ТРИНАДЦАТЫЙ КОНКУРС ЧАЙКОВСКОГО: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ? 2006 ИЛИ 2007?
Сбудутся ли несчастья цифры 13?
За последний год в редакцию "МО" поступило множество звонков и запросов, касающихся Международного конкурса им. П.И. Чайковского. К нам обращались не только как к газете, но и как к пресс-центру двух предыдущих Конкурсов. Когда пройдет следующий конкурс? Кто будет его проводить? Почему до сих пор нет условий? Кто и зачем принял решение о переносе сроков?
... На программке церемонии закрытия XII Конкурса (а телекамеры крупным планом показывали, как Президент В. Путин рассматривает эту программку) было написано: "До встречи в 2006 году". В буклете 2005 года и на сайте Всемирной федерации конкурсов до сих пор значится - Москва, 2006. В течение почти трех лет весь музыкальный мир знал: Конкурс имени Чайковского пройдет в 2006. А в марте 2005 в некоторых электронных СМИ появились короткие сообщения о переносе конкурса на 2007. Среди причин назывались совпадение конкурса с чемпионатом мира по футболу, 140-летие Московской консерватории и ее возможная реконструкция в 2006, невозможность саккумулировать солидные финансовые средства спонсоров. Все это и стало поводом для вопросов и самых разных, порой противоречивых мнений наших читателей.
Одни резонно возмущаются: сегодня все - и известные музыканты, и потенциальные участники конкурсов - планируют свою профессиональную жизнь заранее. Разве можно за год с небольшим до крупного международного события объявлять о его отмене? С другой стороны, до сих пор не выработаны даже условия конкурса, что уж говорить об организационной работе. Тогда зачем проводить конкурс "наспех", "лишь бы"?
Аргумент "сторонников 2006": вряд ли сегодня кто-то поверит, что у России нет денег, чтобы провести Конкурс имени Чайковского. Россия выделяет очень большие средства на реконструкцию Большого и Мариинского театров, проводит Биеннале современного искусства, досрочно выплачивает долги Парижскому клубу! Страна переживала разные времена - оттепель, застой, перестройку, дефолты. Но Конкурс Чайковского в течение почти 50 лет проходил регулярно - и при Хрущеве, и при Брежневе, и при Горбачеве, и при Ельцине... Отменить его могла только форс-мажорная ситуация, которой сегодня, к счастью, не наблюдается.
Реконструкция Московской консерватории - тема, о которой говорят последние лет 10. Как заметил бессменный председатель Оргкомитета конкурса с 1970 Тихон Хренников, "речь о реконструкции идет постоянно, а конкурс проходит все равно". Министр культуры в последнее время неоднократно подчеркивал, что проблема финансирования культуры в 2006- 2010 стоит довольно остро: основные средства пойдут на реконструкцию двух театров - Большого и Мариинки, а также на те объекты, реконструкция которых находится в завершающей стадии (Новосибирский оперный театр). Значит, больших сумм на реконструкцию и ремонт Большого зала консерватории можно не ждать ни в 2006, ни в 2007. То есть - вряд ли стоит ставить Конкурс в зависимость от реконструкции БЗК. Кстати, Конкурс имени Чайковского никогда не замыкался на одном зале. Им "освоены" и другие площадки - и Колонный зал Дома союзов, и Концертный зал им. П.И. Чайковского, и Концертный зал Центра П. Слободкина. Уже после XII конкурса в Москве появился Дом музыки. И потом, в БЗК своим чередом идут концерты и даже проводятся конкурсы! Другое дело, что Конкурс имени Чайковского без памятника Чайковскому и Большого зала консерватории сегодня трудно представить...
Чемпионат мира по футболу на интерес публики, участников, членов жюри и прессы к Конкурсу им. Чайковского никогда не влиял. Это подтверждает и история конкурса последних лет. Что до спонсоров, то и тут не все просто. Ведь не секрет, что на крупные проекты спонсоры "назначаются" государством. И футбольный чемпионат этому не помеха. Конечно, речь идет о российских компаниях. Или "ветер сменился", и теперь главная цель
- найти деньги за рубежом? Но вспомним, сколько недобрых слов о "продаже" конкурса было сказано в 1 990, когда генеральным спонсором выступила японская фирма.
Все произносимые вслух аргументы оставляют ощущение зыбкости и недосказанности, каждый из них можно с одинаковым успехом принять или опровергнуть. Не будем забывать, что Конкурс им. Чайковского имеет не только музыкальное, но и политическое значение. И за "недосказанностью" вполне может скрываться чья-то политическая и финансовая воля, пока не выраженная явно не только для общества, но и даже для министерства культуры.
Вернемся в 2002 год, год XII конкурса. 11 сентября в Министерстве культуры состоялась коллегия, посвященная Конкурсу. Из решения Коллегии: "до 1 декабря 2002 представить предложения по составу Оргкомитета конкурса; провести работу по уточнению Положения о жюри конкурса; провести в установленном порядке конкурс по определению организации-исполнителя XIII Международного конкурса им. П. И. Чайковского. Обратить особое внимание на вопросы финансового обеспечения, поиска генерального спонсора и внебюджетных средств для проведения конкурса".
Прошло два года, и 3 ноября 2004 в Министерстве культуры и массовых коммуникаций РФ состоялось заседание коллегии. Тема - "О концепции XIII Международного конкурса им. П.И. Чайковского". Заседание вел министр А. Соколов, докладчиком была начальник отдела музыкального искусства Управления современного искусства Федерального агентства по культуре и кинематографии Татьяна Камышева. Содокладчики - проректор по научной и творческой работе Московской консерватории Елена Сорокина и генеральный директор РГКК "Содружество" и XII Конкурса им. Чайковского Николай Бутов. Выступали также Тихон Хренников, проф. РАМ им. Гнесиных Максим Федотов, художественный руководитель Московской филармонии, ректор Санкт-Петербургской консерватории Александр Чайковский, музыковед Евгений Баранкин, проф. Московской консерватории Николай Петров, главный редактор "МО" Андрей Устинов.
Всем участникам заседания предложили ознакомиться с предложениями по конкурсу, которые подготовили Московская и Санкт-Петербургская консерватории, РГКК "Содружество", Ю. Башмет, Е. Баранкин - по согласованию с В. Крайневым и В. Спиваковым, А. Рудин, М. Федотов.
Предваряя дискуссию, А. Соколов сказал: "Вопрос Конкурса им. Чайковского мы вынесли на уровень министерской коллегии в связи с его особой значимостью и в связи с особой ответственностью за главный музыкальный конкурс страны. Причем Министерство, которое сейчас наделено полномочиями выработки государственной политики в области культуры, должно подчеркнуть политическую значимость этого конкурса, которую он обрел с момента своего учреждения в 1958 году. Первый конкурс сразу обрел свой брэнд, что для музыкальных конкурсов удивительно - для этого требуются долгие годы".
Каждый из выступавших анализировал конкурс 2002, вносил предложения - и глобальные, и "мелкие". Предложение о переносе сроков конкурса прозвучало лишь один раз - из уст проректора Московской консерватории Е. Сорокиной. Однако поддержано оно не было, скорее .наоборот - активно отвергнуто. "Я категорически против того, чтобы откладывать проведение конкурса", - сказал Т. Хренников.
Коллегия постановила провести конкурс в июне 2006. Правда, решение было заготовлено до заседания и в процессе дискуссии одобрено лишь устно. Но: завершая заседание, М. Швыдкой (А. Соколов к тому времени покинул собрание) подытожил: "Мы [ФАКК] будем исполнять то, с чем все согласятся". А все согласились с тем, что нужно немедленно начинать работу по подготовке конкурса-2006.
15 ноября состоялось заседание Экспертного совета по государственно-частному партнерству при Министерстве культуры и массовых коммуникаций. В конце заседания вновь "всплыла" тема Конкурса им. П.И. Чайковского, "...менеджмент Конкурса Чайковского, главного конкурса страны, допотопный. Это мягко выражаясь. И чем его в данном случае заменить, или что выстроить взамен, это вопрос существенный, а для бизнеса здесь колоссальные ресурсы. Это возвратные деньги. И мы, конечно, создадим рабочую группу, чтобы она работала", - сказал министр А. Соколов. На заседании присутствовал президент группы компаний "BIZ Enterprises" Борис Зосимов, докладывавший о своем плане проведения Фестиваля молодежи и студентов: "Мы предлагаем организовать в следующем году реально большой Фестиваль молодежи и студентов. Пилотный фестиваль сделать Общероссийским, а в 2006 сделать Всемирный фестиваль. (...) Мы хотим ежегодно делать фестиваль молодежи и студентов, который подразумевает под собой все. Также мы хотели бы сконцентрироваться на тех участках, которые выходят за рамки этого фестиваля. Дело в том, что занимаясь массовой молодежной культурой, я постоянно искал возможности каким-то образом привлечения молодежи к классике. Мы соединяли классических исполнителей с исполнителями рэпа, джаза. И мы решили подготовить (...) конкурс молодых исполнителей во всех жанрах музыки. Первая премия могла бы быть - поступление в консерваторию". В ходе дальнейшего обсуждения Б. Зосимов вдруг сказал: "Дайте нам сделать Конкурс им. Чайковского! "."О конкурсе Чайковского поговорим отдельно, - ответил министр. - И очень хорошо, что вы готовы вступить в борьбу. Но в процедуре тендера. Не иначе".
Прошли декабрь, январь, февраль. 28 февраля (через год после назначения на пост министра и за год и три месяца до ожидаемого конкурса) в блиц-интервью корреспонденту РИА "Новости" А. Соколов впервые сообщил о возможном переносе конкурса: "Я настаиваю на том, чтобы конкурс проходил не в 2006, а в 2007 году". В качестве причин был назван чемпионат по футболу, совпадающий по срокам с конкурсом, и 140-летие Московской консерватории, которое будет отмечаться в 2006. Это заявление растиражировали многие электронные СМИ. Однако приказа о проведении, отмене или переносе конкурса никто не видел.
Пианистка Элисо Вирсалад - зе в одном из интервью (газете "Газета") справедливо заметила: "О чем говорить, если мы лишь недавно узнали, что конкурс пройдет не в следующем году, а в 2007? Кто-то готовился, кто-то строил планы - и вдруг все уже сверху решено. Мы настолько привыкли, что все решают сверху... Мне это обидно, поскольку я считаю, что такие крупные акции очень важны. Не только для музыкантов, но и для общества в целом". "Независимая газета", в свою очередь, провела понятную любому читателю параллель: "Перенести Конкурс Чайковского - это примерно то же, что перенести биеннале, авторалли "Париж-Дакар" или церемонию "Оскара" (А. Хрипин, Е. Барабаш).
Тем временем заявки на получение условий конкурса продолжали поступать в дирекцию прошлого состязания - РГКК "Содружество". Их набралось более 400... 13 апреля генеральный директор РГКК "Содружество" Н. Бутов направил министру культуры и массовых коммуникаций РФ официальное письмо.
Уважаемый
Александр Сергеевич!
3 ноября 2004 на Коллегии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ были обозначены прецедентные моменты, озвучены новые акценты в принципах формирования и проведения Международного конкурса им. П.И. Чайковского.
До начала XIII по счету этого общепризнанного выдающегося мирового музыкального смотра остается год. На сегодняшний день в электронной почте ФГУК РГКК "Содружество" находится более 400 заявок с просьбой прислать условия конкурса.
С 12 по 15 мая в Бордо (Франция) состоится заседание Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов, на которое приглашается российская делегация. Там необходимо дать окончательный ответ - быть конкурсу в будущем году или нет. До сих пор нет приказа ни Министерства, ни Федерального агентства, нет никаких письменных указов по подготовке и проведению XIII конкурса или о его отмене.
Наша тревога объяснима. Известно, что ФГУК РГКК "Содружество принял Конкурс Чайковского в сложный кризисный момент. Опыт проведения, последовавшие затем итоги XI и XII Конкурсов, наглядно свидетельствуют о невозможности пересмотра основополагающих принципов, незыблемости полувековых конкурсных традиций. В противном случае под угрозу ставятся главные приоритеты Международного конкурса им. П.И. Чайковского - поддержка национального культурного достояния страны и поддержка талантливой молодежи. Нельзя забывать и о том, что Конкурс является одним из успешных брэндов России.
Отсутствие директивных решений, документов по предстоящему конкурсу Чайковского не добавляют оптимизма, усугубляют мрачные прогнозы, вносят нервозность в работу налаженного многосложного механизма. В создавшейся ситуации мы вынуждены обратиться к Вам с настоятельной просьбой принять любое решение о сроках и времени проведения XIII Международного конкурса им. П.И. Чайковского, чтобы информировать мировую музыкальную общественность. Вряд ли сегодня найдутся аргументы, способные убедить мир в том, что Россия не имеет возможности провести XIII Международный конкурс им. П.И. Чайковского в срок, т.е. в июне 2006. Многие молодые музыканты уже спланировали возможное участие в Конкурсе, о чем свидетельствует количество заявок".
18 апреля на очередном брифинге А. Соколов подтвердил информацию о переносе конкурса на 2007, добавив, что уведомление об этом послано во Всемирную федерацию международных конкурсов, и в ближайшее время из Женевы (где базируется штаб-квартира WRMC) будет получено разрешение.
12 мая в РГКК "Содружество" из МК и МК РФ направляется ответ, подписанный директором Департамента внешних связей А. Вульфом:
Уважаемый Николай Иванович! В связи с необходимостью изменения структуры управления XIII Международным конкурсов им. П.И. Чайковского и назревшей организационно-финансовой перестройкой работы по его подготовке сообщаю Вам, что сроки проведения конкурса переносятся на 2007 год.
Руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии М.Е. Швыдкой об этом информирован".
13 мая в Бордо открылась генеральная ассамблея Всемирной Федерации международных музыкальных конкурсов (WFIMC). В пункте 8с повестки дня значилось: "Новые специальности и иные изменения в конкурсах (Бухарест; Москва 2007)". Президент WFIMC Марианна Гранвиг проинформировала собравшихся о письме из российского министерства: Конкурс им. Чайковского целесообразно провести на год позже для того, чтобы получить большую финансовую поддержку и улучшить организационную часть. (Заметим, что WFIMC не является организацией, разрешающей или запрещающей переносить конкурсы). Зам. министра культуры и массовых коммуникаций Дмитрий Амунц приезжал в Бордо, правда - 12 мая (день прибытия делегатов ассамблеи). Он посетил welcome drink, но на последующих заседаниях не присутствовал.
30 мая министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр Соколов прокомментировал ситуацию с конкурсом специально для "МО":
"Для переноса сроков конкурса есть серьезные причины.
Если говорить о творческой стороне, то все помнят - на последнем конкурсе не было первых премий de facto. Престиж конкурса на критическом рубеже. Его брэнд иссякает. И "входить в ту же самую реку" - с теми же членами жюри, председателями, тем же принципом отбора, - это еще один удар по конкурсу. Нам нужно начинать с реконструкции концепта. Конкурс уже не тот, каким он был в великие времена. Он "размылся". Если каждый конкурс - фортепианный, скрипичный, виолончельный, вокальный - идет по своим правилам, то это уже не Конкурс Чайковского. Это четыре разных конкурса, которые этим брэндом прикрываются.
Второе. Финансовая политика конкурса - это воровская политика, и я это хорошо знаю. Всегда создается форс-мажор, видимость, что конкурс "на грани" - то ли будет, то ли нет. В последний момент "бросают" деньги. И в этой спешке с деньгами производятся действия, которые не украшают конкурс.
Должна быть конкурсная ситуация. Мы никогда не могли привлечь настоящий капитал, так как не была прозрачной структура конкурса. А привлечь капитал можно не только из России, но и извне. Экспертиза показала, что проводя конкурс именно в эти четыре года, ничего не наберешь: все спонсоры работают то на чемпионат мира, то на олимпиаду. В этом отношении 2007 год оптимален, в этот год можно выстроить финансирование конкурса на современной международной основе. За право финансирования, действительно, идет борьба. К нам уже обращались и японские, и корейские фирмы. Никому никаких обещаний не дано, все будет решаться на конкурентной основе. На это время есть.
И, наконец, третье. Если мы будем стараться провести конкурс в 2006, то поставим под большую угрозу Большой зал консерватории. Мы уже получили деньги к 140-летию консерватории и можем приступать к укреплению конструкций, фундамента. А если конкурс перенести в другое место, то это уже не конкурс Чайковского".
Очевидно, что в борьбу за лакомый брэнд (а это слово - главное во всей ситуации с Конкурсом) вступили серьезные силы. Кстати, и раньше некоторые организации высказывали желание "обладать" конкурсом. Например, Московская консерватория. Зачем? Конечно, не только престижа ради. Для консерватории Конкурс Чайковского всегда был прибыльным предприятием: и деньги за аренду залов, и обязательные два концертных рояля, которые закупались для конкурса, а потом плавно переходили в собственность консерватории. Наверное, и Дом музыки, и его президент В. Спиваков были бы не против "прибрать конкурс к рукам": залы есть, оркестр тоже... Теперь вот "нарисовался" господин Зосимов. В ноябре прошлого года он продал "Русской медиа-группе" свою радиостанцию "Xит-FM", предположительно - за 10 млн. долларов. Так что опыт покупки и продажи брэндов у него есть.
Вообще, когда мы говорим о "брэнде" Конкурса Чайковского, то подразумеваем вполне "приземленную" вещь - возможность заработать деньги практически из воздуха. Некая организация получает право провести конкурс. Государственное финансирование все равно предполагается, наверное, в не меньшем объеме, чем четыре года назад - 2 млн. долларов. И еще миллиона три дают спонсоры. Хватит и на то, чтобы конкурс провести, и на то, чтобы расплатиться за полученный брэнд. Есть за что побороться!
До предполагаемого начала XIII Международного конкурса им. П.И. Чайковского осталось ровно два года. Тем не менее, до сих пор нет приказа ни о его проведении, ни о переносе сроков, ни об отмене - никакого официального государственного документа.
Странность ситуации, конечно же, понимают музыканты и музыкальные деятели, но - молчат. Потому что желание быть причастным к будущему конкурсу и опасения - "вдруг не позовут" - сильнее.