Ставка больше, чем жизнь
Официально первой СР в России считается гонка, проводившаяся в один из уик-эндов сентября 2001 года на Фрунзенской набережной. Это был ДР-рейсинг (одна из разновидностей СР) - гонки на ускорение. Они проводятся по прямой на дистанциях 1/2, 1/4, 1/8 мили (804, 402, 201 м). Участники стартуют попарно по олимпийской системе: проигравший хоть один заезд выбывает. Победитель должен выиграть все дуэли состязания.
Существуют СЧ-гонки по городским улицам в общем потоке машин без перекрытия движения. Главное правило дорожного движения в данном случае - ехать быстро, приехать первым. В СЧ на старт выходят экипажами "пилот-штурман". От того, как "натаскан" штурман в дорожной обстановке, зависит очень многое. Чаще всего СЧ выглядит так: "точка-точка". На старте вручается конверт с контрольными адресами, куда нужно примчаться последовательно.
Еще бывают так называемые "скоростные" СЧ - самые опасные гонки СР. Это гонки на ускорение в потоке машин на каком-то коротком участке. Говорят, что "скоростной" проводился в Москве всего пару раз, но всегда плохо заканчивался... Очевидно, что в России уличные гонки далеко не безопасны, поэтому не могут быть легализованы. За безопасность отвечают организаторы гонок. Но трудно себе представить, кто сможет взять на себя ответственность за того парня, который несется по третьему транспортному кольцу со скоростью 270 километров в час! И еще: нет никакой гарантии в том, что, даже если парень останется в живых, то он расскажет о сбитых им пешеходах, оставшихся лежать на дороге.
В Америке и других капстранах ДР на загородных дорогах жестко прессингуется полицией. Гонки там проводятся на закрытых и специально подготовленных дистанциях. Они стали профессиональным игровым бизнесом.
О моторах
Что в ДР, что в СЧ действует один и тот же принцип классификации автомобилей - по рабочему объему двигателя. Повышение мощности мотора достигается впрыском в цилиндр жидкой закиси азота. Впрыск закиси азота пагубно влияет на ресурс двигателя. В момент активации системы работа мотора не соответствует никаким экологическим нормам. Автопроизводители не одобряют и не сертифицируют такие системы.
При всем богатстве воображения и выбора фаворита заездов по ДР-системе результат чаще всего предрешен заранее. В толпе гонки всегда найдется автомобиль, который удельно мощнее, удельно легче и грамотнее всех сделан.
Результат же в СЧ непредсказуем: "Москвич" с безумным азартным "автоаристократом" может "порвать" "Субару", а "девятка" - "Ауди". Кроме того, нельзя заранее сказать о том, кто доедет до финиша целым, невредимым...
СР в России - это не бизнес
Одна из легенд СР: "высшая ставка в заезде - твой собственный автомобиль". Проиграл - отдаешь его. На самом деле ставок - нет, они не принимаются. То есть кто-то, стоя в сторонке, может с кем-то поспорить и сделать ставку - это его личное право. Так оно часто и происходит. Организаторы не принимают в этом никакого участия. Вообще, заниматься тотализатором на СР не хотят: игорная среда, как, впрочем, и многое другое в нашей стране, отстает - в самом СР нет никакой индустрии. Стартовые взносы от 300 до 3000 рублей на СР и по 200-500 - на ДР. Призовой фонд обычно составляет несколько сотен баксов. Максимальный призовой фонд в июле 2003 года был предоставлен победителю легализованного ДР и составил тысячу долларов. Сумма далеко не привлекательная для профессиональных гоночных команд. Никакие призовые фонды пока не могут покрыть расходы СР на подготовку автомобиля к гонке. Очевидно, что подготовка всегда убыточна. Поэтому с прагматичной точки зрения СР в России - это не бизнес.
Гонки в Ногинске...
ГеографиЧескаЯ близость Ногинска к Москве привела к тому, что ногинские, а порой московские "крутые парни" устраивают "гонки по горизонтали".
Глава Ногинского района В.Н. Лаптев категорически возражает против проведения СР на наших дорогах. Совершенно очевидно, что они небезопасны для дорожного движения и пешеходов. На одном из оперативных совещаний в администрации района В.Н. Лаптев четко сформулировал свою позицию: в Ногинском районе будут пресекаться все попытки проведения несанкционированных гонок вплоть до перекрытия дорог тяжелой техникой.
О ситуации, касающейся гонщиков на дорогах Ногинского района, рассказал начальник местного отдела ГИБДД, майор милиции Н.А. Шепель:
- Как только весна вступила в свои права и дороги стали сухими, в нашем районе активизировались поклонники уличных гонок. Гонки без правил происходили в окрестностях Купавны, городов Черноголовка, Электроугли. Эти несанкционированные мероприятия устраиваются, как правило, в присутствии зрителей (от 300 до 2000 человек). Ногинские СР проводятся с нарушением требований дорожного движения и незаконным перекрытием дорог. Все это лишает возможности беспрепятственно следовать к месту назначения всех других участников движения, представляет несомненную опасность для пешеходов. Скорость автомашин гонщиков на перекрываемых участках дороги достигала 280(!) километров в час, а иногда и выше (более 70 метров в секунду). Сотрудники ГИБДД неоднократно привлекали организаторов данных мероприятий к административной ответственности в суде. С участниками, организаторами и их родственниками проводились разъяснительные беседы. В профилактических целях проводятся регулярные рейды смешанных экипажей, съемка на видеокамеры номерных знаков участников гонок. Для принудительного снижения скорости планируется оборудовать "лежачими полицейскими" дороги, на которых чаще всего проходят СР. Вообще, по закону для легализации дорожных гонок требуется разрешение Правительства Московской области и Управления ГИБДД Московской области.
Сколько МРОТ стоит ваша жизнь?
Наказание, которое обычно вменяется участникам уличных гонок, по Кодексу РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ от 1 июля 2002 г.) - 1 МРОТ. Он равен ста рублям.
Сотрудники ГИБДД также могут привлечь гонщиков к ответственности за управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков (штраф - 0, 5 МРОТ) или, к примеру, за превышение установленной скорости движения (штраф - от 3 до 5 МРОТ), за нарушение правил дорожного движения (штраф - от 5 до 8 МРОТ)...
Можно перечислять другие мелкие штрафы. Но все штрафы - ничто по сравнению с человеческой жизнью... Ведь уличные гонки - это огромный риск. И не только для гонщиков.
Так сколько же МРОТ стоит ваша жизнь?