Крылья "Газпрома"
Компании "Газпромавиа", обеспечивающей все воздушные перевозки концерна, исполнилось 10 лет
Согласитесь, не часто встретишь компанию, работники которой постоянно спешат на место службы за многие тысячи километров. В "Газпроме" это привычная трудовая норма. Вахтовый метод работы на северных промыслах обязывает регулярно покидать постоянное место жительства десятки тысяч газовиков. Из Краснодара, Уфы, Самары и многих других городов России, включая Москву и Подмосковье и даже СНГ, они летят к Полярному кругу, а по завершении вахты устало возвращаются домой. И так из месяца в месяц.
А обеспечивает все эти многочисленные и крайне непростые перелеты компания "Газпромавиа" - дочернее авиатранспортное предприятие "Газпрома". Созданное ровно десять лет назад на основе небольших разрозненных авиакомпаний газодобывающих и газотранспортных "дочек" "Газпрома", оно за это время не просто крепко вросло в корпоративную структуру, но и стало во многом уникальным авиационным подразделением не только самого газового концерна, но и всего Минтранса РФ.
Генерального директора
ООО АП "Газпромавиа" Андрея ОВЧАРЕНКО прошу прокомментировать это общепринятое утверждение.
- Было бы неправильно, если бы мы с вами не вспомнили в начале беседы моих предшественников, первых руководителей "Газпромавиа", -сказал Андрей Станиславович. - Это Виктор Иванович Чечваркин и Владимир Степанович Краснов, на чьи плечи легло создание "Газпромавиа" и объединение региональных авиакомпаний "Газпрома" под флагом единого авиапредприятия. Тогда для оперативного решения вопросов организации авиационных работ на магистральных газопроводах в европейской части России и газодобывающих регионах Западной Сибири было создано 7 филиалов авиапредприятия - в Калуге, Перми, Самаре, Ухте, Югорске (Советском), Сочи, Ямбурге. В 2000 году в Подольском районе Московской области был введен в действие базовый аэропорт Остафьево.
За десять лет работы компания приобрела большой опыт авиаперевозок в различных климатических условиях как на территории России, так и за рубежом. На сегодняшний день штат компании, состоящий из высококвалифицированных специалистов, превышает две с половиной тысячи человек. Говоря профессиональным языком, инженерно-авиационная служба (ИАС) сертифицирована для оперативного технического обслуживания воздушных судов всех типов, находящихся в эксплуатации в "Газпромавиа". Практически весь командно-летный состав имеет высшую подготовку и соответствует уровню квалификации 1-го класса.
В составе "Газпромавиа", добавлю, 340 пилотов 1-го класса, 3 заслуженных пилота, заслуженный штурман, 3 заслуженных работника транспорта, есть также заслуженные военные летчик и штурман.
- Какой спектр услуг оказывает "Газпромавиа"?
- Самая главная задача - доставка вахтового персонала из европейской части России в регионы Западной Сибири и Крайнего Севера (места добычи, транспортировки и переработки углеводородного сырья). Также эти разведка объектов газодобычи, мониторинг магистральных газопроводов, материально-техническое обеспечение газовых трасс и объектов строительства, выполнение санитарных заданий по аварийно-спасательным работам, обеспечение социальных программ дочерних предприятий "Газпрома".
В перечне постоянно выполняемых работ - чартерные воздушные перевозки пассажиров, багажа и грузов (в т. ч. деловая авиация) на внутренних и международных воздушных линиях. Причем география полетов включает Европу, Америку, Азию, Африку, Австралию и даже Северный и Южный полюсы.
- Можно подробнее, Андрей Станиславович?
- Если хотите, могу даже по датам. 5 апреля 2003 года состоялись первые рейсы "Газпромавиа" в рамках реализации проекта "Дрейфующая станция "Северный полюс-32", организованного научным центром Арктики и Антарктики "Полюс". Самолетом Ан-74 были доставлены участники проекта и груз для строительства базы "Барнео" в акватории Северного Ледовитого океана в 400 километрах от Северного полюса. В дальнейшем "Газпромавиа" регулярно доставлял на базу оборудование, средства жизнеобеспечения, топливо и научные приборы. Далее эти грузы были переправлены на одну из льдин в центральном бассейне Северного Ледовитого океана для организации научно-исследовательской дрейфующей станции "Северный полюс-32".
С 5 по 8 марта 2004 года самолет "Газпромавиа" - это вновь был экипаж Ан-74, проявив высочайший профессионализм, так как в район дрейфа до него никто никогда не летал, принимал участие в операции по экстренной эвакуации полярников с дрейфующей станции "Северный полюс-32". Вспомните, тогда за ней следил весь мир. Ледяные торосы за 20 минут уничтожили практически всю станцию. Ее 12 сотрудников едва спаслись - под воду ушел весь поселок и техника. Станция лишилась энергоресурсов. Напомню также слова руководителя спасательной экспедиции, зам. главы Госдумы РФ, президента Ассоциации полярников России Артура Чилингарова: "Такой кризисной ситуации, если, конечно, не считать челюскинскую эпопею, по моей оценке, у нас никогда на Северном полюсе не было". На остров Шпицберген были доставлены спасатели и специальное оборудование, далее самолетом нашей компании спасенные участники проекта были отправлены в Москву и Санкт-Петербург.
Коллектив, безусловно, гордится тем, что за участие в реализации проекта "Дрейфующая станция "Северный полюс-32", а также за спасение полярников экипаж получил благодарность президента РФ Владимира Путина.
- Можете назвать имена героев-спасателей?
- Конечно. Это Владимир Евграфович Яснов - командир 1-й эскадрильи 2-го летного отряда "Газпромавиа", командир экипажа Ан-74 Михаил Алексеевич Бабаян. Президентским указом им присвоено почетное звание "Заслуженный пилот Российской Федерации". Вместе с ними почетного звания "Заслуженный работник транспорта" и "Заслуженный штурман" РФ удостоены Константин Владимирович Логвинов и Олег Александрович Мунтян.
Добавлю сюда в качестве примера высокого мастерства и мужества наших летчиков еще один беспримерный перелет: с 15 декабря прошлого года по 15 января нынешнего самолет Ил-76 "Газпромавиа" обеспечивал перелет участников Российской воздушной антарктической экспедиции во главе опять же с Артуром Николаевичем Чилингаровым, теперь уже на Южный полюс. Основной целью экспедиции было восстановление и эвакуация с Южного полюса самолета Ан-ЗТ. Почти три года он находился на антарктической базе "Амундсен-Скотт" из-за неисправности в двигателе. Успешная реализация проекта позволила России полностью выполнить требования Мадридского протокола, в соответствии с которым российская сторона обязана эвакуировать Ан-ЗТ из Антарктики, являющейся экологически чистой зоной.
- "Газпромавиа", если уж говорить об "экстремальных" проектах авиаторов "Газпрома", участвует еще и в обслуживании ралли "Париж - Дакар"?
- Да, мы - единственная российская авиакомпания, обеспечивающая перевозки пассажиров и грузов международного ралли "Париж - Дакар". Маршрут ралли проходит по таким странам и территориям, как Франция, Испания, Марокко, Западная Сахара, Мавритания, Мали, Буркина-Фасо, и, наконец, Сенегал. Само название говорит о чрезвычайной сложности этой гонки и особых условиях ее обслуживания.
В прошлом году "Газпромавиа" выступил в качестве перевозчика на ралли "Париж - Дакар" уже восьмой раз.
Добавлю к сказанному также просьбу ООН к нам выделить три борта для обслуживания на постоянной основе гуманитарных программ этой международной организации, в первую очередь в Африке. А у ООН, замечу, очень жесткие требования к состоянию летной техники и квалификации экипажей. Три самолета мы при всем желании выделить не можем, а один Ан-74 для ООН обеспечим.
Но это, замечу сразу, коммерческие проекты. Нас приглашают, зная, что мы - практически единственная компания России, работающая на постоянной основе в экстремальных климатических условиях и обеспечивающая безопасность полетов при самых сложных обстоятельствах. Дело привычки, как говорится, хотя наши экипажи и летный состав не видят в такой работе ничего экстраординарного. Главным и основным делом для нас было, есть и будет обеспечение производственных нужд и программ "Газпрома". И поэтому мы первоочередно расширяем сферу авиационных работ в корпоративном сегменте услуг. "Газпромавиа" привлекают не только для перевозки вахт и оперативного мониторинга газопроводов - а общая их протяженность у "Газпрома" достигла 155 тысяч километров! Не обойтись без наших самолетов и вертолетов ни ремонтным, ни аварийным, ни медицинским, ни почтовым службам.
- Кстати, Андрей Станиславович, каким авиапарком располагает "Газпромавиа"?
- С момента возникновения авиапредприятия в 1995 году, его парк воздушных судов значительно увеличился. Сегодня компания имеет в своем составе 33 самолета и 74 вертолета. Это самолеты Dassault Falcon 900В, Як-42Д, Як-40, Ту-154М, Ан-74, Ил-76ТД, а также вертолеты Ми-2, Ми-8, Ка-26. Воздушные суда имеют достаточный ресурс и высокую летную годность для обеспечения безопасности полетов. На самолетах установлено современное оборудование для полетов на международных воздушных линиях: спутниковые навигационные системы, системы предупреждения столкновения самолетов в воздухе...
"Газпромавиа" в нынешнем состоянии - это широко известная в стране и общепризнанная на мировом уровне корпоративная авиакомпания, входящая в первую десятку крупнейших авиаперевозчиков России. Мы занимаем ведущие позиции в области деловой авиации - как по количеству самолетов, специально оборудованных для VIР-перевозок и корпоративных чартерных рейсов, так и по высочайшему уровню бортового сервиса и надежности. Политика "Газпромавиа" -максимум внимания к безопасности полетов.
- Что подтверждают, насколько мне известно, престижные награды: "Газпромавиа" дважды становился лауреатом национальной авиационной премии "Крылья России", так ведь?
- Спасибо за напоминание. Мы действительно признавались "авиакомпанией года", поскольку, кроме пассажиров и грузов самого "Газпрома", осуществляем регулярные воздушные перевозки и аэропортовое обслуживание пассажиров, багажа и грузов на внутренних линиях России.
- То есть любой желающий лететь рейсами "Газпромавиа", а не только сотрудники системы "Газпрома" могут воспользоваться вашими услугами?
- Совершенно верно. Билеты на наши рейсы продаются наряду с билетами других авиакомпаний. Открыты регулярные рейсы из Москвы в Санкт-Петербург, Сочи, Краснодар, Самару... Причем рационализируем маршруты таким образом, чтобы, например, самолет из Москвы коммерческим рейсом перевез пассажиров в ту же Самару, разгрузившись, забрал вахтовиков на Север, обратно - сменную вахту, а, приземлившись в Самаре, снова взял бы на борт обычных пассажиров до Москвы.
Это очень перспективное направление развития услуг, позволяющее не в ущерб основному производству повышать экономические показатели, увеличивать зарплату персоналу. В прошлом году "Газпромавиа" перевез более 554 тысяч пассажиров, почти 19 тысяч тонн грузов, налет часов достиг почти 95, 5 тысячи.
А в эти дни коллектив проводит особую акцию в связи с приближающимся 60-летием Победы в Великой Отечественной войне. Подписан приказ о введении бесплатных авиабилетов на все регулярные рейсы компании для граждан России - участников войны, жителей блокадного Ленинграда, а также малолетних узников фашистских концлагерей. В течение месяца, до 20 мая с. г., можно будет оформить билеты при предъявлении соответствующих удостоверений. Эта инициатива - результат общего решения персонала "Газпромавиа" и продиктовано оно чувством глубочайшего уважения к нашим ветеранам войны и общим желанием внести свой посильный вклад в создание достойных условий их жизни.
Еще один немаловажный показатель: уровень исправности воздушных судов. Так вот, в прошлом году на поддержание техники на должном уровне надежности и безопасности было направлено в 2, 5 раза больше средств, чем прежде. Хотя подчеркну еще раз, с техническим состоянием авиапарка у "Газпромавиа" особых проблем нет. За исключением разве что вертолетного. Ка-26, которые применяются на мониторинге трасс и производственных объектов "Газпрома", особенно в режиме дежурства, морально и функционально устарели, достаточно велик их износ. А ведь мы - единственная в стране авиакомпания, которая использует их круглогодично. Надежда - на новые легкие вертолеты Ка-226, в создании которых самое прямое участие принимает "Газпром" и мы как его специализированное авиаподразделение. Причем Минтранс РФ назначил нас основным эксплуатантом этой маневренной и легкой машины. Исходя из потребностей, могли бы принять 30-40 таких вертолетов.
- Средства на их приобретение, наверное, вылились бы в солидную сумму?
- А лизинговые схемы? К тому же новая техника - это прежде всего безопасность летного персонала, трассовиков, ремонтников... А к этой теме в "Газпроме", вы знаете, относятся предельно серьезно. Наверное, поэтому в любое структурное подразделение корпорации, включая наше, - очередь желающих работать.
Вот нам 10 лет. Согласитесь, "возраст" немалый. И за это время - ни одного сколько-нибудь серьезного летного происшествия либо ЧП. Потому что человек, его условия труда, быта, безопасность пассажиров - это главное для нас.
- Мне, к слову сказать, тоже не раз доводилось летать бортами "Газпромавиа". Забавный случай по этому поводу. Делегация деловых людей достаточно высокого ранга из тех, у кого каждая минута на счету, ждет в Самаре ваш борт, летящий с Севера. По метеоусловиям он задерживается. Кто-то предлагает: "Полетим другой авиакомпанией?" На него дружно ополчились: "Вот ты и лети, а мы своего дождемся, по непогоде он - самый надежный".
- Приятно слышать. Меры безопасности и контроля в "Газпромавиа" совершенствуются постоянно. В нашем самом северном и особо сложном по метеоусловиям аэропорту Ямбург после модернизации появился цех контроля авиатехники. В базовом аэропорту Остафьево создаем новый тренажерный комплекс с уникальным оборудованием. Эта разработка санкт-петербургских специалистов просто не имеет аналогов в России. Летные экипажи будут отрабатывать на комплексе полеты в самых неожиданных ситуациях, вплоть до запредельных. Тренажер с шестью степенями сложности научит, как выйти даже из них, например, при отключении двигателя (авторотации), отказе гидросистемы, пожаре и так далее. Такая ультрасовременная техника - это не прихоть, а начало подготовки к выполнению все усложняющихся крупномасштабных программ "Газпрома" по освоению месторождений полуострова Ямал, шельфа арктических морей, Восточной Сибири с их особыми геоклиматическими зонами. Поэтому работаем над совершенствованием всего многопрофильного летно-технического комплекса, от обновления и пополнения парка воздушных судов до расширения наземных служб. В этом году аэропорт Остафьево приобретет статус международного. Он получает дальнейшее развитие как центр деловой и малой грузовой авиации московского авиаузла, а также как комплекс технического обслуживания среднемагистральных самолетов типа уже имеющихся в нашем распоряжении "Фалконов".
Впереди - строительство нового аэропорта и аэродромной площадки на Ямале в соответствии с программой "Газпрома" по комплексному освоению месторождений полуострова. В Остафьево намечаем реконструкцию взлетно-посадочной полосы для расширения использования новых типов самолетов. Пока существующего парка воздушных судов нам достаточно. Но в дальнейшем, сообразуясь с корпоративными задачами, пополним и его. Как воздушно-транспортная служба "Газпрома" мы работаем в тесном контакте с нашими газовиками, всегда обеспечивая их грандиозным планам должное авиационно-техническое сопровождение, а им самим, как говорится, удачный взлет и мягкую посадку.
***
Визитная карточка
Андрей Станиславович ОВЧАРЕНКО родился в 1970 году в городе Куйбышев (Самара). Окончил Московский институт инженеров гражданской авиации по специальности "Эксплуатация летательных аппаратов и двигателей" и Академию гражданской авиации (г, Санкт-Петербург) по специальности "Организация перевозок и управление на воздушном транспорте". Работал менеджером представительства японской компании "Proco Air Servisins", заместителем директора авиакомпании "Когалымавиа", затем в компании "Аэролизинг" и ОАО "Международный аэропорт "Шереметьево". В 2002 году назначен генеральным директором ООО АП "Газпромавиа".