Перейти к основному содержанию

Главная      СВЕЖИЙ ПИЛОТАЖ

СВЕЖИЙ ПИЛОТАЖ

"ФОРМУЛУ", КАЖЕТСЯ, ДОВЕЛИ ДО УМА

В ВОСКРЕСЕНЬЕ В АВСТРАЛИИ СТАРТУЕТ ОЧЕРЕДНОЙ ЧЕМПИОНАТ "ФОРМУЛЫ-1". ПРЕСТИЖНЕЙШАЯ ГОНОЧНАЯ СЕРИЯ МИРА, ПОТЕРЯВШАЯ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ИЗРЯДНУЮ ДОЛЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ, В ЭТОМ ГОДУ, КАК СЧИТАЕТ КОРРЕСПОНДЕНТ "Ъ-СПОРТА" АФСАТИ ДЖУСОЙТИ, ИМЕЕТ ВСЕ ШАНСЫ ВЕРНУТЬ УТРАЧЕННЫЕ ПОЗИЦИИ

Новости

Оошлемся на авторитетное мнение: "Формула-1", считает президент Международной федерации автоспорта (FIA) Макс Мосли, подходит к новому сезону в лучшем за последние 15 лет финансовом состоянии. Действительно, опасения (надо сказать, отнюдь не безосновательные) относительно возможного коллапса серии, особенно обострившиеся в конце прошлого сезона, развеялись.

Еще несколько месяцев назад сразу три из 10 команд "Формулы-1" балансировали на грани краха. Тогда корпорация Ford решила отказаться от поддержки команды Jaguar и выставила ее на продажу. В какой-то момент всерьез обсуждалась даже возможность ликвидации команды: на нее довольно долго не удавалось найти покупателя. Но в результате таковой нашелся. Компания Red Bull, глава которой Дитрих Матешиц уже несколько лет искал возможность приобретения "формульных" активов, согласилась с условиями, выдвинутыми Ford. А они, к слову, были не самыми выгодными. Контрактом предусмотрено, что новые владельцы команды обязуются не проводить сокращений весьма раздутого штата команды и, кроме того, не идут на урезание зарплат.

Чуть позже решила свои финансовые проблемы и команда Jordan. Прошлый год для "конюшни" был очень неудачным - в финансовом плане в первую очередь. Владельцу команды Эдди Джордану приходилось даже вкладывать в нее порядка $1 млн ежемесячно из личных средств, чтобы удержать предприятие на плаву. Но и тут все сложилось как нельзя лучше. Компания Midland Group, изначально планировавшая выставить свою команду в "Формуле-1" начиная с сезона 2006 года, решила форсировать события и выкупила у Эдди Джордана "конюшню", получив, как следствие, возможность гоняться уже начиная с этого сезона. Еще на один год Jordan сохранит прежнее название, а в 2006-м будет переименован в Midland F1.

Как рассказал Макс Мосли, он располагает информацией о том, что ведутся переговоры о продаже еще одной команды "Формулы-1". Претендентов на смену владельца всего два - Minardi и Sauber. Представители обеих команд, естественно, клянутся, что ничего и никому продавать не собираются, но только кто же им верит.

Безусловно, приток в "Формулу-1" свежих денег скажется на ее финансовом состоянии. Есть, правда, отдельные деятели, утверждающие, что на самом деле все очень плохо и опасность коллапса еще не миновала. Учитывая, что это представители так называемых больших команд, таких как, например, McLaren, за которым к тому же возвышается грозная тень могущественного Mercedes, можно было бы подумать, что проблемы действительно не решены. А тут еще и известная группа GPWC, в которую помимо DaimlerChrysler входят Renault, BMW и примкнувшие к ним Toyota и Honda, снова напомнила о себе, в очередной раз пригрозив запустить с 2008 года альтернативный "Формуле-1" чемпионат. Но если еще два-три месяца назад эти угрозы могли, по крайней мере, претендовать на то, чтобы считаться серьезными, то теперь они воспринимаются как не более чем попытка усилить свои позиции в торге с фактическим владельцем "Формулы-1" Берни Экклстоуном.

Господин Экклстоун, напомним, выбил из GPWC самое сильное звено, уговорив Ferrari на сепаратное подписание нового договора о согласии. Нынешний истекает в конце 2007 года. Заложенные в нем правила распределения доходов "Формулы-1" не устраивают все команды, включая и Ferrari.

Тут можно вспомнить, что еще недавно главным борцом за создание новой серии был вице-президент FIAT, человек, по сути контролирующий все дела команды Ferrari, Лука ди Монтедземоло. Помнится, он жаловался на то, что Ferrari - компания небольшая, что ей не по силам так много тратить на содержание команды в "Формуле-1" и что вскоре "Скудерия" вообще может покинуть серию. Но стоило Берни Экклстоуну помахать перед носом боссов итальянской "конюшни" контрактом на $100 млн в год (по неофициальным данным, именно столько Ferrari будет получать с 2008 года), как все жалобы на тяжелую судьбу прекратились.

Суммарная доля команд от продажи прав на телетрансляции оценивается примерно в 50% от сборов. Это в районе $500 млн в год. Естественно, и McLaren, и Renault, и Williams хотели бы получить не меньше, чем Ferrari. Правда, если пойти у них на поводу, на долю остальных команд ничего не останется. Поэтому их дело - продолжать давление на Берни Экклстоуна с тем, чтобы вынудить его пойти на очередной пересмотр долей при распределении доходов, а дело последнего - стараться обойтись как можно меньшей кровью. По всей видимости, если он согласится отдавать командам две трети всех прибылей, то все претензии GPWC и команд, этой группе сочувствующих, отпадут сами собой. Возможно, что этот торг, сопровождаемый предъявлением претензий в СМИ и угрозами покинуть "Формулу-1", продолжится еще года полтора. Но в итоге команды и Экклстоун все равно договорятся.

Так что утверждение Макса Мосли о хорошем финансовом состоянии "Формулы-1" в целом верно. И есть шанс на то, что оно как минимум не ухудшится в дальнейшем. Берни Экклстоун, взяв курс на вывод большей части этапов из стран Евросоюза, где вступил в силу запрет на табачную рекламу, постепенно претворяет свои планы в жизнь. В прошлом году впервые прошли этапы в Бахрейне и Китае, в этом сезоне дебютирует Гран-при Турции (к слову, из-за этого чемпионат растянется на рекордные 19 гонок). И не исключено, что "Формуле-1" благодаря отказу от ряда европейских гонок удастся сохранить хотя бы часть "табачных" денег, а это сотни миллионов долларов.

Трудности

Финансовые проблемы "Формулы-1", имевшиеся в последние годы, в определенной мере были вызваны ухудшением спортивного, соревновательного содержания гонок, то есть фактическим отсутствием конкуренции.

Объемы продаж прав на телетрансляции - основного источника получения денег - если не падали, то уж как минимум не росли. Зато росли расходы команд. Некоторым надо было, имея, условно говоря, рубль, умудриться откатать на два.

FIA, надо признать, очень долго пыталась искусственными мерами добиться одновременно усиления конкуренции, сделав так, чтобы Михаэль Шумахер не выигрывал гонку после первого же поворота, и снижения расходов. Особенно на подготовку команд к гонке, ведь не секрет, что львиная доля затрат приходится именно на тестирование машин.

В этом году FIA пошла на самые, может быть, кардинальные изменения технического регламента. К тому же в силу вступили и некоторые правила, принятые еще год назад. Ну, к примеру, то, согласно которому один мотор теперь должен откатать не менее двух гонок. Не надо иметь инженерное образование, чтобы понять, что нагрузка на и без того работающий на пределе возможного мотор возрастает даже не вдвое, а существенно больше.

Кроме того, этот сезон "Формула-1" проведет с новыми правилами, касающимися аэродинамики машин. Главная цель, стоявшая перед специалистами FIA при разработке правил, касалась уменьшения прижимной силы. Своего федерация, судя по всему, добилась. Другое дело, что, победив прижимную силу, FIA, кажется, поставила под угрозу безопасность гонщиков - фактор, за которым она должна следить чуть ли не в первую очередь. По крайней мере, многие гонщики уже успели пожаловаться на то, что управлять автомобилями стало гораздо сложнее. "Машина ведет себя нервно не только в поворотах - не важно, быстрых или медленных, - но даже на прямой, - заявил, к примеру, Рубенс Баррикелло. - На тестах, особенно первых, когда многие еще не успели освоиться с новыми машинами, вылеты случались очень часто. Думаю, и в гонках аварии станут происходить гораздо чаще".

При этом машины, как это ни странно, едут ничуть не медленнее, чем в прошлогодней спецификации. На тестах в Барселоне Фернандо Алонсо так разогнался, что чуть было не побил рекорд трассы. Можно не сомневаться, что машины все равно будут ехать быстрее и быстрее. Так уже было после введения псевдослика, который предположительно должен был замедлить автомобили. Вместо этого они поехали еще быстрее. Не сразу, правда, но все же.

Но вот одно изменение в регламенте, безусловно, способно очень сильно повлиять на гонки. Речь о фактическом запрете на смену резины. Отныне на весь гоночный уикенд гонщику отводится всего четыре комплекта покрышек. При этом воскресную квалификацию (первая часть квалификационных заездов будет проводиться в субботу) и гонку он должен откатать на одних и тех же шинах. Замены допускаются только в случае прокола колеса или же когда под угрозой оказывается безопасность гонщика. Скажем, если пойдет дождь, то можно заехать за "мокрыми" покрышками.

Вообще, замена резины для "Формулы-1" - целый ритуал (может, один из самых важных). В других гоночных сериях тоже меняют колеса по ходу гонки. Но достаточно посмотреть, как это происходит, например, в американских сериях, когда вальяжные механики неспешно выкатывают колеса, неспешно их отвинчивают-привинчивают, убивая на все чуть ли не минуту, и на то, как это происходит в "Формуле-1". Зачастую именно пит-стопы становились самым зрелищным моментом гонки.

От того, насколько быстро удавалось сработать механикам - а бывало, что они укладывались в отрезок менее пяти секунд, - зависела судьба гонки. Да и вообще, отточенность, с которой полтора десятка механиков набрасываются на машину и, словно роботы, выполняют свои операции, не могла не восхищать. Не зря, видимо, практически все спонсоры команд "Формулы-1" неизменно использовали в своих рекламных роликах кадры пит-стопа.

Жаль, конечно, что теперь эти мини-представления будут случаться гораздо реже. Но нельзя не признать, что запрет на смену покрышек может положительно сказаться на конкурентности гонок, сделать их более непредсказуемыми.

Раньше гонка фактически дробилась на несколько малозависимых друг от друга миниспуртов - от пит-стопа к пит-стопу. Пилоты могли не особенно беспокоиться о необходимости беречь резину и позволяли себе гнать во весь опор. Теперь же, когда на одном комплекте резины надо проехать не 80, а все 350 км, придется проявлять чудеса изворотливости и расчетливости, чтобы сохранить колеса до конца этапа. Гораздо большее значение получит способность гонщика рассчитывать наперед свои действия, мыслить стратегически.

Особенно интересными могут стать концовки гонок. Раньше после последнего пит-стопа гонка зачастую фактически заканчивалась, пилоты лишь докатывались до финиша. Теперь именно на последних 10-15 кругах может начаться самое интересное. Пилот, который в начале гонки отсиживался в середине пелотона, имеет шансы резко прибавить и за счет более свежих покрышек чего-то добиться. Да и вероятность ошибок на изношенных покрышках тоже повышается. Так что интрига этапов имеет все шансы резко возрасти.

Если, конечно, не постараются поставщики шин. Никогда нельзя исключать, что им удастся придумать некие волшебные шины, которые практически не будут менять свои сцепные качества за те самые 350 км. Раньше перед ними такая задача попросту не стояла, но теперь и Bridgestone, и Michelin, несомненно, работают над этим.

Личности

И все же финансовые проблемы и вопросы регламента стоят для зрителей на втором плане. На первом - имя победителя. Будет им опять Михаэль Шумахер или кто-то сумеет наконец бросить вызов великому немцу?

Перед началом сезона всегда обостряются разговоры о конкурентах Михаэля Шумахера. Признавая его исключительность, и болельщики, и специалисты все же ищут факторы, которые могли бы ему помешать записать на свой счет очередной чемпионский титул. Надо, правда, отметить, что немец словно не замечает того, что ему должно мешать, и выигрывает. Можно вспомнить прошлый год, когда те же BAR и Williams считались машинами чуть ли не лучше Ferrari. Williams в итоге сезон провалил. BAR, правда, стал лучшим среди всех - кроме Ferrari и Шумахера, который как уехал от соперников в первой гонке, так до конца чемпионата мира и не остановился. Михаэль Шумахер, хотя бы согласно теории вероятности, должен наконец-то проиграть. Другой вопрос, случится ли это в этом году.

Что можно записать немцу в минусы? Ну, возраст. В 36 лет именно он является самым старым из гонщиков. Но, с другой стороны, он же и самый опытный, что на фоне сказанного выше о возросшей роли стратегического мышления является уже плюсом. Шумахеру, кажется, все это дается вообще без труда. Показательно то, как он ведет себя во время гонки, когда, казалось бы, не должен отвлекаться ни на что, кроме управления машиной. Так вот, FIA прослушивает все радиопереговоры гонщиков с боксами. И, по словам Макса Мосли, Михаэль Шумахер, как кажется со стороны, относится к происходящему вообще несерьезно. "Он явно получает удовольствие от того, что делает. Для него гонки - не работа, а именно развлечение. Сколько раз было, когда ему предлагали погоняться, скажем, на картах. Прыгает за руль сразу же! А в гонках постоянно приходится слушать шутки Михаэля. Человек, который может шутить в момент, когда проходит очередной сложнейший поворот на Гран-при Монако, наверное, и вправду феномен", - рассказал Макс Мосли.

Что еще может помешать Михаэлю Шумахеру? Ну, Ferrari в этом году пока не показывает такой скорости, как, скажем, Renault. Но надо признать, что и год назад "Скудерия" в межсезонье не была сильнейшей. А чем это кончилось? И даже если Михаэль Шумахер не выиграет первые две-три гонки нового сезона, говорить о закате его звезды не стоит. Команда все-таки начнет чемпионат на прошлогодней версии машины, которая все же уж не настолько лучше конкурентов. Но в карьере Михаэля Шумахера были и титулы, завоеванные за рулем отнюдь не лучшего автомобиля. Вспомните первый, полученный в 1995 году, когда он гонялся на Benetton, машине в лучшем случае всего лишь такого же уровня, как и Williams тех лет.

Среди тех, кто способен потеснить Михаэля Шумахера с вершины, специалисты ставят на первое место Фернандо Алонсо. 23-летний испанец, бесспорно, очень талантлив, уже имеет на своем счету победу на этапе, а в этом межсезонье был явно быстрее всех. К тому же и Renault, как уже упоминалось, судя по всему, удалось создать хорошую машину. В том, что это случится, не сомневался почти никто: все-таки в этой команде сконцентрированы гоночный опыт Benetton и бесспорное умение инженеров

Renault делать отличные моторы, на которых был выигран не один чемпионский титул.

Заставляет верить в шансы Фернандо Алонсо и то, как он выступает на тестах. Скажем, в Барселоне пару недель назад - фактически это была последняя возможность проверить машины в деле перед отправкой в Австралию - он пару раз был быстрейшим, опередив того же Шумахера на две секунды. Да и вообще, Фернандо Алонсо настолько уверен в себе, что, когда его спросили о шансах Renault на подиум на Гран-при Австралии, он усмехнулся и ответил: "Какой подиум? Мы едем побеждать! Хотя я и отдаю себе отчет в том, что это будет очень нелегко. Главный конкурент, конечно, Ferrari. Надо быть безупречными, чтобы побить Шумахера. Вообще, как гонщику, мне хочется стать чемпионом именно сейчас, когда Михаэль еще в строю. После того как он уйдет из гонок, чемпионский титул на некоторое время немного обесценится".

Вновь (который уже год подряд) болельщики надеются, что сумеет вернуть утраченные позиции McLaren. Прошлый сезон получился у легендарной "конюшни", по количеству титулов уступающей только Ferrari, попросту провальным. Те изделия, что McLaren выставлял на гонки, особенно в начале сезона, конкурировать с лидерами никак не могли.

Не хочется забегать вперед, но в этом году мы, судя по всему, имеем шанс увидеть похожего на самого себя McLaren. Машина (по крайней мере, если судить по тестам) уже не ломается так часто, как раньше, и к тому же едет довольно быстро. Положительным моментом можно считать и то, что McLaren располагает одной из сильнейших пар гонщиков - Кими Райкконен и Хуан Пабло Монтойя. Фигура последнего, правда, вызывает некоторые опасения. Колумбиец известен своей импульсивностью, на трассе только мешающей, и от того, насколько ему удастся совладать с нервами - ехать быстро он вполне в состоянии, - и будут зависеть его шансы на успех.

Что до BAR и Williams, то тут, скорее всего, чего-то особенного ждать не стоит. Первый номер BAR Дженсон Баттон уже дал понять, что команда столкнулась с проблемами и по крайней мере в начале сезона будет не в лучшем состоянии. "Да, пара тестов прошла для нас неудачно. Но сейчас мы движемся по верному пути. Если честно, то больших проблем нет - так, мелочи", - попытался успокоить болельщиков Дженсон Баттон. Но почему-то верится в его слова с трудом.

А вот гонщики Williams особо и не скрывают, что новая версия машины попросту слишком медленная. Помимо того что она страдает от плохой управляемости - пилоты, в частности, сетовали на то, что задняя ось не имеет достаточного сцепления с полотном, - еще и мотор BMW пока не оправдывает надежд. "Наша машина, конечно, не настолько хороша, чтобы на ней можно было побеждать. Но в числе первых приезжать к финишу можно", - сказал Ник Хайдфельд. В переводе на человеческий язык это означает, что Williams ничего не светит

* * *

Все рекорды Михаэля Шумахера

Чемпионские титулы - 7

(1994-1995, 2000-2004)

Самое длительное пребывание в роли чемпиона мира - с октября 2000 Победы на этапах - 83 Победы в одном сезоне - 13(2004)

Победы в одном сезоне, одержанные подряд - 7 (2004)

Вторые места - 36 Самые быстрые круги - 66

Общее количество очков - 1186 (учитываются и 78 баллов, полученные в 1997 году, когда из-за столкновения в последней гонке с Жаком Вильневом Шумахер был исключен из итоговой таблицы)

Очки за сезон - 148 (2004)

Подиумы - 137 Победы на одном этапе - 7 (Гран-при Канады и Франции)

Гонки, выигранные с pole-position - 37

Хет-трики (pole-position, победа в гонке, самый быстрый круг) - 20

Серия гонок, в которых были набраны очки - 24 Количество подиумов подряд - 19

Наибольший отрыв от второго места - 67 очков (2002)

Самое раннее завоевание титула - 2002 (Шумахер стал чемпионом в июле - за шесть гонок до конца)

* * *

Рекорды, не принадлежащие Михаэлю Шумахеру

Количество Гран-при.

Рекордсмен Рикардо Патрезе - 256 гонок. На счету Шумахера - 212 этапов

Количество pole-position.

Рекордсмен Айртон Сенна - 65. У Шумахера - 63

Количество побед на одном этапе, одержанных подряд.

Рекордсмен Сенна, выигрывавший Гран-при Монако с 1989 по 1993. У Шумахера по четыре победы подряд на трех этапах - в Австралии, Японии и Испании

* * *

Команды "Формулы-1"

Ferrari

Михаэль Шумахер (Германия) Рубенс Баррикелло (Бразилия)

Sauber

Жак Вильнев (Канада) Фелипе Масса (Бразилия)

BAR

Джексон Баттон (Великобритания) Такума Сато (Япония)

Red Bull

Дэвид Култард (Великобритания) Кристиан Клин (Австрия)

Renault

Фернандо Алонсо (Испания)

Джанкарло Физикелла (Италия)

Toyota

Ральф Шумахер (Германия) Ярно Трулли (Италия)

Williams

Марк Уэббер (Австралия) Ник Хайдфельд (Германия)

Jordan

Нараин Картикейан (Индия) Тиагу Монтейру

(Португалия)

McLaren

Кими Райкконен (Финляндия)

Хуан Пабло Монтойя

(Колумбия)

Minardi

Кристиан Альберс (Голландия) Патрик Фризахер (Австрия)

* * *

Расписание этапов чемпионата "Формулы-1

6.03

Гран-при Австралии

Мельбурн, автодром Albert Park Протяженность - 307, 574 км. 58 кругов по 5, 303 км Прошлогодний победитель - Михаэль Шумахер (Ferrari)

20.03

Гран-при Малайзии

Куала-Лумпур, автодром

Sepang

Протяженность - 310, 408 км. 56 кругов по 5, 543 км Прошлогодний победитель - М. Шумахер

3.04

Гран-при Бахрейна

Бахрейн, автодром Sakhir

Протяженность - 308, 769 км. 57 кругов по 5, 417 км Прошлогодний победитель - М. Шумахер

24.04

Гран-при Сан-Марино

Имола (Италия), автодром имени Энцо и Дино Феррари Протяженность - 305, 609 км. 62 круга по 4, 929 км Прошлогодний победитель - М. Шумахер

8.05

Гран-при Испании

Барселона, автодром Circuit de Catalunya Протяженность - 305, 256 км.

66 кругов по 4.625 км

Прошлогодний победитель - М. Шумахер

22.05

Гран-при Монако

Монте-Карло, уличная гонка Протяженность - 257, 180 км. 77 кругов по 3, 340 км Прошлогодний победитель - Ярно Трулли (Renault)

29.05

12.06

Гран-при Канады

Монреаль, автодром имени Жиля Вильнева

Протяженность - 305, 270 км. 70 кругов по 4, 361 км Прошлогодний победитель - М. Шумахер

19.06

Гран-при США

Индианаполис, автодром Indianapolis Motor Speedway Протяженность - 306, 106 км. 73 круга по 4, 193 км Прошлогодний победитель - М. Шумахер

Гран-при Европы

Нюрбург (Германия), автодром Nuerburgring

Протяженность - 308, 863 км. 60 кругов по 5, 147 км Прошлогодний победитель - М. Шумахер

3.07

Гран-при Франции

Невер, автодром Magny-Cours Протяженность - 308, 586 км. 70 кругов по 4, 408 км Прошлогодний победитель - М. Шумахер

10.07

Гран-при Великобритании

Сильверстоун, автодром Silverstone Протяженность - 308, 355 км. 60 кругов по 5, 139 км Прошлогодний победитель - М. Шумахер

24.07

Гран-при Германии

Хоккенхайм, автодром Hockenheimring Протяженность - 301, 884 км. 66 кругов по 4, 574 км Прошлогодний победитель - М. Шумахер

31.07

Гран-при Венгрии

Будапешт, автодром Hungaroring

Протяженность - 306, 670 км. 70 кругов по 4, 381 км Прошлогодний победитель - М. Шумахер

21.08

Гран-при Турции

Стамбул, Istanbul Otodrom Протяженность уточняется. Длина круга - 5, 378 км Гонка проводится впервые

4.09

Гран-при Италии

Монца,

Autodromo Nazionale Monza Протяженность - 306, 720 км. 53 круга по 5, 787 км Прошлогодний победитель - Рубенс Баррикелло (Ferrari)

11.09

Гран-при Бельгии

Спа, автодром Spa-Francorchamps Протяженность - 306, 812 км. 44 круга по 6, 973 км Прошлогодний победитель - Кими Райкконен (McLaren)

25.09

Гран-при Бразилии

Сан-Паулу, автодром Interlagos Протяженность - 305, 909 км. 71 круг по 4, 308 км Прошлогодний победитель - Хуан Пабло Монтойя (Williams)

9.10

Гран-при Японии

Судзука, автодром Suzuka Протяженность - 307, 573 км. 53 круга по 5, 803 км Прошлогодний победитель - М. Шумахер

16.10

Гран-при Китая

Шанхай, автодром Shanghai International Circuit Протяженность - 305, 256 км. 56 кругов по 5, 451 км Прошлогодний победитель - Баррикелло