НАМИ-0290: ДА ОН ЖЕ РЫЖИЙ!
САМОДЕЛКА
Автомобиль для "Дакара" был сделан из "Таврии"
Семнадцать лет назад в России был создан концептуальный кроссовый автомобиль, способный участвовать в различных внедорожных состязаниях, включая легендарную гонку Париж - Дакар. Трудно сказать, к какому виду технического творчества можно было отнести процесс его создания - к самодеятельному автостроению или к глубокому спортивному тюнингу, но построили этот автомобиль в Клубе самодеятельного технического творчества Научного автомоторного института (КСТТ НАМИ).
Разработали и изготовили гоночную машину, впоследствии названную "Апельсином", профессиональные автомобиль-ные инженеры, дизайнеры, испытатели и автогонщики. Но этот автомобиль не был плодом их основной трудовой деятельности. Он создавался по собственной инициативе в свободное от работы время. Иногда "Апельсин" именовали спортпрототипом на базе "Таврии" ЗАЗ-1102, и хотя ему был присвоен официальный индекс НАМИ-0290, но в большинстве справочников он фигурирует как самодельный автомобиль.
Машину, способную вслед за "Нивой" и "Ладой" преодолеть дакаровскую трассу (КамАЗ тогда в "Дакарах" еще не участвовал), сразу же решили создавать на основе исключительно отечественных узлов и агрегатов. Саму идею среднемоторной компоновки и каркасной металлопластиковой конструкции кузова позаимствовали у весьма удачной гоночной "Лады Т3".
За основу автомобиля был взят кузов "Таврии", у которого отрезали передок и заднюю часть салона. Оставшееся поставили на пространственную трубчатую раму и оснастили обязательным каркасом безопасности. Позади сидений пилота и штурмана разместился 1,6-литровый турбированный двигатель ВАЗ, передающий усилие на полноприводную трансмиссию.
"Ампутированный" задок был использован в качестве основы для изготовления пластмассового интегрального капота, а передняя часть - оригинальная, "вылепленная" в матрице, снятой с полноразмерного макета.
Передняя и задняя подвески автомобиля - независимые, с регулируемыми углами наклона стоек (по типу ВАЗ-2108). Их верхние опоры крепятся через специальную план-шайбу, что дает возможность подбирать оптимальные сочетания углов установки колес, типов и моделей шин.
Постройка завершилась окраской автомобиля в ослепительно-оранжевый цвет.
"Да он же рыжий!" - чуть ли не хором воскликнули создатели, выкатив собранную машину во двор НАМИ. Спустя пять минут новоявленное авто получило собственное имя - "Апельсин".
В ходе разработки и изготовления машины авторским коллективом было воплощено множество идей, с полным правом претендующих называться изобретениями, составляющими интеллектуальное достояние России.
Официальный дебют "Апельсина" состоялся в 1989 году на слете-конкурсе самодеятельного автостроения в Набережных Челнах, где машина завоевала один из высших призов. После этого НАМИ-0290 получил спортивное крещение.
На международном автокроссе на приз имени академика Е. А. Чудакова, проходившем близ деревни Юрьево (Московская обл.), маленький "Апельсин" постоянно входил в число лидиров в группе А-5 и преодолевал грязь и ухабы трассы на равных с неубиваемыми "штурмовиками бездорожья" - УАЗами. Потом его показывали в телепередачах и киножурналах, его фотографии обошли мировую автомобильную прессу, ему сулили прекрасное спортивное будущее на коротких кроссовых трассах и на марафонских дистанциях труднейших ралли-рейдов. Но в большой автоспорт "Апельсин" так и не попал.
Вскоре после постройки второго экземпляра (уже с 1,8-литровым двигателем АЗЛК-2142) наступил август 1991 года, а за ним в нашу страну пришли времена предательства и бандитского беспредела. При растаскивании по частным "карманам" многочисленной советской собственности людей, причастных к созданию этой собственности, часто попросту уничтожали.Тем более если эта собственность была не материальной, а интеллектуальной. Так случилось и с проектом "Апельсин". Утром ушел на работу и бесследно исчез Игорь Панасенко - главный идеолог, организатор, конструктор и одновременно механик проекта. Затем так же бесследно исчезли еще несколько людей из его команды, другие же попросту забросили некогда перспективную, но теперь ставшую опасной работу. Дальнейшая судьба "Апельсина" нам неизвестна. Возможно, он до сих пор хранится в НАМИ или в одной из автомобильных коллекций. У нас же остались лишь немногочисленные фотографии с изображением необычного, отчаянно рыжего автомобиля да еще память, хранящая события тех лет.
Краткая техническая характеристика автомобиля
НАМИ-0290 "Апельсин"
Габаритные размеры/3720х1800х1500 мм
База/2335 мм
Колея передняя/задняя/1420-1560/1470-1680 мм (в зависимости от размерности шин и регулировки подвески)
Масса/1000 кг
Кузов/Двухместный, двухдверный, типа купе, с металлическим каркасом и пластмассовыми навесными панелями
Компоновка/Среднемоторная
Колесная формула/4х4
Подвеска/Независимая, пружинная на всех колесах
Двигатель/ВАЗ-2106, карбюраторный, с турбонаддувом
Рабочий объем/1568 куб. см.
Мощность/180 л. с.