ВЗЛЕТНАЯ ПОЛОСА ЭЛИСТИНСКИХ ШУМАХЕРОВ
То, что первенство по дрэг-рейсингу после долгих споров все-таки было проведено на бывшем военном аэродроме, оправданно. Самолетов на том месте давно уже никто не видел, а вот взлетная полоса — символ светлого начала — вполне подходящая для подобных мероприятий трасса. По крайней мере первый "десант" элистинских гонщиков убедился в этом, с удовольствием состязаясь на ней в мастерстве скоростного вождения автомобилей и мотоциклов. И уже в первые минуты соревнований самые горячие приверженцы спорта на колесах высказали пожелание: "А давайте так каждый год? .. ".
ОН СКАЗАЛ "ПОЕХАЛИ! " И МАХНУЛ РУКОЙ
Мэр Элисты Радий Бурулов торжественно объявил соревнования открытыми, свое напутствие гонщикам высказали также советник Президента РК Елена Поканинова и министр по делам молодежи, туризму и спорту РК Владимир Довданов. Глава Федерации автомотоспорта РК Арслан Горяев объяснил присутствующим, в чем, собственно, суть дрэг-рейсинга: "В данном виде гоночного спорта, пришедшем к нам из Америки, необходимо быстрее всех проехать небольшой прямой участок трассы длиной четверть мили (чуть более 400 м)".
Почетный стартовый заезд первенства совершили мэр Элисты и вице-премьер, министр строительства и ЖКХ Олег Кичиков, не забыв поприветствовать участников соревнований знаменитым жестом Гагарина. Пока чиновники вживались в роль рейсеров, гонщики-профессионалы разогревали свои автомобили и мотоциклы перед стартом. Знатоки облегчали вес машины, вынимая "запаски" из багажника и пассажирские сиденья из салона. Смекалистые зрители тут же пристраивались на половинках вынутых кресел: шутка ли, стоять несколько часов на обочине, лучше уж получать удовольствие сидя. Пожарным в этом плане повезло больше всех: их алый автомобиль оказался самым высоким, а потому вся команда как по команде (простите за каламбур) взобралась на крышу грузовика и ровными рядами (дисциплина!) расположилась там. Ни дать, ни взять — VIР-ложа.
Дух опасности, связанный со скоплением людей и рвущихся в бой машин, витал в степном воздухе еще до начала соревнований: в суматохе приключилось небольшое ДТП. Пытаясь в тесноте припарковаться, "девятка" и мотоцикл поцарапали друг другу бока. Водителю мотоцикла пришлось срочно ремонтироваться, так как до участия в заезде оставалось немного времени. Зато все остальные автолюбители стали передвигаться по узкой взлетной полосе осторожнее.
ПРИСКАЗКА ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ В КУРСЕ
Предыстория элистинского дрэг-рейсинга небезынтересна. Доселе у жителей степного края была возможность выразить любовь к скорости либо в виртуальной реальности (в красивейших компьютерных играх аркадные гонки представлены так правдиво, что даже домохозяйки, не интересующиеся техникой, порой проводят у монитора полдня, забыв о борщах и котлетах), либо ночью тайком, на том же аэродроме. Как рассказал нам член Федерации автомотоспорта РК Алтман Трофимов, неофициальные ночные гонки проводятся близ Элисты с незапамятных времен. Но если еще в прошлом году на аэродроме собиралась лишь кучка сумасшедших обожателей дрэг-рейсинга (а как еще иначе назвать автолюбителей, которые гоняли во весь опор по степи, где нет ни медпомощи, ни пожарных, ни специалиста, способного помочь в экстренной ситуации?), то уже этой весной неофициальные гонки стали привлекать огромные — до 400 человек — толпы людей. На одну из последних таких гонок, к всеобщему удивлению, прибыла целая колонна таксистов. Шашечки на крышах соревнующихся машин были словно светлячки в безлунной степи. Газелистам тоже не терпится поучаствовать в гонках. Наверное, мало им игры в догонялки на городских улицах.
Учитывая возросший интерес к дрэг-рейсингу, возникла острая необходимость упорядочить стихийный процесс, пока не стряслось чего недоброго. Так родилась идея открытого первенства по дрэг-рейсин-, гу на Кубок мэра Элисты.
В УШАХ СВИСТ ВЕТРА И... СОТРУДНИКА ГИБДД
Напряжение ожидания достигло предела, и гоночный ритм вот-вот закружит нас в водовороте, где смешаются адреналин, визг тормозов и восторженные аплодисменты поклонниц.
Наконец-то автошоу началось. Организаторы предупредили рейсеров, что нельзя брать в салон пассажиров во время прохождения трассы, а также запрещается превышать скорость при возвращении с финиша на старт. Гонщики послушались, чтобы не нарваться на штраф ГИБДД в ходе соревнований. Попасть в ряды участников заезда можно было после техосмотра автомобиля и медицинского обследования водителя. Получив добро врачей и блюстителей порядка, гонщики стали присматривать себе порядковые номера.
Как мы выяснили у организа-торое; никто из рбйсеров от 13-го номера не открещивался. Наоборот. Число, снискавшее мистическую славу, не случайно появилось на стекле белого "БМВ", принадлежащего Санджи Санджиеву. По словам его жены Светланы, для Санджи число "тринадцать" — путеводная звезда. Любитель скоростной езды родился 13 февраля, 13 сентября на свет появилась его родная сестра, 13-го числа Санджи впервые увиделся со своей будущей женой, 13 апреля Светлана родила ему сына Тимирхана (пятилетний малыш тоже приехал на гонки болеть за папу). Правда, магическое число не принесло Санджиеву победы, но белый "БМВ" достойно боролся с сильным соперником, абсолютным фаворитом первенства.
Самым излюбленным автомобилем элистинских шумахеров оказались "Жигули" — в основном "шестерки", "семерки" и "десятки". В каждом заезде соревновались по два рейсера, так как трасса была слишком узкой для большего количества машин. Гонщики в основном опытные. Сергей Слизский, к примеру, регулярно бросает вызов таким же увлеченным водителям скоростных автомобилей и часто приходит к финишу первым (забегая вперед скажу, что по результатам нынешних соревнований он стал лидером в категории "Классика").
Но некоторым рейсерам откровенно не везло: "Форд", резво покативший было к старту, заглох в нескольких метрах от него. Спустя несколько минут выяснилось, что поломка серьезная, машина из гонки выбыла. Однако грустить владелец невезучего автомобиля не спешил: браво посигналив зрителям, он потихонечку отправился на ремонт. "Мерседес", тоже было "захворавший" при виде целого автопарка четырехколесных соперников, покинул аэродром вслед за "Фордом". Правда, спустя некоторое время вернулся и успел проехаться с ветерком, звезд с неба при этом не хватая.
Большинство же машин пытались ревом моторов нагнать друг на друга страх и затмить блеском металла остальных железных конкурентов. Вас смущает, что речь об автомобилях ведется, словно о живых существах? Так ведь дрэг-рей-синг — это не мирная спячка элистинских улочек, по которым стесненный ограничениями мощный транспорт движется осторожно, боясь навредить. Все накопившиеся машинные "эмоции" выплеснулись в гонке. Газ. Тормоз. Старт! Финиш! Дым из-под колес!
КОРОТКИЙ ВЕК ГОНОЧНОЙ МАШИНЫ
Происходящее захватывало дух. Лишь один вопрос навязчиво вертелся в голове: ну почему представительницы прекрасного пола постеснялись сесть за руль? Ведь по городу столько замечательных "наездниц" на изящных авто кружит! Постойте, одну "амазонку" на гонках я все-таки заприметила. Но Баирта Семпишева заявила, что участвовать в заезде не будет. "Я вожу мотоцикл и получаю от скоростной езды огромное удовольствие. Это ни с чем не сравнимо! Но на сегодняшних гонках выступаю в роли болельщицы — надеюсь на успех министра молодежи Владимира Довданова. А мой "железный конь" недостаточно мощный, чтобы тягаться с остальными. К тому же я хорошо знаю, как сильно страдает техника от сумасшедшей езды. У заядлых рейсеров есть поговорка: машина после хорошей гонки должна развалиться! " - раскрыла Баирта всю подноготную.
Между тем спортивные страсти на взлетной полосе накалялись, и постепенно выявлялись недостатки в организации соревнований. Во-первых, забыли привезти в степь биотуалет. Пикантная деталь немного подпортила настроение зрителей. Во-вторых, ограждение, отделявшее зрителей от трассы, оказалось таким хрупким, что частично было опрокинуто ветром, частично — разгоряченными болельщиками.
Автомобилисты уже "отстрелялись", и в восьми категориях (по типам машин) судьи определили победителей. Из всех рейсеров явным фаворитом, доказавшим свое право на звание самого быстрого водителя Элисты, стал 24-летний Владимир Сикоренко, владелец золотистого красавца "БМВ". По словам Владимира, впервые он сел за водительскую баранку в 1998 году и с тех пор не расстается с техникой. "Я сам переоборудовал автомобиль под гоночный и сейчас много времени провожу в гараже", — объяснил Владимир. На мое предположение, какие внушительные толпы поклонниц сопровождают триумфатора гонок, парень скромно ответил: "Жена — моя самая преданная поклонница! "
КОНДУКТОР, НАЖМИ НА ТОРМОЗА
Состязания мотоциклистов привнесли в спортивное действо такой взрыв энергетики и азарта, что публика не уставала аплодировать. А виной всему скромный водитель того самого мотоцикла, который пострадал от столкновения с -"девяткой" еще до начала состязаний. Валерий Левашов произвел фурор! На невзрачном низеньком мотоцикле, метко прозванном кем-то из зрителей "крокодильчиком", ветеран мотоспорта Калмыкии, кандидат в мастера спорта Валерий Левашов прыжком вырвался вперед еще на старте, оставив далеко позади соперников, в том числе министра Довданова. Левашов достиг финиша молнией и даже успел оглянуться: далеко ли остальные? Далеко! Опытный гонщик настолько поразил всех своим неожиданным прорывом, что после заезда молодежь окружила Валерия плотным кольцом и забросала вопросами. Соревнования уже завершились, но вошедшие во вкус "рулевые" не желали останавливаться. Организаторы с трудом уговорили автолюбителей нажать на тормоза и перейти К цервмвИ награждения. Победителям в различных категориях, ореди которых Андрей Ведяшкин, Адьян Горяев, Басан Джамбинов и другие, были вручены кубки и дипломы, а также денежные премии. Владимиру. Сикоренко помимо прочего достались сотовый те;-лефон и специальный кубох от Федерации автомотоспорта РК.
В целом первый дрэг-рейсинг вышел не комом, а бумом. Настоящий бум увлечения скоростью, думается, на будущий год соберет на аэродроме еще больше любителей экстрима. Кубок-то переходящий!
***