Перейти к основному содержанию

Главная      ЛЕГКО КАТАТЬСЯ, ТРУДНЕЕ "САНКИ" СОДЕРЖАТЬ

ЛЕГКО КАТАТЬСЯ, ТРУДНЕЕ "САНКИ" СОДЕРЖАТЬ

Двадцатиградусный приполярный мороз не испугал участников пятого, заключительного этапа чемпионата России по снегоходному кроссу, который завершился в минувшие выходные в столице российского газа - Новом Уренгое. Закончился он ожидаемым и закономерным триумфом местных гонщиков.

ЗОЛОТОЙ ХЭТ-ТРИК МАКСИМА ШЕВЧЕНКО

В том, что самую престижную в снегоходном спорте дисциплину выиграет второй раз подряд представитель новоуренгойского клуба "Ямбург" Максим Шевченко, сомнений почти не было. И все же на родной трассе фаворит очень хотел продемонстрировать своим болельщикам не только высокий класс, но и безупречный настрой. И это ему удалось в полной мере - Максим лишь в первом заезде какое-то время уступал своему партнеру по команде Владимиру Ушакову, но и в нем, как и в последующих двух, уверенно занял первое место.

Без ответа перед Новым Уренгоем, по большому счету, оставался один вопрос: кто станет вице-чемпионом в личном зачете? Выступавший на старте сезона ни шатко ни валко Ушаков на четвертом и пятом этапах полностью преобразился. В подмосковном Курове он сумел вплотную приблизиться к тюменцу Сергею Грачеву, занимавшему вторую строчку в турнирной таблице, а в Новом Уренгое, трижды придя к финишу вслед за Шевченко, взял-таки серебро чемпионата России. Грачев остался в итоге третьим.

С большим преимуществом представители "Ямбурга" одержали верх и в командном зачете. Ну а свою третью золотую медаль Шевченко заработал в национальном чемпионате в другой снегоходной дисциплине - эндуро. В отличие от кросса здесь все решалось на последних километрах заключительного этапа в Мурманске, где Максим сумел вырвать победу у все того же Ушакова.

Еще чуть раньше в небольшом городе Кириллове Вологодской области были определены лауреаты в чемпионате по кроссу в отечественном классе. Своеобразный рекорд установил Алексей Цыбовский, лидер другого новоуренгойского клуба -"Факел". Он выиграл на трех этапах все девять заездов и набрал максимальное количество очков - 200. Напомним, что за победу на этапе присуждается 25 очков, но при этом в общий зачет не попадает один, худший из девяти результатов. Такового у теперь уже четырехкратного чемпиона России не оказалось.

Цыбовский обеспечил своим партнерам по "Факелу" и решающий перевес в командном зачете. Жаль, что в свободном классе Алексей так и не сумел проявить себя в полном мере. Причиной тому - отсутствие новой машины. Кстати, именно из-за затянувшейся эпопеи с растаможкой западных снегоходов гонщики "Факела" на последнем этапе в массовом порядке сходили с дистанции, а Павел Захаров даже не смог стартовать в последнем заезде. Как тут было не вспомнить слова Александра Никитина, избранного неделю назад президентом снегоходного комитета, о коротком веке мощных машин настоящих профессионалов.

ШИРОКАЯ ГЕОГРАФИЯ - ЗДОРОВО, НО ДОРОГО

- У тех, кто гоняется по полной программе весь сезон, машина живет по-настоящему лишь один год, за который из нее выжимают почти все, - с этого утверждения Александр Никитин начал нашу беседу, которая растянулась на несколько часов. - Конечно, затем многое пойдет на запчасти или снегоход перейдет к молодым, но реально соревноваться на высоком уровне на одной и той же машине два года подряд невозможно. Неудачи гонщиков "Факела" , оставшихся из-за проблем на таможне со старыми машинами, тому свидетельство. В этой ситуации Шевченко и Ушаков получили приличное преимущество перед гонщиками "Факела" , хотя надо признать, что именно они являются сильнейшими в стране.

Правда, есть надежда, что в следующем сезоне вернутся в строй кемеровчане Воженников и Петров, и тогда борьба за медали станет еще более напряженной.

- В этом году календарь соревнований как никогда насыщен. К эндуро добавился всероссийский турнир по спринт-кроссу, проводились региональные соревнования по трековым гонкам, кантри-кроссу. А еще есть и ралли-рейды. Не кажется ли вам, что именно из-за этого своих постоянных участников недосчитались традиционные дисциплины - в первую очередь кросс?

- Я еще не забыл времена, когда на квалификацию кроссовых этапов приезжали по 50 и более человек, а сегодня мы отказываемся от отбора, так как не можем набрать и 20 финалистов. Но давайте посмотрим на эту ситуацию с другой стороны. Первое. Затраты на перемещение гонщиков и их техники по ходу сезона очень приличные, так как география соревнований закрывает на карте и Красноярск с Екатеринбургом, и Москву с Санкт-Петербургом, и Мурманск с Кирилловом. К сожалению, такие финансовые нагрузки под силу только мощным клубам, получающим поддержку от крупных промышленных структур ("Уренгойгазпром" , "Ямбурггаздобыча") или от местных властей, как в случае с тюменской "ТРКСС". Другие команды часто вынуждены выбирать соревнования, которые проходят на их территории или поблизости.

Второй момент имеет непосредственное отношение к кроссу в отечественном классе машин, от участия в котором отказался "Ямбург" , что, несомненно, снизило привлекательность этого турнира. Мы понимаем, что соревнования на российских машинах надо пытаться сохранить.Однако здесь есть серьезная проблема. Она заключается в том, что заводы в Рыбинске и Уфе не особо стремятся работать над усовершенствованием своих машин ("Тайга" , "Буран" и "Рысь"), а ведь, по большому счету, они должны быть кровно заинтересованы в продвижении своей продукции, в том числе и через профессиональный спорт, как это принято во всем мире. Может быть, что-то интересное получится на заводе мотоциклов в Ирбите (Свердловская область), где начали выпускать свои снегоходы.

А пока для того, чтобы выглядеть достойно в отечественном классе, спортсмен должен иметь два снегохода - российский и иностранный, с которого почти все (за исключением рамы и двигателя) идет на замену деталей нашей машины. Иначе поломка будет следовать за поломкой.

СНЕГОХОДЫ В МАССЫ

- Вы сейчас говорите в первую очередь о материальной стороне вопроса. Но наверняка увлечение россиян в последние два-три года новыми дисциплинами имеет и другие причины?

- Несомненно. Кросс при всем к нему уважении - лишь верх большой пирамиды. Он действительно всегда был широко распространен как в СССР, так и в России. Но для многих новичков тяжелейшая трасса в полтора километра с трамплинами и поворотами, где до 20 спортсменов постоянно ведут контактную борьбу, - это малоприемлемый вариант.

Поэтому они, например, предпочитают соревноваться на многокилометровых (до 45 км), проложенных по пересеченной местности трассах эндуро, которые во многом напоминают раллийные гонки с ездой на зачетное время и скоростными дополнительными участками. Не случайно в итоговом протоколе всероссийских соревнований по эндуро среди любителей оказалось сразу 62 человека.

А в Санкт-Петербурге всеобщей любовью стал пользоваться спринт-кросс, наверное, самый привлекательный вид для болельщика. Трасса сверхкороткая - 600-800 метров, количество стартующих всегда одинаковое - четыре, так что запутаться, кто лидер, а кто аутсайдер, сложно. Чемпионат города и Ленинградской области - это уже не однодневное, а многоэтапное соревнование. Наш снегоходный комитет, в свою очередь, провел в этом году всероссийский турнир по спринту. Пока из двух этапов.

Приятно, что в России стали появляться новые снегоходные центры (Киров, Ижевск), где с каждым днем занимается все больше и больше людей. Эти центры увеличивают количество стартов на местном уровне, хотя отнюдь не все пока готовы тратиться на дорогостоящие выезды. На них предпочитают отправляться те, кто рассчитывает на высокие места, а их, как известно, не много.

- Есть уже и города, которые отдают свои симпатии трековым гонкам. А о них мало что известно...

- Действительно, уже существуют регионы, где пытаются, и небезуспешно, развивать снегоходные гонки на треках. Правда, пока в виде трека используются ипподромы. Это Альметьевск, Ижевск, где не первый год проходят турниры. Причем сегодня стартующих в соревнованиях уже хватает на полноценную таблицу - 16 человек. Поэтому на следующий год мы планируем ввести трековые старты в официальный всероссийский снегоходный календарь. Кстати, в США и Канаде для трековых гонок существуют специально подготовленные трассы, да и машины для них несколько отличаются от стандартных.

Но наша основная задача, повторюсь, - увеличить число занимающихся снегоходным спортом и принимающих участие в стартах по самым разным дисциплинам.

Люди, имеющие собственные снегоходы и только начавшие свою соревновательную карьеру, постепенно обязательно придут к пониманию, что необходимо объединяться в новые клубы.

Там уже и появятся профессиональные механики, перевозчики техники и оборудования. Как это в свое время было в московских клубах "Терехово, 13" и "Олимп" , питерских "Снежный волк" и "Бомбардир-клуб".

ПРОБЛЕМЫ СТАРЫЕ - ПОДХОД НОВЫЙ

- Все более напряженный календарь вряд ли скажется в лучшую сторону на уровне проведения самих соревнований. И в этом сезоне кое-кому из организаторов можно было предъявить серьезные претензии...

- Во-первых, мы попытаемся составить разумный календарь, может быть, в какой-то дисциплине пойдем на сокращение этапов. А во-вторых, и это основное, мы будем вырабатывать и внедрять новый подход к организации соревнований. Речь идет как и об увеличении количества выступающих гонщиков, так и о более современных приемах проведения самих стартов.

Сегодня многие города выражают желание принять этап чемпионата, особенно по кроссу. Но принять его можно по-разному. Нельзя укатать снегоходную трассу в соответствии даже с минимальными требованиями за один день, как это случилось подмосковном Курове. Хотя сам ее рельеф, изначально спланированный для мотоциклистов-кроссменов, можно назвать очень интересным.

В итоге пострадали гонщики и их машины. Уже после тренировочных заездов спортсменам пришлось соревноваться на промерзшей земле, что, естественно, заметно укоротило жизнь их снегоходов. Правда, даже за этими страданиями наблюдать было некому. Еще один серьезный прокол, который допустили организаторы четвертого этапа.

Чтобы провести соревнование на достойном уровне, необходимо много делать и по судейской линии, и по вопросам рекламного и информационного освещения, привлечения зрителей и их обслуживания. В этом направлении у нас работы непочатый край.

- Приходилось слышать о так называемом судейском факторе. Как от него избавиться?

- Надо сделать все возможное, чтобы судейство стало максимально электронным. На снегоходах должны появиться чипы (небольшие электронные датчики), которые сделают более комфортной жизнь не только судей, но и тех, кто, например, помогает ориентироваться болельщикам в происходящих событиях. Их можно назвать информаторами, или комментаторами на местах. При наличии чипов у гонщиков . они смогут сообщать болельщикам не только о количестве пройденных кругов, но и о скорости прохождения конкретного круга и даже той или иной прямой. Весь огромный объем информации будет у них на мониторе. Другое дело, что его надо еще как следует донести до зрителя, то есть возникает необходимость приобретения качественной аудиотехники, включая микрофоны.

ИСЛАНДИЯ - ФИНИШ И НОВЫЙ СТАРТ

Говорить о проблемах отечественных снегоходов и их возможных решениях Александр Никитин, похоже, готов сутками напролет. Например, о том, что надо стремиться к введению общего рейтинга для всех гонщиков. Каждое соревнование, по убеждению Александра Викторовича, будь то по кроссу или эндуро, должно иметь свой ранг, в соответствии с которым его участникам и будут присуждаться очки. И тогда, скажем, неудачливые кроссмены смогут набрать свои баллы для общей классификации в спринте или эндуро даже в региональных турнирах.

А еще Никитин мечтает об открытии хотя бы одного-двух специализированных классов для будущих профессионалов. О школах, которые, например, имеют юные мотоциклисты (в Каменск-Уральске, Ижевске), он пока речи не заводит, хочет начать с малого. С одной стороны, он воздает должное новоуренгойским и тюменскому клубам, которые изыскивают финансовые возможности, чтобы выставлять на соревнованиях команды по всем трем возрастным категориям. Но с другой - уверен, что назрела необходимость создания специализированных классов. Пионером в этом начинании может стать именно Новый Уренгой.

На эту тему Никитин недавно говорил с председателем городской думы Игорем Моисеевичем Подовжнием, которого он сменил на посту руководителя снегоходного комитета. Идея понравилась. Будущие гонщики действительно должны получить возможность оптимально сочетать занятия по ОФП и непосредственно снегоходными тренировками с учебным процессом обычного школьника. К тому же им необходимо и серьезное техническое обеспечение, и качественное медицинское обслуживание.

Кстати, несколько новоуренгойских юниоров включены в состав сборной команды, которая отправится в конце апреля в Исландию. Здесь традиционно завершают свой сезон европейские снегоходчики. Более того, на популярный снегоходный фестиваль приедут и сильнейшие гонщики Нового Света. Основу нашей команды составляют по два гонщика из "Ямбурга" и "ТРКСС" - Шевченко и Ушаков, а также братья Грачевы.

Исландское завершение сезона уже вошло для российских гонщиков в традицию, но Александр Никитин надеется, что календарь международных соревнований на 2006 год будет верстаться в первую очередь с учетом того, что Россия будет представлена как на официальном чемпионате Европы, так и на трех этапах Кубка мира. Там, где нас не было уже несколько лет. Рассчитывать на призовые места пока не приходится, но новый опыт, пусть и чреватый неудачами, необходимо приобретать.

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ

СНЕГОХОДНЫЙ КРОСС

СВОБОДНЫЙ КЛАСС

5-й этап. Новый Уренгой

ВЗРОСЛЫЕ. ЛИЧНЫЙ ЗАЧЕТ

1. М. Шевченко "Ямбург" Н. Уренгой 75

2. В. Ушаков "Ямбург" Н. Уренгой 66

3. С. Грачев "ТРКСС" Тюмень 58

ИТОГОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

1. М. Шевченко 337

2. В. Ушаков 296

3. С. Грачев 288

ВЗРОСЛЫЕ. КОМАНДНЫЙ ЗАЧЕТ. 5-й ЭТАП

1. "Ямбург" 187

2. "ТРКСС" 145

3. "Краб" Красноярск 113

ИТОГОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

1. "Ямбург" 852

2. "ТРКСС" 715

3. "Краб" 492

ЮНИОРЫ. ЛИЧНЫЙ ЗАЧЕТ. 5-й ЭТАП

1. Ю. Черепанов "ТРКСС" 67

2. Д. Сорокопуд "Ямбург" 64

3. Е. Мартюченко "ТРКСС" 63

ИТОГОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

1. Д. Сорокопуд 289

2. Е. Мартюченко 286

3. Ю. Черепанов 266

ЮНИОРЫ. КОМАНДНЫЙ ЗАЧЕТ. 5-й ЭТАП

1. "ТРКСС" 179

2. "Ямбург" 162

3. "Факел" Н. Уренгой 104

ИТОГОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

1. "ТРКСС" 828

2. "Ямбург" 792

3. "Факел" 520

ЮНОШИ. ЛИЧНЫЙ ЗАЧЕТ 5-й ЭТАП

1. Д. Богданов "ФАКЕЛ" 75

2. А. Ушаков "Ямбург" 64

3. П. Арешков "Факел" 58

ИТОГОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

1. А. Ушаков 330

2. Д. Богданов 302

3. Д. Носов 264

ЮНОШИ. КОМАНДНЫЙ ЗАЧЕТ. 5-й ЭТАП

1. "Факел" 179

2. "Ямбург" 162

3. "ТРКСС" 105

ИТОГОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

1. "Ямбург" 854

2. "Факел" 771

3 "ТРКСС" 558

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ КЛАСС

3-й ЭТАП. КИРИЛЛОВ

ВЗРОСЛЫЕ. ЛИЧНЫЙ ЗАЧЕТ

1. А. Цыбовский "Факел" 75

2. В.Жельский "Факел" 66

3. В. Амелин "Факел" 58

ИТОГОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

1. А. Цыбовский 200

2. В. Жельский 166

3. Д. Рязанцев "Сатурн" Рыбинск 157

ВЗРОСЛЫЕ. КОМАНДНЫЙ ЗАЧЕТ. 3-й ЭТАП

1. "Факел" 171

2. "УМПО" Уфа 131

3. "Сатурн" 100

ИТОГОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

1. "Факел" 489

2. "Сатурн" 403

3. "УМПО" 384

ЮНИОРЫ. ЛИЧНЫЙ ЗАЧЕТ. 3-й ЭТАП

1. В. Ждан "Факел" 72

2. А. Волода "Факел" 64

3. Д. Смирнов "Сатурн" 56

ИТОГОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

1. В. Ждан 197

2. А. Волода 162

3. Д. Смирнов 156

ЮНИОРЫ. КОМАНДНЫЙ ЗАЧЕТ. 3-й ЭТАП

1. "Факел" 181

2. "Сатурн" 165

3. "УМПО" 30

ИТОГОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

1. "Сатурн" 488

2. "Факел" 477

3. "УМПО" 198

ЮНОШИ. ЛИЧНЫЙ ЗАЧЕТ. 3-й ЭТАП

1. М. Алексеев "Факел" 69

2. А. Хисаев "УМПО" 61

3. А. Шевердин "УМПО" 56

ИТОГОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

1. М. Алексеев 171

2. А. Шевердин 158

3. В. Кривошеев "Сатурн" 157

ЮНОШИ. КОМАНДНЫЙ ЗАЧЕТ. 3-й ЭТАП

1. "УМПО" 157

2. "Сатурн" 149

3. "Факел" 144

ИТОГОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

1. "Сатурн" 469

2. "УМПО" 429

3. "Факел" 407

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ

ЭНДУРО НА СНЕГОХОДАХ

4-й ЭТАП. МУРМАНСК

1. М. Шевченко "Ямбург" 25

2. В. Ушаков "Ямбург" 22

3. Д. Сорокопуд "Ямбург" 20

ИТОГОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

1. М. Шевченко 97

2. В. Ушаков 91

3. Д. Сорокопуд 67

***

ДОСЛОВНО

Наша основная задача - постараться значительно расширить ряды занимающихся снегоходным спортом, а также увеличить число участников соревнований по самым разным дисциплинам.

Президент снегоходного комитета Федерации мотоциклетного спорта России Александр НИКИТИН