Перейти к основному содержанию

Главная      ЗВЕЗДЫ НА ВИРАЖАХ

ЗВЕЗДЫ НА ВИРАЖАХ

Хорошие парни ездят на дорогих машинах и успешно справляются с кознями конкурентов, попутно решая свои личные проблемы, - казалось бы, сюжеты всех известных фильмов об автогонках очень похожи. Но благодаря спецэффектам, впечатляющим сценам настоящих гоночных дуэлей, убедительной игре актеров и, разумеется, солидной порции адреналина смотреть эти фильмы совсем не скучно. Искушенные болельщики называют их комедиями, отмечая ряд неточностей, а далекие от спорта зрители знакомятся с гоночным миром, давно ставшим элементом красивой жизни.

Чем старее, тем реальнее

Интересно, что самые старые картины об автогонках считаются наиболее приближенными к реальности. Вышедший на экраны в 1966 году фильм "Гран-при" был снят режиссером Джоном Франкенхаймером в течение настоящего гоночного сезона на настоящих трассах. "Гран-при" наиболее точно передает дух "Формулы-1" - той, которой она была десятилетия назад, и той, о которой теперь все мечтают.

Режиссер выбрал отличные типажи: Ив Монтан сыграл стареющего экс-чемпиона, Нино Барлини предстал в образе этакого дерзкого молодого льва, Джеймс Гарднер исполнил роль гонщика, выступающего ради наследства, а Брайан Бедфорд превратился в прагматичного американца, стремящегося спасти свою карьеру. В качестве актеров выступили и знаменитые гонщики того времени Фил Хилл и Грэхем Хилл, а их коллеги по "Формуле-1" стали консультантами картины и даже появились в эпизодах.

Джон Франкенхаймер ответственно подошел к делу: он установил кинокамеры на болидах и вместе с актерами тщательно изучил в гоночной школе основы мастерства пилотов. В фильм вошли как сцены с участием актеров, так и кадры соревнований настоящих гонщиков в чемпионате "Формулы-1" 1966 года. Для большего эффекта режиссер показал борьбу пилотов, используя модный в те годы прием полиэкрана (экрана, разделенного на фрагменты) . История непростого соперничества, сдобренная любовной интригой, стала культовой, получив "Оскара" за звуковые эффекты и монтаж.

В 1969 году режиссер Джеймс Голдстоун снял фильм "Победители" о гонщике Фрэнке Капуа, сражавшемся за победу в легендарной американской гонке "500 миль Индианаполиса". Главная роль досталась Полу Ньюмену, который с тех пор просто заболел автоспортом.

"Этот фильм изменил мою жизнь, - рассказывал Пол. - Гонки очаровали меня, я научился разбираться в том, что происходит на трассе. А к концу съемок совсем перестал чувствовать себя неуклюжим за рулем болида". С тех пор Ньюмен довольно успешно выступал на различных соревнованиях, а в 1983 году вместе с Карлом Хаасом основал собственную команду в американской серии "Champ Car".

В1971 году режиссер Ли Катцин привлек болельщиков автогонок к экранам своим фильмом "Ле-Ман" о знаменитой двадцатичетырехчасовой гонке во Франции. Здесь главную роль исполнил Стив Маккуин, блистательно справившийся с ездой на скорости более 200 км/ч. Герой Маккуина, гонщик Майкл Делейни, борется за победу, испытывая колоссальный прессинг. Год назад на этой же трассе по его вине произошла авария, в которой погиб друг Майкла. "Ле-Ман" , как и два ранее упомянутых фильма, превосходно передавал атмосферу гонок и переживания пилотов.

Загадки Клода Лелюша

Одна из самых знаменитых и загадочных историй о любви, "Мужчина и женщина" Клода Лелюша, разворачивается на фоне автогонок. Режиссер не зря пригласил на главную роль Жан-Луи Трентиньяна, ведь актер вырос в семье, члены которой страстно любили риск и приключения на трассе.

Луи Трентиньян, дядя актера, был известным гонщиком. Он погиб в 1933 году на трассе Перонне в Пиккарди. Другой дядя Жан-Луи Трентиньяна, Морис, выступал в "Формуле-1" , где дважды выигрывал престижный Гран-при Монако. На счету Мориса и победа в другой знаменитой гонке - "24 часа Ле-Мана".

Фильм "Мужчина и женщина" с триумфом прошел по экранам, собрав многочисленные награды и в одночасье сделав Жан-Луи Трентиньяна и Анук Эме звездами мирового масштаба. В Америке эту в сущности незамысловатую мелодраматическую картину сочли странной и абсурдной. И тем не менее она завоевала премию "Оскар" в номинациях "Лучший иностранный фильм" и "Лучший сценарий".

Однако любящий гонки и сенсации Клод Лелюш на этом не успокоился. Как-то прекрасным воскресным утром он прикрепил кинокамеру к быстрой "Ferrari 275 GTB" , которая отправилась колесить по улицам Парижа. Так появился восьмиминутный фильм "Рандеву" , удививший публику не меньше, чем "Мужчина и женщина". До сих пор неизвестно, действительно ли автомобиль проезжал по Елисейским Полям и Монмартру на скорости 200 км/ч. Неясно, кто сидел за рулем машины, - сам режиссер или пилот "Формулы-1" Жак Лаффит. История создания фильма заинтересовала полицию, ведь герой мчался на встречу со своей женой, игнорируя правила движения на оживленных городских улицах. Режиссер защищался, заявляя, что принял все меры предосторожности, а за рулем машины сидел профессиональный гонщик.

И теперь, спустя много лет, Клод Лелюш продолжает уверять, что не использовал спецэффекты. Режиссер-документалист Ричард Саймон по-своему попытался разгадать загадку "Рандеву": "Я понял меру безумия фильма, только когда на полной скорости проехал на красный свет. Вы наслаждаетесь примитивным ощущением скорости, но в глубине души понимаете, насколько это все безответственно".

История о NASCAR

Фильм об автогонках изменил судьбу не только Пола Ньюмена. Съемки в картине Тони Скотта "Дни грома" (1990) положили начало бурному роману Тома Круза и Николь Кидман, закончившемуся свадьбой. А сам фильм сочли не слишком удачным и долго ругали за слабый сценарий.

Прообразом героя Тома Круза стал гонщик NASCAR Тим Ричмонд. История этого легендарного гоночного плейбоя гораздо насыщеннее любых фильмов. Тим вел бурный образ жизни, любил выпить, часто менял команды. В 1988 году пошли слухи о том, что Ричмонд болен СПИДом, ему пришлось оставить NASCAR, а годом позже герой американского автоспорта умер от этого страшного недуга.

Герой Тома Круза - молодой, амбициозный Коул Трикл - взял от Тима Ричмонда несокрушимую волю к победе, спортивную злость и упрямство. Он живет под девизом "Нет ничего, что бы я не смог сделать за рулем машины". И этот настрой помогает ему не только бороться за победу, но и добиваться любви красавицы Клэр Левицки (Николь Кидман) .

Машины, созданные специально для этого фильма, участвовали в гонках в Фениксе и Дарлингтоне. Том Круз рвался самостоятельно выполнять все трюки, но это было запрещено по условиям страховки. Так что в сценах автогонок Тома дублировал гонщик NASCAR Грэг Сакс.

Некоторые эпизоды фильма, например конфликт между Коулом Триклом и боссом его команды, взяты из реальной жизни Тима Ричмонда и его коллег. А два персонажа "Дней грома" буквально списаны с известных гонщиков Дэйла Эрнхардта и Марио Андретти.

Комедия о гонках

Сильвестр Сталлоне долго мечтал снять фильм о "Формуле-1". На протяжении нескольких лет голливудская знаменитость украшала собой паддок самого престижного чемпионата мира. Слай подолгу беседовал с боссом "Формулы-1" Берни Экклстоуном и обещал задействовать в качестве актеров Михаэля Шумахера и Жака Вильнева. Но в итоге в 2001 году вместо фильма о "Формуле-1" появилась лента об американской серии "CART".

От "Гонщика" ждали слишком многого, а в результате творению Сталлоне досталось и от кинокритиков, и от болельщиков. "Гонщик" называли "комедией" , "худшим фильмом об автогонках" , полным неточностей и ляпов. Правда, на кассовых сборах это никак не отразилось.

Сам Слай утверждает, что снял фильм прежде всего о людях и лишь во вторую очередь о гонках.

"Чемпионат только фон, мне было важно показать цену успеха и настоящей дружбы. Смысл фильма в том, что невозможно оставаться первым вечно. Как только ты это понимаешь, настает время помогать молодым" , - объяснял автор.

Из комиксов - в кино

Кажется, не будет конца борьбе между Францией и Америкой за звание лучшего производителя фильмов о гонках. В 2002 году Луи-Паскаль Кувлер приступил к съемкам картины, известной российскому зрителю под названием "Мишель Вальян: жажда скорости". В создании сценария принимал участие Люк Бессон, ярый поклонник автогонок, мечтавший о подобном фильме с 1999 года.

Мишель Вальян, популярный во Франции герой комиксов, был придуман в 1957 году художником Жаном Гратоном. По замыслу продюсеров и режиссера исполнитель главной роли должен был отвечать нескольким критериям: быть хорошим и обязательно французским актером, внешне похожим на прототип из комиксов. Кандидатура Сагамора Стевенена подошла по всем параметрам.

Сюжет фильма опять-таки не отличается оригинальностью: успешный гонщик готовится к очередному испытанию - участию в легендарной гонке "24 часа Ле-Мана". Разумеется, не обходится без коварных соперников, любовных переживаний и настоящей дружбы. Примерно треть картины составляют сцены, снятые летом 2002 года во время этого традиционного гоночного марафона.

Мир уличных гонок

Почти каждый болельщик, сидя у экрана телевизора, мечтает занять место за рулем гоночной машины и почувствовать вкус победы. Любителей пощекотать себе нервы найдется немало. Именно этим можно объяснить возросшую в последнее время популярность уличных гонок.

Как-то в одном из западных журналов появилась статья о клубе, участники которого организовывают уличные гонки на японских машинах. Статья легла в основу сценария боевика "Форсаж" , изобилующего захватывающими эпизодами подобных баталий.

Лидер банды уличных гонщиков Доминик Торетто (Вин Дизель) живет миром автомобилей, он настоящий мастер своего дела, привыкший к успеху. В окружении Доминика появляется Брайан (Пол Уокер) , который быстро входит в доверие к гонщику. На самом деле

Брайан - полицейский, расследующий дело о краже дорогого оборудования.

"Форсаж" возвел Вина Дизеля в ранг суперзвезды, и за съемки в сиквеле актер запросил солидный гонорар, в котором ему отказали. Отсутствие Вина восполнили спецэффекты и обилие красивых автомобилей, хотя зрители с сожалением констатировали, что сцены уличных гонок оказались слишком компьютеризированными. Пол Уокер по-прежнему играет Брайана, теперь уже бывшего полицейского, а роль его напарника исполняет темнокожий Роман Пирс.

Особой изюминкой фильма стала экзотическая красавица Ева Мен-дес, сыгравшая тайного агента Монику Клементе. Актрисе кубинского происхождения пришлось по душе участие в типично американском боевике: "Я обожаю этот фильм, он забавный и просто очень хороший! " Кинокритики не сомневаются: даже через много лет "Двойной форсаж" останется визитной карточкой Евы, фильмом, после которого ее актерская карьера пошла в гору.

По слухам, зрителей ждет продолжение "Форсажен" - с Вином Дизелем и уже без Пола Уокера. Что ж, автоспорт продолжает завораживать зрителей, с удовольствием переносящихся в мир смелых мужчин, прекрасных женщин и быстрых машин.