Перейти к основному содержанию

Главная      ЛЕТЯЩИЕ ПО ВОЛНАМ

ЛЕТЯЩИЕ ПО ВОЛНАМ

Гидроцикл - это не "сел и поехал"

"Но наше северное лето - карикатура южных зим...". И через 200 лет пушкинский "прогноз погоды" своей точностью впечатляет не менее, чем художественным совершенством. Такое дождливое лето, как нынешнее, иначе, как карикатурным, и не назовешь. Однако другое "наше все" - Ломоносов - вывел всеобъемлющий закон сохранения, которому даже природа подчиняется. Согласно ему на смену гнилым циклонам обязательно придет благодатный антициклон, время активного отдыха на воде и его предельного выражения - гидроциклов, или аквабайков.

Родство этих придуманных в США аппаратов с мотоциклами с головой выдают характерные "верховые" сиденья и органы управления. А компоновка обуславливает байкеровскую посадку и схожие с мотоциклетными приемы вождения. У водоплавающих машин нет строгой общепринятой классификации, но наиболее понятная подразделяет их, как и сухопутные аналоги, на туристические, или круизные, спортивные и стендапы, или стоячие. Однако есть и очевидное отличие от колесной техники - это выступающий капот и большие подножки, типичные для снегоходов. Такое вот единство и борьба противоположностей, обусловившие лидеров рынка, канадских "Бомбардье" (на многих рынках продаются под маркой "Си-Ду") и "Пола-рис", одновременно являющиехся законодателями моды и среди производителей мотонарт.

Все гидроциклы, независимо от типажа, объединяют две конструктивные особенности. Плавучесть им обеспечивает водоизмещающий корпус, а движителем служит водомет, несравнимо более безопасный для окружающих и наездника в случае падения, нежели винт. Причем на большинстве современных моделей его сопло может поворачиваться не только в горизонтальной, но и в вертикальной плоскости. Так называемая система тримминга практически не влияет на маневренность, но при значительной загрузке или волнении улучшает динамические характеристики и остойчивость.

До недавних пор на гидроциклах использовались преимущественно двухтактные карбюраторные двух-, трех- и четырехцилиндровые атмосферные двигатели. При прочих равных они легче и "злее" четырехтактников, а сегодня из них научились выжимать на "цивильных" машинах и 150 сил. Однако у них есть два существенных недостатка. Во-первых, такие моторы завывают, как разъяренный осиный рой, а поскольку значительная часть аквабайкеров резвится в зонах отдыха, это не может не вызывать нареканий. Во-вторых, двухтактники работают на смеси бензина и масла - современная топливная аппаратура готовит ее автоматически, но повышенный расход ингредиентов никуда не делся. А заправок на водоемах, как известно, несколько меньше, чем на дорогах. Поэтому четко обозначилась тенденция к переходу на четырехтактные моторы, экономичные, относительно тихие и, что немаловажно, экологичные - надо ли объяснять, насколько актуальна сегодня "зеленая" тема? Причем современные силовые агрегаты могут похвастаться и многоклапанными головками блока цилиндров, и впрыском, и даже компрессорами, а в прошлом году появились "Поларисы" с самым настоящим турбонаддувом! Еще одно новшество - это система охлаждения с закрытым контуром, не использующая забортную воду, чистота которой оставляет желать лучшего, особенно на закрытых водоемах. Кроме того, появились и любопытные приспособления для повышения уровня активной безопасности. Знать их устройство абсолютно необязательно, достаточно помнить, что если гидроцикл оборудован системой пассивного подруливания, то при опасном крене в повороте трип-компьютер может самостоятельно сбросить тягу, а при ее отсутствии еще и выдвинуть боковые рули для дополнительного снижения скорости.

Мы не оговорились, упомянув о трип-компьютере, - на классных туристических и спортивных машинах такая электроника является одной из популярных опций. Вообще, по степени оснащенности разнообразным оборудованием с некоторыми аквабайками далеко не каждый дорожный байк сможет поспорить. Здесь и стереосистема, и спутниковая навигация, и телефон, и холодильник, и запирающийся "бардачок", и регулируемая рулевая колонка, и багажник емкостью до 200 л. Что до мощности двигателя, то сотня "лошадей" под капотом вполне в порядке вещей, а наилучшие образцы выдают и под 200 сил. Немудрено, что тяги таких моторов за глаза хватает для буксировки воднолыжника, не говоря уж о так называемых "бананах" для катания пассажиров - была бы проушина для троса. Причем настоящая трансмиссия с нейтралью и задним ходом - уже такое же обычное дело, как и зеркала заднего вида.

Что до максимальной скорости, то она напрямую зависит от пассажировместимости. За реперную точку, видимо, можно взять 80 км/ч, которые свободно развивают четырехместные "круизные лайнеры". Эти красавцы, на некоторых курортах использующиеся в качестве такси, способны лихо развернуться в шлейфе брызг и не перевернуться только под управлением опытного водителя. Их стихия - прямолинейное движение с пологими поворотами, впрочем, и со стороны, и в седле достаточно впечатляющими.

Двухместные спортивные машины могут иметь тот набор опций, который позволяют установить габаритные размеры. Ни о приличном багажнике, ни о холодильнике владельцу не приходится и мечтать, да и встроенный мобильник тоже ненужное излишество - хватит и кронштейна для крепления обыкновенного. Но это умеренная плата за зашкаливающую за 100 км/ч максимальную скорость и на порядок возрастающую маневренность. Поскольку на водоемах серпантинов не наблюдается, управляемость вроде бы не имеет первостепенного значения, однако к гидроциклам, являющимся спортивным снарядом "по рождению", подходить с наземными транспортными мерками бессмысленно.

И "туристы", и "спортсмены" объединяет сидячее положение водителя и пассажиров. В предельном варианте - "на полусогнутых". Одноместными стендапами, в точном соответствии с названием, управляют стоя, для чего и рулевая колонка имеет совершенно немыслимый для "цивильных" машин вылет, а сиденья вовсе не предусмотрено. Сухопутными аналогами могут служить кроссовые и ралли-рейдовые мотоциклы, водитель которых "в бою" практически всю дорогу стоит на подножках. Более того, техника езды на стендапах напоминает не мотоциклетную, а езду на монолыже. Моторы на таких моделях не самые мощные, однако, поскольку они "пустые" в исполнении по определению, даже без зеркал заднего вида, скорость у них вполне "круизная", а верткость по сравнению с "цивильными" машинами просто феноменальная. Однако бесплатных пирожных не бывает. Управлять стендапами может только физически крепкий человек: в противном случае не то что дальние поездки, а простые прогулки на них принципиально невозможны. И самое главное: остойчивостью они обладают только на ходу.

Однако в этом году даже на этих беспредельщиков нашлась управа - на "Бомбардье" придумали такую компоновку и, что еще важнее, добились такой развесовки, что их машина может иметь как откидное, так и стационарное сиденье. Одновременно мощность двухтактника выросла до феноменальных 215 л.с. - сидя и с таким "табуном" можно совладать.

Во всем мире существует устойчивое заблуждение, что гидроцикл - это сел и поехал. В теории так оно и есть. При полном штиле и по прямой. Провоцируют к такому безрассудству простота управления и непотопляемость. На деле возникает масса нюансов, даже при идеальной погоде.

Первый: случись что - ждать помощи придется в воде, поэтому НИ ПРИ КАКИХ условиях нельзя пренебрегать спасательным жилетом, ведь вы, в отличие от машины, обладаете естественной плавучестью только в виде утопленника. Второй: у гидроцикла осадка около 90 см, поэтому летать на нем "со всей дури", не зная глубин, чревато. Третье: конструкция водомета такова, что он будет засасывать вместе с рабочим телом все, что в нем находится во взвешенном состоянии, от взвесей до водорослей. Поверьте, чистить в воде забитое сопло - радости мало, а "Ангела" ждать в "свободном плавании" малоприятно. И четвертое: на гидроциклы необходимо иметь не только паспорт транспортного средства установленного образца, но и номера, а для управления ими необходимы "права", поскольку, с точки зрения закона, они являются маломерным судном. Получить такой набор совсем не сложно - и счастливого плаванья без опаски встретиться с водной милицией.