Перейти к основному содержанию

Главная      Крылья "Газпрома"

Крылья "Газпрома"

Компании "Газпромавиа", обеспечивающей все воздушные перевозки концерна, исполнилось 10 лет

Согласитесь, не часто встретишь компанию, работники которой постоянно спешат на место службы за многие тысячи километров. В "Газпроме" это привычная трудовая норма. Вахтовый метод работы на северных промыслах обязывает регулярно покидать постоянное место жительства десятки тысяч газовиков. Из Краснодара, Уфы, Самары и многих других городов России, включая Москву и Подмосковье и даже СНГ, они летят к Полярному кругу, а по завершении вахты устало возвращаются домой. И так из месяца в месяц.

А обеспечивает все эти многочисленные и крайне непростые перелеты компания "Газпромавиа" - дочернее авиатранспортное предприятие "Газпрома". Созданное ровно десять лет назад на основе небольших разрозненных авиакомпаний газодобывающих и газотранспортных "дочек" "Газпрома", оно за это время не просто крепко вросло в корпоративную структуру, но и стало во многом уникальным авиационным подразделением не только самого газового концерна, но и всего Минтранса РФ.

Генерального директора

ООО АП "Газпромавиа" Андрея ОВЧАРЕНКО прошу прокомментировать это общепринятое утверждение.

- Было бы неправильно, если бы мы с вами не вспомнили в начале беседы моих предшественников, первых руководителей "Газпромавиа", -сказал Андрей Станиславович. - Это Виктор Иванович Чечваркин и Владимир Степанович Краснов, на чьи плечи легло создание "Газпромавиа" и объединение региональных авиакомпаний "Газпрома" под флагом единого авиапредприятия. Тогда для оперативного решения вопросов организации авиационных работ на магистральных газопроводах в европейской части России и газодобывающих регионах Западной Сибири было создано 7 филиалов авиапредприятия - в Калуге, Перми, Самаре, Ухте, Югорске (Советском), Сочи, Ямбурге. В 2000 году в Подольском районе Московской области был введен в действие базовый аэропорт Остафьево.

За десять лет работы компания приобрела большой опыт авиаперевозок в различных климатических условиях как на территории России, так и за рубежом. На сегодняшний день штат компании, состоящий из высококвалифицированных специалистов, превышает две с половиной тысячи человек. Говоря профессиональным языком, инженерно-авиационная служба (ИАС) сертифицирована для оперативного технического обслуживания воздушных судов всех типов, находящихся в эксплуатации в "Газпромавиа". Практически весь командно-летный состав имеет высшую подготовку и соответствует уровню квалификации 1-го класса.

В составе "Газпромавиа", добавлю, 340 пилотов 1-го класса, 3 заслуженных пилота, заслуженный штурман, 3 заслуженных работника транспорта, есть также заслуженные военные летчик и штурман.

- Какой спектр услуг оказывает "Газпромавиа"?

- Самая главная задача - доставка вахтового персонала из европейской части России в регионы Западной Сибири и Крайнего Севера (места добычи, транспортировки и переработки углеводородного сырья). Также эти разведка объектов газодобычи, мониторинг магистральных газопроводов, материально-техническое обеспечение газовых трасс и объектов строительства, выполнение санитарных заданий по аварийно-спасательным работам, обеспечение социальных программ дочерних предприятий "Газпрома".

В перечне постоянно выполняемых работ - чартерные воздушные перевозки пассажиров, багажа и грузов (в т. ч. деловая авиация) на внутренних и международных воздушных линиях. Причем география полетов включает Европу, Америку, Азию, Африку, Австралию и даже Северный и Южный полюсы.

- Можно подробнее, Андрей Станиславович?

- Если хотите, могу даже по датам. 5 апреля 2003 года состоялись первые рейсы "Газпромавиа" в рамках реализации проекта "Дрейфующая станция "Северный полюс-32", организованного научным центром Арктики и Антарктики "Полюс". Самолетом Ан-74 были доставлены участники проекта и груз для строительства базы "Барнео" в акватории Северного Ледовитого океана в 400 километрах от Северного полюса. В дальнейшем "Газпромавиа" регулярно доставлял на базу оборудование, средства жизнеобеспечения, топливо и научные приборы. Далее эти грузы были переправлены на одну из льдин в центральном бассейне Северного Ледовитого океана для организации научно-исследовательской дрейфующей станции "Северный полюс-32".

С 5 по 8 марта 2004 года самолет "Газпромавиа" - это вновь был экипаж Ан-74, проявив высочайший профессионализм, так как в район дрейфа до него никто никогда не летал, принимал участие в операции по экстренной эвакуации полярников с дрейфующей станции "Северный полюс-32". Вспомните, тогда за ней следил весь мир. Ледяные торосы за 20 минут уничтожили практически всю станцию. Ее 12 сотрудников едва спаслись - под воду ушел весь поселок и техника. Станция лишилась энергоресурсов. Напомню также слова руководителя спасательной экспедиции, зам. главы Госдумы РФ, президента Ассоциации полярников России Артура Чилингарова: "Такой кризисной ситуации, если, конечно, не считать челюскинскую эпопею, по моей оценке, у нас никогда на Северном полюсе не было". На остров Шпицберген были доставлены спасатели и специальное оборудование, далее самолетом нашей компании спасенные участники проекта были отправлены в Москву и Санкт-Петербург.

Коллектив, безусловно, гордится тем, что за участие в реализации проекта "Дрейфующая станция "Северный полюс-32", а также за спасение полярников экипаж получил благодарность президента РФ Владимира Путина.

- Можете назвать имена героев-спасателей?

- Конечно. Это Владимир Евграфович Яснов - командир 1-й эскадрильи 2-го летного отряда "Газпромавиа", командир экипажа Ан-74 Михаил Алексеевич Бабаян. Президентским указом им присвоено почетное звание "Заслуженный пилот Российской Федерации". Вместе с ними почетного звания "Заслуженный работник транспорта" и "Заслуженный штурман" РФ удостоены Константин Владимирович Логвинов и Олег Александрович Мунтян.

Добавлю сюда в качестве примера высокого мастерства и мужества наших летчиков еще один беспримерный перелет: с 15 декабря прошлого года по 15 января нынешнего самолет Ил-76 "Газпромавиа" обеспечивал перелет участников Российской воздушной антарктической экспедиции во главе опять же с Артуром Николаевичем Чилингаровым, теперь уже на Южный полюс. Основной целью экспедиции было восстановление и эвакуация с Южного полюса самолета Ан-ЗТ. Почти три года он находился на антарктической базе "Амундсен-Скотт" из-за неисправности в двигателе. Успешная реализация проекта позволила России полностью выполнить требования Мадридского протокола, в соответствии с которым российская сторона обязана эвакуировать Ан-ЗТ из Антарктики, являющейся экологически чистой зоной.

- "Газпромавиа", если уж говорить об "экстремальных" проектах авиаторов "Газпрома", участвует еще и в обслуживании ралли "Париж - Дакар"?

- Да, мы - единственная российская авиакомпания, обеспечивающая перевозки пассажиров и грузов международного ралли "Париж - Дакар". Маршрут ралли проходит по таким странам и территориям, как Франция, Испания, Марокко, Западная Сахара, Мавритания, Мали, Буркина-Фасо, и, наконец, Сенегал. Само название говорит о чрезвычайной сложности этой гонки и особых условиях ее обслуживания.

В прошлом году "Газпромавиа" выступил в качестве перевозчика на ралли "Париж - Дакар" уже восьмой раз.

Добавлю к сказанному также просьбу ООН к нам выделить три борта для обслуживания на постоянной основе гуманитарных программ этой международной организации, в первую очередь в Африке. А у ООН, замечу, очень жесткие требования к состоянию летной техники и квалификации экипажей. Три самолета мы при всем желании выделить не можем, а один Ан-74 для ООН обеспечим.

Но это, замечу сразу, коммерческие проекты. Нас приглашают, зная, что мы - практически единственная компания России, работающая на постоянной основе в экстремальных климатических условиях и обеспечивающая безопасность полетов при самых сложных обстоятельствах. Дело привычки, как говорится, хотя наши экипажи и летный состав не видят в такой работе ничего экстраординарного. Главным и основным делом для нас было, есть и будет обеспечение производственных нужд и программ "Газпрома". И поэтому мы первоочередно расширяем сферу авиационных работ в корпоративном сегменте услуг. "Газпромавиа" привлекают не только для перевозки вахт и оперативного мониторинга газопроводов - а общая их протяженность у "Газпрома" достигла 155 тысяч километров! Не обойтись без наших самолетов и вертолетов ни ремонтным, ни аварийным, ни медицинским, ни почтовым службам.

- Кстати, Андрей Станиславович, каким авиапарком располагает "Газпромавиа"?

- С момента возникновения авиапредприятия в 1995 году, его парк воздушных судов значительно увеличился. Сегодня компания имеет в своем составе 33 самолета и 74 вертолета. Это самолеты Dassault Falcon 900В, Як-42Д, Як-40, Ту-154М, Ан-74, Ил-76ТД, а также вертолеты Ми-2, Ми-8, Ка-26. Воздушные суда имеют достаточный ресурс и высокую летную годность для обеспечения безопасности полетов. На самолетах установлено современное оборудование для полетов на международных воздушных линиях: спутниковые навигационные системы, системы предупреждения столкновения самолетов в воздухе...

"Газпромавиа" в нынешнем состоянии - это широко известная в стране и общепризнанная на мировом уровне корпоративная авиакомпания, входящая в первую десятку крупнейших авиаперевозчиков России. Мы занимаем ведущие позиции в области деловой авиации - как по количеству самолетов, специально оборудованных для VIР-перевозок и корпоративных чартерных рейсов, так и по высочайшему уровню бортового сервиса и надежности. Политика "Газпромавиа" -максимум внимания к безопасности полетов.

- Что подтверждают, насколько мне известно, престижные награды: "Газпромавиа" дважды становился лауреатом национальной авиационной премии "Крылья России", так ведь?

- Спасибо за напоминание. Мы действительно признавались "авиакомпанией года", поскольку, кроме пассажиров и грузов самого "Газпрома", осуществляем регулярные воздушные перевозки и аэропортовое обслуживание пассажиров, багажа и грузов на внутренних линиях России.

- То есть любой желающий лететь рейсами "Газпромавиа", а не только сотрудники системы "Газпрома" могут воспользоваться вашими услугами?

- Совершенно верно. Билеты на наши рейсы продаются наряду с билетами других авиакомпаний. Открыты регулярные рейсы из Москвы в Санкт-Петербург, Сочи, Краснодар, Самару... Причем рационализируем маршруты таким образом, чтобы, например, самолет из Москвы коммерческим рейсом перевез пассажиров в ту же Самару, разгрузившись, забрал вахтовиков на Север, обратно - сменную вахту, а, приземлившись в Самаре, снова взял бы на борт обычных пассажиров до Москвы.

Это очень перспективное направление развития услуг, позволяющее не в ущерб основному производству повышать экономические показатели, увеличивать зарплату персоналу. В прошлом году "Газпромавиа" перевез более 554 тысяч пассажиров, почти 19 тысяч тонн грузов, налет часов достиг почти 95, 5 тысячи.

А в эти дни коллектив проводит особую акцию в связи с приближающимся 60-летием Победы в Великой Отечественной войне. Подписан приказ о введении бесплатных авиабилетов на все регулярные рейсы компании для граждан России - участников войны, жителей блокадного Ленинграда, а также малолетних узников фашистских концлагерей. В течение месяца, до 20 мая с. г., можно будет оформить билеты при предъявлении соответствующих удостоверений. Эта инициатива - результат общего решения персонала "Газпромавиа" и продиктовано оно чувством глубочайшего уважения к нашим ветеранам войны и общим желанием внести свой посильный вклад в создание достойных условий их жизни.

Еще один немаловажный показатель: уровень исправности воздушных судов. Так вот, в прошлом году на поддержание техники на должном уровне надежности и безопасности было направлено в 2, 5 раза больше средств, чем прежде. Хотя подчеркну еще раз, с техническим состоянием авиапарка у "Газпромавиа" особых проблем нет. За исключением разве что вертолетного. Ка-26, которые применяются на мониторинге трасс и производственных объектов "Газпрома", особенно в режиме дежурства, морально и функционально устарели, достаточно велик их износ. А ведь мы - единственная в стране авиакомпания, которая использует их круглогодично. Надежда - на новые легкие вертолеты Ка-226, в создании которых самое прямое участие принимает "Газпром" и мы как его специализированное авиаподразделение. Причем Минтранс РФ назначил нас основным эксплуатантом этой маневренной и легкой машины. Исходя из потребностей, могли бы принять 30-40 таких вертолетов.

- Средства на их приобретение, наверное, вылились бы в солидную сумму?

- А лизинговые схемы? К тому же новая техника - это прежде всего безопасность летного персонала, трассовиков, ремонтников... А к этой теме в "Газпроме", вы знаете, относятся предельно серьезно. Наверное, поэтому в любое структурное подразделение корпорации, включая наше, - очередь желающих работать.

Вот нам 10 лет. Согласитесь, "возраст" немалый. И за это время - ни одного сколько-нибудь серьезного летного происшествия либо ЧП. Потому что человек, его условия труда, быта, безопасность пассажиров - это главное для нас.

- Мне, к слову сказать, тоже не раз доводилось летать бортами "Газпромавиа". Забавный случай по этому поводу. Делегация деловых людей достаточно высокого ранга из тех, у кого каждая минута на счету, ждет в Самаре ваш борт, летящий с Севера. По метеоусловиям он задерживается. Кто-то предлагает: "Полетим другой авиакомпанией?" На него дружно ополчились: "Вот ты и лети, а мы своего дождемся, по непогоде он - самый надежный".

- Приятно слышать. Меры безопасности и контроля в "Газпромавиа" совершенствуются постоянно. В нашем самом северном и особо сложном по метеоусловиям аэропорту Ямбург после модернизации появился цех контроля авиатехники. В базовом аэропорту Остафьево создаем новый тренажерный комплекс с уникальным оборудованием. Эта разработка санкт-петербургских специалистов просто не имеет аналогов в России. Летные экипажи будут отрабатывать на комплексе полеты в самых неожиданных ситуациях, вплоть до запредельных. Тренажер с шестью степенями сложности научит, как выйти даже из них, например, при отключении двигателя (авторотации), отказе гидросистемы, пожаре и так далее. Такая ультрасовременная техника - это не прихоть, а начало подготовки к выполнению все усложняющихся крупномасштабных программ "Газпрома" по освоению месторождений полуострова Ямал, шельфа арктических морей, Восточной Сибири с их особыми геоклиматическими зонами. Поэтому работаем над совершенствованием всего многопрофильного летно-технического комплекса, от обновления и пополнения парка воздушных судов до расширения наземных служб. В этом году аэропорт Остафьево приобретет статус международного. Он получает дальнейшее развитие как центр деловой и малой грузовой авиации московского авиаузла, а также как комплекс технического обслуживания среднемагистральных самолетов типа уже имеющихся в нашем распоряжении "Фалконов".

Впереди - строительство нового аэропорта и аэродромной площадки на Ямале в соответствии с программой "Газпрома" по комплексному освоению месторождений полуострова. В Остафьево намечаем реконструкцию взлетно-посадочной полосы для расширения использования новых типов самолетов. Пока существующего парка воздушных судов нам достаточно. Но в дальнейшем, сообразуясь с корпоративными задачами, пополним и его. Как воздушно-транспортная служба "Газпрома" мы работаем в тесном контакте с нашими газовиками, всегда обеспечивая их грандиозным планам должное авиационно-техническое сопровождение, а им самим, как говорится, удачный взлет и мягкую посадку.

***

Визитная карточка

Андрей Станиславович ОВЧАРЕНКО родился в 1970 году в городе Куйбышев (Самара). Окончил Московский институт инженеров гражданской авиации по специальности "Эксплуатация летательных аппаратов и двигателей" и Академию гражданской авиации (г, Санкт-Петербург) по специальности "Организация перевозок и управление на воздушном транспорте". Работал менеджером представительства японской компании "Proco Air Servisins", заместителем директора авиакомпании "Когалымавиа", затем в компании "Аэролизинг" и ОАО "Международный аэропорт "Шереметьево". В 2002 году назначен генеральным директором ООО АП "Газпромавиа".