Перейти к основному содержанию

Главная      КАМАЗ... ПАРИЖ... ДАКАР

КАМАЗ... ПАРИЖ... ДАКАР

Даже когда в 1995-м над подиумом Дакара впервые взвился российский флаг, мало кто мог предположить, что это только начало эры "КамАЗа" в ралли-рейдах. "Невероятно!", "Случай", "Повезло", - объясняли тогда этот успех многие, в том числе и соперники на "татрах", "манах", "дафах" и прочих "мерседесах". Но сами спортсмены, а также инженеры, конструкторы из Набережных Челнов думали иначе. И вот в январе этого года "золото" самого престижного в мире международных ралли автомарафона в шестой раз оказалось на берегах Камы.

Экипаж "КамАЗа" N 520 в составе пилота Фирдауса Кабирова, штурмана Айдара Беляева, механика Андрея Мокеева опередил ближайшего соперника более чем на шесть часов.

И не случайно 16 марта на Дмитровском полигоне Президент РФ Владимир Путин на встрече с командой "КАМАЗ-мастер" заявил: "Это выдающийся результат - шесть раз выиграть супермарафрн Париж - Дакар. Как ни старались соперники камазовской команды и в этом году вернуть то, что ими было упущено, одолеть российских гонщиков им так и не удалось. В очередной раз они остались пребывать в шоке". Во время беседы с гонщиками глава государства сообщил, что подписал указ о награждении членов команды "КАМАЗ-мастер", одержавших победу в супермарафоне.

Корреспондент газеты "Гудок" побывал в Набережных Челнах и попытался разобраться в гоночном феномене под названием "КАМАЗ-мастер".

Надо отметить, что это единственная команда среди элиты международных ралли, которая сама разрабатывает, проектирует и собирает гоночные грузовики. В ее структуру входят конструкторско-исследовательское бюро, диспетчерско-технологическая группа, производственный участок изготовления спецавтомобилей. Это только на гонке они пилоты, штурманы, механики.А вернувшись домой, вновь занимают свои "гражданские" должности. Например, руководитель и штурман Семен Якубов - советник генерального директора ОАО "КамАЗ" по развитию, пилот Фирдаус Кабиров - начальник конструкторско-исследовательского бюро, штурман Айдар Беляев - начальник отдела специализированной техники, пилот Владимир Чагин - инженер-конструктор, пилот "технички" Ильгизар Мардеев - мастер производственного участка.

Алексей Шилободин, отвечающий в команде за связи с общественностью, сразу повел меня на сборочный участок. Это небольшой "загончик" площадью всего метров двести на территории Научно-технического центра завода. Трудно поверить, но именно здесь рождаются мустанги-победители. "Тебе повезло: ты первым из журналистов увидишь разбитую машину Ильгизара Мордеева. Ее только сегодня привезли. Ребята ее сейчас разбирают", -говорит Алексей.

"Техничка" перевернулась на самом трудном, седьмом этапе ралли-рейда, когда механики Владимир Голуб и Александр Златопольский ночью испытывали систему ограничения скорости. Оба были госпитализированы с тяжелыми травмами, но, к счастью, все обошлось. Хотя при взгляде на то, что осталось от машины, в это с трудом верится. К тому времени, когда мы появились на участке, смятую кабину уже сняли. Обнажившийся каркас безопасности, сваренный из стальных труб толщиной в руку, искорежен, как будто в машину попал снаряд.

"Конечно, обидно, - говорит Ильгизар. - Машина под списание. Огромный труд всего коллектива. А у нас были все шансы прийти если не к подиуму, то в первой пятерке уж точно". Напомню, что в прошлом году экипаж Мардеева на своей "техничке" пришел к финишу четвертым, обогнав несколько десятков "боевых" грузовиков соперников. Случай для ралли-рейдов уникальный.

"Каждая гонка запоминается какими-то эпизодами, - рассказывает Ильгизар. - Начиная с того раза, когда я впервые увидел пески. Помню, как не мог на дюну подняться. Что только не делал, чуть ли не плакать был готов - не получается, и все. И задом, и передом. Потом ничего, справился. Помню свой первый солончак. Я не ожидал, что тяжелый грузовик на полном ходу может встать как вкопанный, увязнув в нем колесами.

Были и минные поля. Там ведь постоянно воюют местные племена. Но на время гонки в минных полях открываются коридоры. Границы обозначаются фишками, но их может замести песком. Однажды ехали с Фирдаусом. Мы проскочили, а шедший за нами МАН взорвался".

Он рассказывает это так спокойно, будто всю жизнь работал в саперном батальоне, а не на автозаводе.

Мы поднимаемся в отдел спецтехники, где меня знакомят с Айдаром Беляевым. Широкая улыбка, очки на переносице, компьютер и ворох бумаг на столе - сложно представить этого человека в кабине несущегося по пустыне со скоростью за 160 километров в час "КамАЗа". Но Алексей мне уже рассказал, что во время одного из рейдов где-то на мавританской границе грузовик, штурманом которого был Айдар, сорвался с гребня дюны. У механика - перелом позвоночника, у пилота - компрессионная травма позвоночника. Медицинский вертолет эвакуирует двух пострадавших членов экипажа с трассы. Айдар Беляев, который также находится в тяжелом состоянии, снимает ответственность с медиков - подписывает специальный документ о том, что по собственному желанию остается у поврежденного грузовика. Иначе машину просто разграбили бы.

При этом он знает, что с этого мгновения для организаторов гонки ни человека на трассе, ни вышедшего из строя автомобиля не существует. А вокруг идут военные действия между враждующими группировками. Запас пищи и воды - на одни сутки. Лишь через три дня его нашла командная "техничка".

Или взять историю Сергея Савостина. В прошлом году грузовик Владимира Чагина, бессменным механиком которого вот уже много лет является Сергей, совершив прыжок на дорожной колдобине на огромной скорости, приземлился в яму. Сила удара была такова, что погнулась балка переднего моста. Можно только догадываться, какие перегрузки испытывает в этот момент экипаж, ведь в гоночном "КамАЗе" кабина жестко крепится к раме, а сиденье - к кабине. У Сергея Савостина серьезное повреждение ребра и травма почки. Вывод медиков однозначен: дальнейшее участие в ралли невозможно. Но замены запрещены, и Сергей принимает личное решение - не выводить экипаж из игры и продолжать борьбу. Пилот Чагин и штурман Якубов тоже, несмотря на травмы, даже мысли не допускают о сходе с дистанции. До финиша оставалось 8000 километров. Обезболивающие лекарства плюс стальная воля - и Дакар в очередной раз покоряется российскому экипажу.

Пока Айдар и Сергей решают производственные вопросы, в кабинет входят Владимир Чагин и Фирдаус Кабиров. Пожалуй, мало найдется в мире мест с такой концентрацией чемпионов в ралли-рейдах на квадратный метр площади. К сожалению, пообщаться с пилотами не удалось.: Алексей сообщил, что приехал основатель и бессменный руководитель команды Семен Якубов (на фото вверху) и он готов ответить на вопросы газеты, поэтому мы направляемся к нему.

Все стены кабинета Семена Семеновича опоясаны стеллажами, на которых бесчисленное количество призов за победы в соревнованиях. Среди них - шесть дакаровских. Сразу задаю вопрос по поводу неудачи, которая прервала путь их экипажа к победе в этом году: на участке между Зуератом и Тишитом они потеряли почти сутки. Сначала пробило прокладку головки одного из цилиндров. Пять часов ушло на то, чтобы изготовить замену из горловины топливного бака, подходившей по диаметру. А когда до конца спецучастка оставалось совсем немного, кончилось топливо. Лишь спустя несколько часов удалось за 400 евро купить полбочки солярки у предприимчивых местных жителей.

Но Семен Семенович не выглядит расстроенным:

- Мы считаем удачным Дакар, когда один из наших экипажей поднимается на подиум и занимает первое место. Кто ближе к победе, на того вся команда и работает. Такая тактика нами используется с тех пор, как мы стали ездить на Дакар. Соперничество внутри команды пресекается всеми методами. Иначе там не выиграть.

- Как вам это удается, ведь любой спортсмен - это амбиции?

- Надо подобрать людей, которые душой и телом преданы своему делу. Это трудно, но можно. Ребята понимают прекрасно, что их успехи - результат работы всего коллектива, а не кого-то лично.

- Из того, что я успел узнать о вас и вашей команде, складывается впечатление, что чувство опасности вам просто неведомо.

- Конечно, оно есть. Выезжая на Дакар, мы знаем, что можем вернуться не все. Но это наша работа. Если для достижения положительного результата надо рисковать, мы рискуем. Но риск должен быть оправдан. Например, если на трассе вопрос стоит о помощи кому-то из нашего коллектива, мы делаем все для того, чтобы спасти людей. А в "мирное время" я даже запрещаю своим ребятам играть в футбол, хоккей и другие игровые виды спорта: человек может получить травму и выйти из игры, а мы на него рассчитываем.

- Насколько я понимаю, травмы есть у каждого из вас?

- От этого никуда не денешься. Гонки - это в том числе и борьба с собой. Фирдаус Кабиров накануне старта ралли "Телефоника - Дакар-2003" порвал связки на правом колене. Казалось бы, травма несовместима с участием в ралли. Но он сделал свой выбор и с гипсом на ноге вышел на старт. В Марселе гипс заменили специальной эластичной шиной. Через десять тысяч километров Фирдаус поднялся на третью ступеньку победного подиума. А в 2004 году на втором этапе дакаровского ралли Фирдаус получил сдвиг поясничных позвонков, вызвавший блокировку спинных мышц. Обычный человек несколько месяцев лежал бы в гипсе, изводя врачей и близких жалобами на жизнь. А он, закованный в стальной корсет, стерший спину в кровь, пришел к финишу вторым.

- Как вы восстанавливаетесь после такого?

- После прошлого Дакара серьезное внимание уделили физической подготовке. Мэр Набережных Челнов подарил нам тренажеры, а генеральный директор завода выделил денег, чтобы привести в порядок помещение бывшего склада. Теперь у нас свой физкультурно-оздоровительный центр. Связались с Сергеем Михайловичем Бубновским, директором Центра кинезитерапии, автором уникального метода экстремальной лечебной физкультуры. Он приехал к нам сюда. Это были страшные пытки, крик стоял сумасшедший. Но благодаря ему мы на последний Дакар поехали уже более или менее подготовленными, хотя даже вспоминать жутко то, что он в течение недели проделывал с нами. А потом в гонке каждый день занимался профилактикой. Например, у Андрея Мокеева случилась проблема с позвоночником во время этапа. Его привезли, как мешок, вынули из машины, он шевельнуться не мог. Бубновский привел его в порядок за вечер. На следующий день Андрей снова был в кабине грузовика. Если бы не Сергей Михайлович, то экипаж Кабирова сошел бы.

- Как у вас складываются взаимоотношения с соперниками на трассе?

- К нам относятся очень уважительно. Противостояния Восток - Запад, в принципе, нет. Правда, когда у нас кончилось топливо, то они с нами не поделились. Де Рою помогли, а нам топлива не дали. При всем внешне дружелюбном отношении, если они видят, что ты из-за этого сойдешь и перестанешь быть конкурентом, они не помогут. Жестко очень там. Мы до сих пор действовали с точностью до наоборот.

- Я слышал в новостях, что, когда голландец Де Рой перевернулся, экипаж Кабирова пытался их поставить на колеса, но порвался трос. Потом подъехал Мардеев и помог им подняться. А они вам в такой ситуации помогли бы?

- Отец и сын Де Рой нам точно не помогут. Они даже спасибо нам за помощь не сказали. Обычно, когда помогаешь на трассе кому-то, то он приходит вечером на бивуаке, спасибо говорит, подарки приносит, еще что-то. Ну как мужики между собой разговаривают? А эти нет.

- Чем вы это объясняете?

- Они уже четыре года обещают своим спонсорам, что будут победителями на Дакаре. Под это им дают деньги, а отчитаться нечем. Кроме того, Де Рой сам по себе человек непростой... У него даже взгляд такой, как будто ему все должны. Он привык побеждать, привык быть первым. Его злость берет, он не может с собой справиться.

- А как у вас со спонсорами?

- Денежных спонсоров у нас, к сожалению, нет. Европейцы не хотят давать нам деньги, потому что им, наоборот, надо нас сдвинуть. Анаши тоже не спешат помочь. Вот "Челси" покупать - это нас хлебом не корми. Купить команду "Формулы-1" - это мы тоже запросто. А вот своим помочь, которые всех заткнули за пояс, чтобы ребята еще крепче на ногах стояли, -нет, мы так не можем. Для нас все иностранное, блестящее интереснее, как бусы для туземцев.

А западные команды, в частности тот же ДАФ, не стоят на месте. Говорить, что темпы их развития высокие, - это ничего не сказать. Сумасшедшие темпы. У них сейчас новый двигатель, новая подвеска.

***

Как ни старались соперники камазовской команды и в этом году вернуть то, что ими было упущено, одолеть российских гонщиков им так и не удалось. В очередной раз они остались пребывать в шоке.

- Но пока вам есть чем ответить ДАФу?

- Чего-то серьезного нет, потому что здесь необходимы очень существенные затраты. Нам помогают и завод, и республика, но в тех рамках и объемах, которые позволяют нам держаться на плаву, однако для серьезного развития этого недостаточно.

КамАЗу самому нужны деньги на развитие: нужна новая кабина, сейчас вводятся новые нормы токсичности. Все это огромные средства. Поэтому носить нас на руках и делать все для нашего успеха завод не в состоянии.

- И все-таки на ближайшее время настрой оптимистический?

- Конечно. Мы готовимся к победе на очередном Дакаре. Занимаемся перспективными разработками. Люди работают по 12 часов в день как минимум. А когда надо, то и больше. Мы не представляем себе, чтобы деятельность команды была остановлена. Разрушить такой коллектив было бы преступлением.

Сегодня на нас обратил внимание Президент. Мы очень благодарны, что нам уделили внимание, что на всю страну стало известно, что глава государства назвал нас национальной сборной страны. Конечно, это приятно. Может быть, это положительно скажется и на практической стороне. Возможно, телеканалы и газеты заполнят наконец-то брешь в отношении одной из самых славных страниц в истории российского автоспорта, которую пишет наша команда.

Набережные Челны - Москва