение угла атаки крыльев на один градус. А раньше мне было все равно, что с крыльями ехать, что без них.

- А как тебе удалось так быстро сесть на Формулу 3000?

- Осенью прошлого года я выиграл гонку ФRenault в Донингтоне и вполне мог стать чемпионом Великобритании, если бы поехал на последний этап сезона. Но он совпадал с гонкой Euro3000 в Кальяри на городской трассе, куда мне посоветовал отправиться Соспири. Честно говоря, было страшновато. Но мы сели с менеджерами, все взвесили и решили, что лучше журавль в небе, а не синица в руках, вопреки известной поговорке. Вот я и погнался вдогонку за журавлем.

- Ну и?..

- И ни капельки не жалею. Если бы сейчас пришлось выбирать - опять поступил бы так же. А ведь меня поначалу не хотели пускать на старт - до гонки на машине Ф3000 я проехал всего пять тренировочных кругов, а в пятницу умудрился на первом же круге (!) уехать в бетон. Зазевался и не заметил поворота...

- Как это - зазевался на машине стоимостью в миллион долларов?

- Да вот так, не собрался. Для меня вообще очень важен психологический настрой. Мне, например, необходимо, чтобы со мной на гонке был кто-то из близких - или папа, или менеджер. Иначе мне как-то одиноко. Такой уж я романтичный.

- Ну, а в гонке собраться удалось?

- Гонка для меня - самое главное событие. Я полностью концентрируюсь на борьбе, атакую от старта до финиша. Поэтому, наверное, мне и удаются прорывы из хвоста пелетона в десятку. Но в Кальяри гонка как-то странно складывалась.

Был рестарт - мой напарник Норберт Зидлер заглох на старте, и гонку остановили на втором круге. Обидно ужасно - я в первом повороте был уже пятым, а стартовал с двенадцатого места. Повторный старт, атакую - и иду седьмым! Так и ехал около часа. Отставал от шестого на секунду, а мои преследователи были в четырех секундах позади меня. Для меня это была первая такая длинная гонка - два часа. А жарища дикая - почти сорок градусов. В начале второго часа я уже изнемогал от усталости - еле руль поворачивал. А трасса там извилистая и узкая-узкая. Стопроцентная концентрация нужна каждую секунду. И когда мне казалось, что сил больше нет, Соспири по радио рявкнул мне в ухо: "Эй, парень, ты что, заснул, что ли?" Меня как холодной водой окатило. И тут я допустил ошибку - чуть замешкался в повороте и зачем-то пропустил две машины. Вообще-то я был уверен, что это круговые. Финишировал десятым.

- А как чувствовал себя после гонки?

- Было ощущение пустоты от того, что все закончилось, и радости от того, что смог финишировать. К нам в команду пришел друг Винченцо Соспири гонщик команды RenaultF1 Ярно Трулли, поздравлял меня с достойным выступлением. Мой напарник поднялся на подиум, но мне кажется, все радовались гораздо больше моему финишу, ведь Норберт был уже опытным пилотом, а я новичком. С нетерпением жду конца лета, когда смогу оказаться за рулем "трехтысячной".

- А что ты планируешь делать дальше?

- Многое зависит от спонсоров. Пока ведь серьезной поддержки у меня нет, хотя многие интересуются. После Кальяри вообще пошли слухи, что я вот-вот окажусь за рулем Jordan в Формуле 1, а заплатит за это то ли "Газпром", то ли "Сибнефть".

Ничего этого не случилось - и в Jordan пока справляются без меня.

- Ну, а у тебя самого какие планы?

- Этот сезон провожу в Формуле Renault - в Еврокубке и в чемпионате Италии. Причем еду не все гонки, а в основном те, которые проводятся на трассах, где в следующем году поедет Формула 3000. На конец лета запланированы тесты в Ф3000, а с осени - старты в нескольких последних гонках Euro3000. Летом, пока в Европе гоночные каникулы, хочу проехать несколько гонок в российской Формуле 1600. Между прочим, я ее еще не тестировал. Интересно будет сравнить с Renault. В следующем году хотел бы провести полноценный сезон в "трехтысячной", кроме того, есть приглашения поработать с одной из команд чемпионата прототипов. Но это - на усмотрение моих тренеров.

- А дальше? Формула 1? Или тебе ближе другие классы?

- А дальше я мечтаю поехать в ралли. Но это лет через двадцать. А сначала надо победить в Формуле 1.

По материалам журнала "F1 Racing"