Бензин - в крови
Тулеген Байтукенов,
тел. 59-71-99,
пейджер 54-41-61,
аб. 10546.
Нас не догонят
В начале 1990 года Радаев купил себе новую "шестерку". Самую обычную, каких на улицах сотни тысяч. Не успела машина притереть шины об асфальт, как Сергей Петрович стал мозговать над улучшением тактико-технических характеристик детища Волжского автозавода. Очень скоро под бирюзовым капотом появилась турбина от "Фольксвагена", купленная по сходной цене на барахолке. Пока соседи и механики СТО крутили пальцем у виска, русско-немецкий гибрид спокойно уделывал любого соперника по транспортному потоку.
Вполне может быть, что на этом Сергей Радаев завершил бы издевательства над "Жигулями". Но у него подрастала достойная смена в виде сына Михаила и племянника Павла. То, что у парней кровь с повышенным октановым числом, стало ясно еще тогда, когда они поставили на безобидную детскую игрушку мотор от маминого фена. Едва достигнув подросткового возраста, Паша и Миша вплотную занялись отцовским средством передвижения.
- Воткнули мы четыре года назад новую турбину от "Ауди 200", - рассказывает Паша, - и газовое оборудование заодно: у газа октановое число повыше. На пробную поездку выехали без глушителя. Точно знали, что машина стала быстрее, а она не едет. Как-то тягуче разгоняется. А тут "БМВ 730" рядом оказался, решил потягаться. И мы его - ка-ак!..
Пока хозяин бюргеровской тачки размышлял о несовершенстве мира, Радаевы решили еще поднаворотить "шестерку". Поколдовали с зажиганием, провели масляную магистраль для охлаждения поршней и систему зажигания с датчиком детонации. Поменяли и усилили все, что подвергалось замене и усилению. Рожденная ползать, "шестерка" стала низко летать. Радаевы поехали на неофициальные "погонялки" около Центрального стадиона Алматы. Условия соревнований простые - кто быстрее разгонится с места и доедет до финишной черты. Дистанция - метров сто. Доморощенный дрэг-рейсинг (автомобильный спринт. - Т. Б.), одним словом.
- Нас, понятное дело, сразу на смех там подняли, - вспоминают Радаевы. - У нас тогда еще одной фары не хватало - на ее место вывели воздухозаборник. От этого вид у машины совсем несерьезный был. Но на первый заезд мы все же вышли. Обогнали "Мицубиси". Народ сразу посерьезнел. Поставили против нас "Ауди", а у нас машина отказалась заводиться. Мужики сказали нам: "Мы сами вас заведем - только потягайтесь". Они завели, мы потягались. "Ауди" позади нас осталась.
Как закалялась сталь
Первый по-настоящему серьезный дрэг-рейсинговый бой салатовая "шестерка" приняла на площади Республики, около монумента Независимости. Супротив нее вышел могучий "Додж Стелс", дитя американской демократии. Когда рассеялся дым от буксующих шин, толпа увидела "шестерку", победоносно задравшую нос перед финишем, и "янки", притулившегося в полкорпусе от нее.
- Вот тогда-то народ по-настоящему раззадорился, - смеется Миша. - Мы, говорят, выставим против вас настоящую технику - "Лянчию" с двигателем от "Феррари". И вот ночью приезжаем на площадь. Народу - тьма. Ставим машину на старт, появляется та самая "Лянчия". Шинами асфальт шлифует, движком ворчит. Встали на старт. Надо сказать, что старт мы практически всегда проигрываем - мотор надо хорошо раскрутить, а шины буксуют. Так что "Лянчия" ушла от нас. До половины дистанции. Но все же ее достали. Хозяин авто потом жаловался, что у него были какие-то проблемы, но на второй раунд не согласился.
Фурор Радаевы произвели в 2002 году на первых официальных соревнованиях по дрэг-рейсингу. Полицейские перегородили тогда отрезок проспекта Абая от улицы Саина до улицы Бауржана Момыш-улы. Иномарки, выезжавшие на гонки, одна за другой нюхали "шестерочный" выхлоп. Именно после тех гонок, по словам старшего Радаева, его пригласил на разговор замначальника городского управления дорожной полиции РОГАЧЕВ:
- Интересовался, что да как. Они хотели полицейские "шестерки" такими же шустрыми, как у нас, сделать. Потом подумали и отказались - опасно это. Ведь когда разгоняешься на пределе, такое ощущение, что на лыжах с горы летишь. Вцепишься в руль и постоянно подруливаешь. Однажды я начал отворачивать с дороги на скорости за 180 км в час и улетел на обочину. Кстати, гоняем мы только на соревнованиях. Если кто-то обходит нас в городе или по дороге, например, на Капчагай, нас это абсолютно не задевает. Нам адреналина и так хватает. Правда, был один казус. Едем мы с ребятами как обычно: бодро трогаемся, но выше 60 не гоним. Сами не заметили, как на нескольких перекрестках "уделали" какую-то "Тойоту". А в ней, оказывается, гаишник сидел. Маленький такой, его и за рулем не видно. Остановил нас, разбираться начал. Но потом отпустил.
Они еще вернутся
Наивно было бы полагать, что стандартное "жигулевское железо" без проблем выдерживает все мытарства. У "шестерки" ломалось все, что может ломаться. Отрывало маховик, рассыпался задний мост, раздувался карбюратор, рвались все прокладки. И после каждой поломки Радаевы садились и решали, что делать дальше. О том, чтобы прекратить эксперименты, речи не было - они решали, как еще добавить лошадиных сил, как увеличить максимальную скорость. Результат - полуторалитровый двигатель в зените славы выдавал около 300 сил. Однако карьера зеленой машины закончилась - пару месяцев назад, решив, что бешеная "шестерка" когда-нибудь наломает дров, трио Радаевых привело автомобиль в первоначальное состояние.
Теперь отец, сын и племянник вовсю курочат "Ауди 200". Они сами умудрились собрать электронный блок зажигания и воткнуть его под капот.
- Мы ездили в автоцентр, - объясняет Сергей Радаев, - присмотрели себе блок, вроде по схеме подходит. А он 220 тысяч тенге стоит. Да ну, подумали, сами спаяем.
И ведь спаяли! Дома, на столе, обычным паяльником! И все доработки машин Радаевы делают даже не в гараже, а под обычным навесом! Левша может брать бессрочный отпуск.
- Ребята, а зачем вам вообще это надо? Небось, на деньги гоняетесь?
- Да нет, кто ж с нами на деньги гоняться будет. Помочь машину сделать - это да, обращаются. Ну нравится нам это дело...
Пока "Ауди" скромно стоит во дворе. Но совсем скоро три товарища выведут ее за ворота.
А пока, милый дрэг, не скучай: они вернутся, я знаю точно.
Стала оперяться наша медиация
Центральноказахстанская ассоциация предпринимателей в Караганде взяла на себя неблагодарный труд - сглаживать конфликты на производстве.
Называется это трудное дело медиацией. Председатель Ассоциации предпринимателей Жомарт Алдонгаров почерпнул миротворческий опыт в Астане на семинаре, устроенном Конфедерацией труда Казахстана и американской фирмой "Карр, Свенссон и Рэндолф". Сглаживать острые углы между работодателями и наемными работниками будут медиаторы, которые должны обладать терпением и поистине ангельским характером. Вначале новое дело будет обкатано среди членов Центральноказахстанской ассоциации, а их в шахтерской столице три с половиной тысячи. А затем специалисты предложат свои услуги китам производства наподобие "Казахмыса" или "Караганда-Жылу".
Вячеслав КОХАНОВ,
Караганда
Бывает ностальгия и во рту
Немая сцена возникла на встрече жителей села Прапорщиково с депутатом мажилиса Виктором Егоровым. Народ и народный избранник обсуждали проблему чистой воды. Вдруг поднялся человек и трагическим голосом сообщил, что три мужика в деревне находятся при смерти.
- Кто они и что с ними? - заволновались бабы.
- Спирт купили, - пояснил дядя, - а развести нечем...
После короткого замешательства зал дружно засмеялся.
Что касается проблемы чистой воды, то в Прапорщиково она отнюдь не шуточная. Средства на ремонт водопровода выделяли три раза. Но из-за постоянного удорожания материалов работы так и не были завершены. В этом году местным властям пришлось выкраивать еще 15 млн. тенге. Время снова потеряно, ремонт водопровода затягивается. А мужиков колотит...
Андрей КРАТЕНКО,
Восточно-Казахстанская область
Политически озабоченный детсад
В поддержку партийного курса "Отана" высказались воспитанники детского сада "Наурыз".
Утренник в поддержку любимой народом партии прошел без сучка и задоринки. Малыши читали стихи на патриотическую тематику, танцевали танцы народов, населяющих Казахстан, а Сагыныш Сабитбеков и Тореадил Абдиманапов спели песню "Отаным". От имени родителей выступил Сабитбек Сеитбеков. Он сказал, что такие мероприятия очень нужны: чтобы дети росли политически грамотными.
Галина ВЫБОРНОВА,
Тараз