ТАПКУ В ПОЛ: ДРЭГ - РЕЙСИНГ В РОССИИ
В переводе на русский язык английский глагол "to drag" имеет следующие значения: ползти, тащиться, впрочем, они никак не связаны с настоящей действительностью... Скорость, которую развивают гонщики на небольшом отрезке трассы, кроме как демонической не назовешь.
Прибавьте к этому оглушительный рев моторов, дикий свист от пробуксовки колес, раззадоренных болельщиков, красивых девушек с черно-белыми флажками и сногсшибательный вид "заряженных" спортивных авто. Именно так выглядит картина одного из самых скоростных видов автоспорта - дрэг-рейсинга!
Из курса истории
Идея устраивать гонки наперегонки впервые пришла в голову американцам. Произошло это в конце сороковых годов XX века, когда в городе Голета, который располагается в Калифорнии, построили первую площадку для проведения дрэг-рейсинга. Это событие стало большой радостью не только для гонщиков, которые теперь могли не "шифроваться" от свирепого взгляда блюстителей порядка, но и многочисленных болельщиков.
До сей поры дрэг-рейсинг носил нелегальный характер. В основном, гонки проходили на окраинах городов, вблизи небольших закусочных. Собиралась толпа янки, подъезжали гонщики на своих чудо-байках (мотоциклы), ревели моторы. Заводили толпу. Хозяин забегаловки, как современный букмекер, собирал со своих клиентов "капусту", предварительно поинтересовавшись, на кого они поставили. Зрители растягивались вдоль трассы, давался старт. Гонщики, словно обезумевшие, начинали выжимать "из своих моторов все, что в них есть. Победитель получал деньги, часть из которых он отдавал "первобытному организатору". Остальные оседали в кармане кожаных штанов. А вот проигравшие нередко оставались без своих байков, если на кон ставились собственные мотоциклы. Вот такой жесткий был регламент.Вообще, не исключается предположение, что это движение началось гораздо раньше, еще в середине двадцатых годов. В соревнованиях восьмидесятилетней давности могли участвовать все желающие, лишь бы их транспортное средство имело двигатель, ну и колеса, разумеется.
Триста по прямой
Дрэг-рейсинг - это гонки на лучший результат по прямому участку дороги на 1/2 или 1/4 мили (804 или 402 метра). Чаще всего заезды проходят на дистанции в четверть мили. В соревнованиях могут принимать участие только два мотоцикла или автомобиля. Как и в любом другом автоспорте, в дрэг-рейсинге наблюдается своя иерархия. Например: обязательно устанавливается классификация по типу конструкции (тюнинг и другие навороты), идет распределение участников по классам (сильных направо, слабых налево). Также смотрят на вес автомобиля, на вид используемого топлива и на объем двигателя. Кстати, горючее имеет немаловажное значение, так как многие гонщики используют закись азота (нитрос), высокооктановое топливо (спортивный бензин) и другие присадки в топливо. Это улучшает характеристики и мощность мотора. Лидер заезда в каждом классе определяется по олимпийской системе.
Какие есть классы
В дрэг-рейсинге все авто делятся на определенные классы. В официальных соревнованиях участников классифицируют по следующим критериям: первый класс SL (Street Light) или уличный легкий. Авто с объемом двигателя от 1600 до 1800 куб. см, а также все АЗЛК и ГАЗ с объемами свыше 1800 куб. см. Второй класс - FS-A (Fast Street A), уличный быстрый А. К ним относятся агрегаты, имеющие в объеме от 1800 до 2500 куб.см. Третий - FS-B (Fast Street В). Счет здесь ведется, начиная от 2500 и заканчивая 3500 куб. см. Последний класс - Us (Unlimited Street), в народе - уличный неограниченный. К нему относятся самые мощные дрэгстеры, настоящие ракеты. Объемы здесь недетские - от 3500 куб. см и больше. Также, для того чтобы выявить класс автомобиля, применяются дополнительные поправочные коэффициенты к объему двигателя: наддув - 1, 6, роторный - 1, 8, NOS -1, 5.
Какой русский не любит...
Что касается России, то у нас первые нелегальные гонки прошли только в первой половине 90-х годов! Как и у американцев, все началось с мотоциклов. Позднее к байкерам присоединились лихачи на автомобилях. Состязания, как это было принято до недавних пор, были незаконными. Проходили они под покровом ночи, в безлюдных местах. Частенько на гонщиков и организаторов устраивались облавы ГАИ... Шло время. Два года назад во всех крупных городах России: Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и других прошли показательные выступления дрэгрейсеров. Гонки сразу же полюбились многим людям, причем во всех регионах, где устраивались показательные выступления! Ведь, как известно, какой русский не любит быстрой езды?! Благодаря колоссальной популярности дрэг-рейсинга, которая охватила всю Россию, в этом же году была создана Российская Федерация дрэг-рейсинга (РФДР). В нее вошли многие организаторы из России, а также ближнего зарубежья, да и просто те, кто неравнодушен к этому виду спорта. В этом же году в Москве были проведены первые российские официальные международные соревнования по дрэг-рейсингу. На сегодняшний день только в нашей столице насчитывается более 20 тысяч фанатов данного вида спорта. А сколько их по всей России?
В Тушино за адреналином
Чтобы до конца и прочувствовать атмосферу дрэг-рейсинга, надо увидеть состязания своими глазами. Это факт. Мне довелось увидеть эти гонки на рулевой дорожке аэродрома имени Чкалова в Тушине на прошлой неделе. Зрелище завораживает. Пара автомобилей перемещается от предстартовой линии к линии старта в течение 2 минут с момента старта предыдущей пары. На этом участке (длиною в 10 метров) гонщики проводят прогрев резины пробуксовкой. Слышен дикий свист покрышек и рев "злых" моторов. Машины готовы к старту. На светофоре зажигаются желтые огоньки. Дается старт. От рева моторов с непривычки закладывает уши. Авто, как ракеты, со свистом уносятся вдаль. Рекорд на этих соревнованиях установил нижегородский пилот на своем Nissan Skyline, преодолев расстояние в 402 метра за 11.03 секунды. При этом ходили разговоры, что гонщик начинал тормозить до финиша, так как для машин с результатом до 12 секунд места в "зоне торможения" явно не хватало. Призовой фонд составил 1000$. Получив эти деньги, нижегородский "демон" остался доволен. Но настроение, я думаю, было хорошим и потому, что все его соперники были "порваны" в пух и прах, в том числе и московские.
А вот как о лидере высказался на одной из веб-конференций очень известный человек в московской тюнинг-гоночной сфере Typhoon (Кирилл Волошин): " Ездил "Скай" на турбе Т88 с давлением 3 бара избытка, на спортивных сликах "Hoosier", в бензобаке 116 октан, коробка передач - кулачковая секвенталка "Holinger". Любое противостояние этому монстру очень жестко пресекалось!"
Автор благодарит Дмитрия Кротова за помощь в подготовке материала.