На "копейке" по бездорожью
Кому-то в нерабочий день и кофе в постель, ну а мне - карта, секундомер и... застрявший намертво в снегу автомобиль, который нужно толкать. Такова уж участь штурмана на любительском ралли-спринте.
ТОЧНОСТЬ - ДОСТОИНСТВО РАЛЛИСТОВ Нельзя было отказать себе в удовольствии поучаствовать в любительском ралли, проводимом в наших краях впервые. Проба, не совсем удачная, состоялась еще 23 февраля, когда половина участников банально заблудилась среди лесов и полей между Калугой-2 и Северным. Суть этих соревнований состоит не в том, чтобы как можно быстрее преодолеть участок на обычном автомобиле, а в равномерности продвижения по трассе от одного контрольного пункта к другому. Участникам выдавалась Легенда (карта с отмеченными на ней контрольными пунктами) . Они должны были приехать на очередной КП строго по времени, обозначенному в Легенде. За опоздание и досрочное прохождение участников наказывают штрафными очками. Средняя скорость не превышала 50 километров в час...
Это только кажется, что весь маршрут можно проехать за рулем, абсолютно не напрягаясь. На самом деле на снежной дороге со множеством слепых поворотов могут появиться весьма неожиданные препятствия в виде дачных компаний, празднующих встречу на природе прямо на капоте автомобиля посреди проезжей части. Как-то одному из экипажей пришлось ползти за трактором несколько километров, пока тот не съехал с дороги. Трасса-то - общего пользования! СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ...
Работа штурмана в том и заключается - правильно рассчитать путь. А так как маршрут уже был более-менее известен, смешанный экипаж в составе одного пилота и двух штурманов, одним из которых была я, предварительно отправился на расчет трассы. Более подходящего времени, чем поздний вечер накануне, конечно, не нашлось. Часть пути под покровом темноты прошли практически без приключений, по ходу движения отмечая свои ориентиры, километраж и время.
Самое интересное началось на семнадцатом километре. Наша "девятка" намертво села в снег в одной из деревенек. После тщетных попыток самостоятельно извлечь транспортное средство из снежного плена колеса почти полностью закопались в снег. Ближайшие дома казались безжизненными. Единственной живой душой оказалась старушка, встреченная в столь поздний час, - она не захотела искать каким-то чужакам лопату. На наше счастье из-за поворота показались огни "Нивы-Шевроле".
- Ничего себе вас занесло! Пост ГАИ, что ли, объезжали? - неподдельно удивились местные молодые люди, уже слегка "отпраздновавшие".
- Да нет, у нас тут будет ралли...
Молодые люди удивились еще больше, но тут же развернули свой полноприводной джип и кинули трос. Пригласив нас в гости с ночевкой на тот случай, если мы опять "сядем" , веселая компания укатила. А нам пришлось вернуться - дорога до финиша, обозначенная в карте, оказалась занесенной.
... И ПОБЕДИ! И вот - день Икс. Принять участие в гонке решились пять экипажей. Обязательное условие - два человека в салоне. Наш автомобиль - бывалая желтая "копейка". С пилотом мы знакомы давно, но вот бороться совместно за победу пришлось впервые. Старт дают почти с того места, где мы пережили ночное приключение. Из-за заноса путь пришлось сократить до семнадцати километров. Мы стартуем предпоследними.И за первым же поворотом получаем снежком в лобовое стекло. Так от обиды выпускала энергию девушка-штурман красного "Опеля" , для которого ралли закончилось в ближайшем сугробе. (Спасать ее мы вернемся после соревнований.) Идти по новой карте-легенде было несложно. Зная маршрут, ориентировались только на время, проставленное на КП. На первом же пункте оказалось, что идем мы довольно-таки точно. На двух следующих разница была небольшой. Уже в пути приходит мысль, что победа - это, конечно, хорошо, но какая же у нас красивая природа! И поля такие бескрайние! И вообще - когда бы мы еще выбрались за город? На финише организаторы собирают наши маршрутные листы, суммируют штрафное время. Через полчаса после окончания гонки из лесу выкатывается спасенный красный "Опель"... Мы победили! Мой личный результат: 1. Плохого настроения - 0 минут.
2. Толкала автомобиль перед заездом - 2 раза.
3. Промокшей обуви - 2 пары.
4. Штрафного времени в заезде - 50 секунд.
5. Результат - первое место.