Главный патологоанатом коллекционирует "Феррари"
Главный патологоанатом Ярославской области Виктор Кузис владеет 140 "Феррари" и 70 "Порше". Почти весь свой автопарк он собирал собственноручно. Кстати, до того как заняться автомобильной сборкой, он собирал вручную самолеты, коих у него сейчас более ста.
Все "Порше" и "Феррари" Виктор Львович хранит в своей гостиной, а на кухне разместились 60 машин, которые участвовали в гонке в Ле-Мане. Вся коллекция занимает три полки.
- В 82-м году в Адлере я зашел в магазин и увидел на прилавке модельку советской "Нивы". Машинка чуть больше коробка спичек, а у нее открываются все дверцы и даже подвеска работает, - рассказывает Виктор Львович о первом экземпляре своей коллекции. - Эта "Лада-Нива" участвовала в конце 70-х в ралли Париж - Дакар и своим удачным дебютом в нем завоевала бешеную популярность в Северной Африке и Южной Америке. Еще до сих пор эти экспортные "Нивы" мелькают в латиноамериканских сериалах. А моделька этой легендарной машины стоила 25 рублей. Это восьмая часть от моей тогдашней зарплаты. Пришлось копить.
И накопил, и купил, и не остановился на достигнутом. Потом захотелось собрать такую малютку своими руками. Тем более что опыт сборки транспортных миниатюр уже был.
Еще в 9-м классе Виктор Кузис собрал свой первый самолет. Вдохновила его маленькая черно-белая фотография немецкого "Юнкерса-87" в журнале. Фотография была настолько некачественной, что даже свастики на крыльях видно не было. Ни о какой масштабности речи не шло. Первая модель была выполнена из дерева. Сначала Виктор Львович использовал масштаб 1: 72, но в таком виде модели получались большими и еще не на каждую полку умещались. Поэтому было решено делать модели в масштабе 1: 100. Все последующие самолетики собирались именно в этом соотношении к оригиналу и в полном с ним соответствии.
- Вот это тоже одна из первых моих машинок, которую я уже собирал сам, - "Москвич-412", - продолжает экскурсию по своему собранию Виктор Львович. - Он был подготовлен для самого продолжительного в мире ралли-марафона Лондон - Сидней, прошедшего в конце 60-х. Тогда, ко всеобщему удивлению, все пять "Москвичей" советской команды прошли 12 тысяч километров дистанции без серьезных поломок и в полном составе финишировали в Австралии. Другие команды не смогли похвастаться такими результатами.
В миниатюрных надписях на боках модельки гоночного "Москвича" чувствуется ручная работа - кое-где неровности. Тогда еще не было специальных наклеек, как сейчас.
В советские времена модельки машин доставались с большим трудом. Поэтому сначала Виктор Кузис собирал все подряд. Потом, когда моделей стало больше, то пришлось ограничивать себя только определенными моделями. Сейчас Виктор Львович собирает только болиды "Феррари" "Формулы-1", начиная с 1950 года и до наших дней, автомобили "Порше" и модели машин, которые участвовали в разные годы, с начала до конца ХХ века, в самых известных в мире 24-часовых гонках в Ле-Мане.
Мастерская по сборке автоминиатюр располагается на кухне. Это полка с малюсенькими баночками, пинцетами, зажимами, явно медицинского происхождения, и загадочными коробочками. Для любимого хобби у Виктора Львовича остается не так уж и много времени. Когда дети уложены спать, то у отца семейства есть два часа личного времени. В свете настольной лампы под большой лупой из сереньких пластмассовых заготовок собирается очередной миниатюрный шедевр.
- Модели автомобилей сейчас - это целый бизнес, - рассказывает Виктор Львович. - В Москве регулярно проводятся своеобразные торги, как на бирже, куда приезжают люди со всей России за нужными им моделями.
Самая дорогая машинка в коллекции Кузиса - лимузин "Феррари". Его цена тоже подчиняется масштабности к оригиналу, только не 1: 100, а 1: 1000. В собранном виде мини-копия лимузина стоит около 200 евро. Но Виктору Львовичу она досталась в виде конструктора. В запчастях эта модель стоит примерно 60 евро. А уж ценность полной коллекции тех же машинок из Ле-Мана возрастает в разы.
- Сейчас некоторые наши фирмы, производящие модели, обесценивают их, сводя до уровня детской игрушки. Мой пятилетний сын такими играет.
Действительно, на полке с игрушками лежит довольно много машинок.
- А сын не пытается самолично свести ваши коллекционные экспонаты до уровня игрушек? - интересуюсь у Виктора Львовича.
- Нет, коллекцию Леня не трогает. Он логично рассуждает, что когда-нибудь она все равно достанется ему, - смеется Виктор Львович.
Странное дело, но страсть к моделированию передается по наследству. Двое взрослых сыновей Виктора Кузиса от первого брака тоже увлекаются этим. Старший сын Антон собирает танки противников в Отечественной войне - немецкие и советские, в масштабе 1: 35.
- А средний сын Вячеслав любит собирать машины в масштабе 1: 1, - шутит Виктор Львович.
Кроме Виктора Львовича в Ярославле не так уж и много таких же страстных поклонников собирания моделей. А точнее, всего пять. Они знают друг друга и раз в три месяца собираются за бутылочкой хорошего коньяка, чтобы обсудить новинки, почитать специализированные журналы, ну и просто поговорить за жизнь.