Перейти к основному содержанию

Главная      Человек созидающий

Человек созидающий

Секреты дизайна от Сергея Михайлова

За что казанский архитектор удостоен Госпремии России

Как уже сообщала наша газета, профессор Казанской государственной архитектурно-строительной академии Сергей Михайлов стал лауреатом Государственной премии РФ в области литературы и искусства за прошлый год по номинации "Дизайн". В официальном пресс-релизе награждения его фамилия оказалась рядом с такими известными именами, как писатель Василий Белов, кинорежиссер Александр Рогожкин, актриса Чулпан Хаматова, саксофонист Игорь Бутман.

Наш корреспондент встретился с обладателем престижной награды, чтобы узнать подробности. Сергею Михайловичу в это время приходится бывать в постоянных разъездах. Едва успев вернуться из Москвы, где на приеме в Кремле у Президента России В.Путина состоялось вручение госпремии, Михайлов уже собирался в Оренбург. Там его ждали в качестве председателя государственной аттестационной комиссии в местном государственном университете.

- Был ли этот успех неожиданным? - задумался на мгновение Сергей Михайлович. - Вряд ли. Вместе с коллективом, который я возглавляю, мы шли к признанию не один год. И нынешняя награда у меня не первая, хотя и наиболее престижная.

НАША СПРАВКА. Сергей Михайлов - лауреат "Золотой пушкинской медали" в номинации "Архитектура и дизайн" и российского национального приза в области дизайна "Виктория" (шестикратно). Он кандидат архитектуры, действительный член Международной академии наук о природе и обществе, вице-президент Союза дизайнеров России, председатель его татарстанского отделения. Редактирует научно-практический журнал Союза дизайнеров России "Дизайн-ревю".

В 1977 году С.Михайлов окончил архитектурный факультет родного вуза (в то время - КИСИ), а еще через четыре года - аспирантуру Московского архитектурного института. В годы учебы прошел стажировку в Веймарской высшей школе архитектуры и строительства (Германия) - первом в мире институте дизайнерского искусства.

В 1991 году возглавил кафедру дизайна архитектурной среды, а три года назад стал деканом новообразованного факультета дизайна КГАСА. С 1997 года он художественный руководитель производственного объединения "Архитектура и металл". Именно в этом качестве курирует практическую разработку методики архитектурно-художественного оформления городов, которая нашла свое воплощение в ряде крупных проектов, выполненных для таких городов, как Углич, Новотроицк, Сарапул, Коломна, Гжель, Железноводск. В Татарстане по проектам С.Михайлова были благоустроены центры Альметьевска (к его 50-летию), Лениногорска, других районных центров, выполнены праздничные площадки центральной новогодней елки столицы республики у НКЦ "Казань".

- К тому же в молодых науках, к которым можно отнести дизайнерское искусство, достижения и новые открытия более выпуклы и наглядны. По сути, я всего лишь написал учебное пособие по истории дизайна. Учебник этот является пока уникальным в масштабах России.

- В представлении о присуждении премии, подписанном Президентом России, сказано, что новый учебник вышел в трех томах и был написан в соавторстве с двумя московскими коллегами, которые и разделили с вами радость победы...

- На самом деле труд этот пятитомный. Я написал первые две книги - "История дизайна", причем это уже их второе издание. Две другие части - "Российский дизайн" - принадлежат перу известного искусствоведа Никиты Воронова, к сожалению, недавно скоропостижно ушедшего от нас. Наконец, президент Союза дизайнеров России Юрий Назаров подготовил пятый, завершающий том - "Постсоветский дизайн". Это совместное богато иллюстрированное исследование содержит обзор почти всех великих открытий и изобретений. При этом акцент делается на формообразовательных деталях, важных с точки зрения дизайнерского подхода.

- Сергей Михайлович, словари определяют дизайн как "проект", "замысел". А что это такое в науке? Может быть, высшая ступень архитектуры?

- Нет-нет, архитектура - это лишь одна из областей, где дизайнер может найти себе применение. Вообще, дизайн - один из самых молодых видов проектно-художественной деятельности. Сегодня он предстает как искусство органомики, то есть создания гармонии и удобства для человека в самых разных сферах человеческого бытия - на работе, в быту, моде, включая формы общения. Даже этикетка на товаре может стать некоей философской доктриной. Дизайнер помогает создать оригинальную вещь, выделив ее из массы безликих. Если позволите, это реализация постоянного желания человека жить красиво и комфортно.

- Иными словами, искусство дизайна возникло с массовым производством, где все предметы стали вдруг одинаковыми?

- Совершенно верно, одновременно с началом промышленной революции в Европе. Это рубеж XIX и XX веков. Пионерами дизайна стали архитекторы и художники, не побоявшиеся заняться новым и незнакомым делом. Но все это не значит, что до индустриализации дизайна не было. Человек постоянно приспосабливал вещи к своим интересам и делал это так, чтобы было удобнее и приносило эстетическое удовольствие. Даже в таком орудии доисторического человека, как рубило, можно отметить эти черты. Другое дело, что профессиональным занятием создание дизайна становится лишь в начале прошлого века.

- Но получить дизайнерское образование в нашей стране стало возможным, наверное, только в последние годы...

- Действительно, долгое время единственным вузом, готовящим сугубо дизайнерские кадры, был московский Художественно-промышленный институт им.Строганова. Правда, позднее открылись Ленинградский институт им.Мухиной, Харьковский и Рижский художественные институты. И все же дизайнерское образование в России берет свое начало в легендарном ВХУТЕМАСе (Высших художественно-технических мастерских), образованном еще в 1920 году и внесшем неоценимый вклад в историю мирового дизайна и искусства вообще. Кстати, этот вуз возник практически одновременно с авторитетной немецкой дизайнерской школой Баухауз. Символично, что впоследствии оба института пали жертвой тоталитарных режимов.

Расцвет дизайнерской профессии у нас только начинается. Сегодня во многих вузах страны открываются специальности "Дизайн", появилась новая специальность "Архитектор-дизайнер". Уже сейчас квалифицированные дизайнеры нарасхват. У нас в академии всех студентов "разбирают" по конструкторским бюро уже к пятому курсу.

- Вы сказали, что ваш учебник уже переиздан. Как его восприняла студенческая аудитория?

- Учебник сегодня пользуется большой популярностью. Мы стремились создать недорогую, легко читаемую книгу для различного контингента учащихся. Кстати, именно его многолетняя "обкатка" в вузовской аудитории отвечала главному условию выдвижения на государственную премию - необходимости апробации работы.

- Известно незыблемое правило для соискателей госпремии - их труд не может быть удостоен награды ранее, чем за год до его выхода в свет...

- Чтобы научный мир успел его оценить, выяснить достоинства и недостатки. Другое правило для соискателей - выдвижению произведения на конкурс предшествуют профессиональная экспертиза и общественное обсуждение. То же было и с "Историей дизайна", выдвинутой еще год назад Союзом дизайнеров России на соискание госпремии на его совете в Чебоксарах.

- Какое впечатление произвело на вас награждение?

- Организация была весьма достойная и запоминающаяся, что само собой разумеется - все-таки речь идет о приеме у главы государства. Указ о присуждении премии Президент РФ подписал по заведенной традиции в День России - 12 июня. А церемония награждения состоялась через три дня. Но я не буду о ней особо распространяться - не я первый, не я последний.

МЕЖДУ ПРОЧИМ. История Государственной премии в области литературы и искусства насчитывает не один десяток лет. Ее лауреатами были лучшие представители советской и российской интеллигенции, созидающей в самых разных областях искусства - театра, музыки, кино, эстрады, изобразительного искусства, литературы, архитектуры и просветительства.

По отзыву экспертов, эта премия стоит особняком в ряду остальных премий и наград, которые сегодня во множестве вручаются во всех областях искусства. Она воспринимается как почетный знак, как наделение определенным статусом. Солидность, масштаб и эпический размах творения играют отнюдь не последнюю роль при оценке его. Отмеченные Государственной премией произведения действительно самые интересные, популярные и актуальные в данное время.

- Сергей Михайлович, я знаю, что ваша награда не первая для представителей Татарстана...

- Вы правы - третья по счету. Три года назад Государственной премией РФ наградили наших земляков за создание интерьеров Большого концертного зала РТ. Также среди ее недавних лауреатов - специалисты-модельеры, поощренные за фирменный стиль команды победителей экстремального ралли "КамАЗ-Мастер". Напоминая о них, мне особенно приятно сообщить, что и эти оба выдвижения стали возможны благодаря инициативе Союза дизайнеров России. Уверен, что на этом мы не остановимся.

- В заключение скажите, пожалуйста, какой ваш собственный проект вам особенно по душе?

- Особенно дорог мне, пожалуй, проект пешеходной улицы в Лениногорске. Это одна из первых моих крупных комплексных работ по дизайну городской среды, которая увидела свет. И одной из самых дорогих наград является ее общественное признание - присвоение мне звания почетного гражданина города Лениногорска.