Перейти к основному содержанию

Главная      Монголия вблизи

Монголия вблизи

Мы уже пятый день колесим по Монголии. Испытывая наши машины холодом, бездорожьем и китайским бензином. Мы уже привыкли спать в машинах, останавливаемся в крупных городах в надежде, что в гостинице есть горячая вода, если ее нет, мы радуемся, что есть холодная. Гостиницы отапливаются ровно настолько, чтобы вода в батареях не замерзла. Иногда мы устраиваемся на ночлег в юртах. Суровый климат, дефицит воды и дороговизна дров с избытком компенсируются гостеприимством хозяев.

Монгольская юрта с незапамятных времен ничуть не изменилась. Остов юрты состоит из четырех-шести деревянных решеток стен. Их ставят кольцом, а сверху к ним крепят жерди, образующие коническую крышу. Посредине крыши - дымовое отверстие. Остов покрывается кошмой и белой материей, а снаружи обвязывается веревками. Вход юрты всегда обращен к югу. Внутри юрта имеет деление, сохраняющееся неизмененным с древних времен: посредине очаг, северная часть, напротив входа, - почетная, гостевая, западная, слева от входа, - мужская, восточная - женская.

Пища монголов также традиционна, в зимнее холодное время это в основном жирные мясные продукты. Традиционное блюдо - бузы. Мелко нарубленная баранина с луком заворачивается в тесто и варится на пару. Монгольский чай, с молоком, солью и бараньим жиром, подается до еды.

Третью часть территории Монголии занимает пустыня Гоби. Само название в переводе с монгольского означает пустынную, безводную и бесплодную местность. Поднятая над уровнем моря на высоту 1000-2000 м, она является самым резкоконтинентальным местом на планете. Температура воздуха летом здесь поднимается до плюс 40 градусов по Цельсию, а зимой опускается до минус 40. Ландшафты самой большой в мире пустыни разнообразны, живописные скалистые горы чередуются с обширными степными участками, саксауловыми рощами. В Гоби мало песков, лишь три процента ее площади занимают барханные пески, зато глинистые и каменистые пустыни встречаются здесь повсюду. То место, где мы пересекали пустыню, оказалось бесконечной равниной, усеянной мелкими камнями, непонятно откуда взявшимися, при сильном морозе возникали миражи, линия горизонта размывалась, легкое дуновение ветра - словно дыхание пустыни. Полтора дня пути, проведенные здесь, показались мне вечностью.

Наш маленький караван поворачивает на север, мы держим курс на столицу. Ландшафт начинает меняться, появляются первые селения кочевников, и стада пасущихся баранов почему-то радуют глаз. По мере приближения к Улан-Батору заметно увеличивается интенсивность движения транспорта, и если в иное время мы за день могли насчитать аж две машины, идущие нам навстречу, то теперь эту глупую затею мы просто бросили. Неизвестно откуда перед нами взялась асфальтная дорога, а юрты, стоящие вдоль нее, и вовсе кажутся оседлыми. Цивилизация уже где-то рядом.

Если не знать, что Улан-Батор - столица Монголии, его вполне можно принять за провинциальный полумиллионный город. Но для Монголии это настоящий оплот цивилизации, поделивший страну на две разные части, два разных уклада жизни.

Помпезная архитектура 40-50-х гг., преобладающая в центре города, и до боли знакомые "хрущевки" окраин выдают давнюю дружбу наших стран. Большинство из тех, кому за тридцать, знают русский язык, многие учились в Советском Союзе и питают к нашей стране искренние добрые чувства.

Монголия бережно хранит память о героях минувшей войны. Десятки выдающихся советских полководцев начинали свою военную карьеру в боях на Халхин-Голе. В Улан-Баторе существует Дом-музей Г. К. Жукова, памятник советскому полководцу в Улан-Баторе поставили раньше, чем у нас на родине. Монголия не принимала участие в боевых действиях на Западном фронте, переоценить вклад братского народа в копилку победы невозможно. Монголия безвозмездно передала Советскому Союзу сотни тысяч лошадей, а на деньги, собранные простыми монголами, были построены танковая часть и воздушная эскадрилья. Эти войсковые соединения участвовали в освобождении нашей Родины, а также Восточной Пруссии и Польши.

Даже поделенная образом жизни надвое, Монголия единодушно любит лошадей. Вся история народа неразрывно связана с этими копытными животными. Марко Поло, побывавший в Монголии в тринадцатом веке, писал: "Случается надобность, так скачут, скажу вам, дней десять без пищи, не разводя огня, и питаются кровью своих коней: проткнут жилу и пьют. " Лошади для монголов всегда были верными друзьями в бою и любимыми блюдами в виде конины и кумыса на столе.

Каждый год во время праздника независимости в Монголии проводятся самые большие скачки. Век нынешний не отнял любви к лошади, но добавил в этот список любовь к автомобилю. Автогонки в Монголии стали столь популярны, что переросли в ранг международных соревнований. Проводятся они каждый год в начале февраля, накануне нового года, и неизменно собирают большое представительство участников и несметное количество зрителей. Именно на этих соревнованиях традиционно успешно выступают кузбасские автогонщики. На прошедших соревнованиях мастер спорта из Новокузнецка Сергей Богданов занял четвертое место.

После соревнований участники автопробега"КУЗБАСС-МОНГОЛИЯ-2005" были приглашены в российское посольство. Посол России Олег Михайлович Дерковский поздравил кузбасских спортсменов с высоким результатом, показанным на международных соревнованиях по автокроссу, и высоко оценил действия администрации Кемеровской области по проведению пятого, юбилейного автопробега, посвященного 60-летию Победы, в ходе которого спортсмены Кузбасса и Монголии посетили памятные места, связанные с историей второй мировой войны.

Интерес к Монголии стали проявлять ведущие автодержавы мира и организаторы автомобильных соревнований. Уже несколько лет японские автопроизводители проводят ралли Пекин-Улан-Батор, так называемый "Азиатский Дакар" становится все более популярным, напряженнейшие участки трассы, проходящие по пустыне Гоби, делают гонку зрелищной и сложной. Федерация автоспорта Монголии выступила с инициативой участия кузбасских автогонщиков в ралли Пекин-Улан-Батор и на правах страны-организатора готова содействовать нашим спортсменам.

Мы выполнили запланированную программу и в последний перед отъездом день ходим по музеям. Почти все монастыри и храмы Монголии открыты для посещения, при каждом есть школа, где обучаются будущие ламы. К молитвенным барабанам бесконечной чередой идут люди, в скрипе молитвы слышатся древняя история страны и ноты расставания.

Участники экспедиции благодарят за помощь в организации автопробега департамент молодежной политики и спорта администрации Кемеровской области, посольство Российской Федерации в Монголии и спонсоров - управляющую компанию "Евразхолдинг" и новокузнецкий металлургический комбинат за оказанную финансовую поддержку.