Перейти к основному содержанию

Главная      Вячеслав ПРИХОДЬКО: Мы востребованы жизнью

Вячеслав ПРИХОДЬКО: Мы востребованы жизнью

Автомобильный транспорт сегодня активно развивается. А следовательно, необходим приток молодых, хорошо подготовленных кадров. Эту задачу, в частности, успешно решает

Государственный технический университет (МАДИ). О работе вуза рассказывает его ректор, член-корреспондент РАН, доктор технических наук, профессор Вячеслав Приходько.

- Вячеслав Михайлович, брэнд МАДИ широко известен. Насколько я знаю, вы серьезно занимаетесь отбором будущих студентов.

- Да, МАДИ - это полнокровный технический университет, имеющий многоуровневую систему подготовки кадров.

Здесь готовятся специалисты высшей категории для автомобильного и дорожного комплексов страны. Поэтому мы хотим, чтобы к нам в университет шла образованная, заинтересованная молодежь. Поэтому еще в 1991 году создали факультет довузовской подготовки (ФДП). Он состоит из подготовительного отделения (рабфака) и курсов такого же назначения. Рабфак -бюджетный. Здесь можно заниматься бесплатно. Но число мест ограничено: 25 - очное и 50 - очно-заочное обучение. На рабфак принимаем способных юношей и девушек из регионов, часть которых может на время поступления и обучения получить общежитие.

Есть курсы по подготовке к поступлению в МАДИ. Они, как и везде, хозрасчетные, то есть для тех, кто обучается, платные. Кто работает или живет не в Москве, может учиться на заочных и вечерних курсах с гибким графиком. По субботам идет чтение установочных лекций. Общее число лиц, обучающихся на курсах, в полтора раза превосходит количество, необходимое по плану приема на первый курс. Одновременно ФДП через Московский центр автомобильно-дорожного образования (МЦАДО, создан в 1989 году) заключает договоры с московскими школами, где создает "мадийские" классы, в которых учащиеся особенно интенсивно изучают такие предметы, как физика и математика.

- С какими проблемами приходится сталкиваться при довузовской подготовке?

- Главная проблема - "довести" знания будущих абитуриентов до необходимого уровня. Иначе они просто не смогут освоить вузовские дисциплины.

Для всех школьников "мадийских" классов наши преподаватели по договору с МЦАДО ведут факультативные занятия по математике, физике, русскому языку в аудиториях. Они же помогают в разработке учебных программ, ежегодно проводят семинары и "круглые столы" для учителей.

Во время факультативных занятий будущие абитуриенты могут познакомиться с новейшими пособиями, изданными в вузе.

Число школьников, занимающихся по такой системе, превышает 500 человек. До последнего времени действовал мощный стимул: выпускные экзамены в "мадийских" классах были совмещены со вступительными в вуз. Практика проведения таких экзаменов была одобрена Московским комитетом образования.

Но, к сожалению, в 2003 году был издан приказ министра образования, который запретил засчитывать результаты этих экзаменов в качестве вступительных. Надеемся все же, что наши аргументы в пользу совмещенного экзамена будут достаточно убедительными для отмены этого приказа. Ведь ученики подшефных классов получали обычно менее 10 процентов неудовлетворительных оценок, тогда как в общем потоке абитуриентов число таких оценок приближается к 75 процентам.

Ведем мы довузовскую подготовку и иностранных граждан. Считаем это важным направлением работы, приносящим дополнительные доходы, а также способствующим обмену опытом в области науки через выпускников-иностранцев.

- Абитуриент стал студентом. Что ждет его в ближайшем будущем?

- Прежде всего качественное обучение. Несмотря на то, что Россия присоединилась официально к "Болонскому процессу", предписывающему лишь только два уровня высшего образования

- бакалавр и магистр, мы декларируем и осуществляем 3-уровневую подготовку кадров: бакалавр

- дипломированный специалист -магистр. При этом так называемая "траектория построения образовательной программы" в МАДИ выстроена исходя из потребностей отраслей, которые мы обслуживаем.

В прошлом году успешно завершил обучение 1451 выпускник, причем почти каждый десятый вышел на красный диплом.

Следует отметить, что после успешного окончания вуза выпускник может рассчитывать на продолжение образования в стенах МАДИ (ГТУ).

За период с 1960 по 2003 год в МАДИ выросли и защитились 140 кандидатов и 18 докторов технических наук. И это не предел. Мы намерены увеличить подготовку ученых со степенью.

Сегодня из 867 человек профессорско-преподавательского состава 183 являются профессорами и докторами наук, 533 - доцентами и кандидатами наук. 22 человека имеют звания заслуженных деятелей науки и техники, три - члены-корреспонденты

Российской академии наук, 49 -члены отраслевых академий.

84 процента преподавателей имеют ученые степени. Это хороший показатель. Однако по количеству аспирантов на 100 студентов мы явно не добираем даже до средних показателей по техническим университетам. А если учесть, что у нас ежегодно учится более 10 тысяч студентов, то абсолютная величина этого недобора будет существенной. Расширение аспирантуры даст возможность многим студентам, способным к науке, продолжить обучение.

- Чтобы освоить сегодня большой объем сложных знаний, необходимы добротные учебные пособия, прежде всего учебники...

- Разумеется. Поэтому сотрудники МАДИ активно работают над созданием новых учебников и учебных пособий. Причем большинство из них получают высокую оценку федеральных органов исполнительной власти в виде грифа УМО (учебно-методического объединения). В прошлом году практически каждая кафедра подготовила новые учебные пособия, учебники, методические указания и прочее. Это хороший показатель, подтверждающий то, что МАДИ (ГТУ) сохранил свой научно-педагогический потенциал и постоянно его наращивает.

- Как организована жизнь студентов МАДИ?

- Она организованна, но не заорганизованна. У ректора есть специальный помощник по воспитательной работе, который координирует все направления, связанные с воспитательной работой в учебное и внеучебное время. Действует также институт кураторства. Для быстрой адаптации в студенческую среду, особенно студентам младших курсов, нужна поддержка опытных педагогов.

Большая часть студенческой жизни организована на основе самоуправления. Оно реализуется в том числе через профсоюзную организацию студентов. В нее входят более пяти тысяч учащихся. Председатель ее - выпускник МАДИ, ныне аспирант кафедры "Технология конструкционных материалов" Виталий Борщ. Он же возглавляет профком - рабочий орган, который решает вопросы социальной защиты студентов, культурно-массовой работы, трудоустройства во время обучения, оздоровления и отдыха. Председатель профкома студентов входит в состав ученого совета МАДИ (ГТУ) и представляет интересы студентов. Студенты участвуют в выборах ректора и деканов факультетов. Тем самым они продолжают добрые демократические традиции российских университетов.

- Всем известно, что стипендия не только не приближается к прожиточному минимуму, но и не достигает даже минимального размера заработной платы. На что живут студенты? И помогает ли МАДИ им зарабатывать?

- Сегодня среди студентов высшей школы есть разные категории. Кто-то достаточно обеспечен, кто-то нет. Но так или иначе многие молодые люди стремятся зарабатывать сами. И лично меня это очень радует. МАДИ дает возможность неплохо заработать студентам во время летней практики, где они в "наикратчайшие сроки", как говорится в отзывах, осваивают секреты мастерства и готовы выполнять сложные работы. Кроме того, мы ежегодно совместно со студенческим профкомом организовываем межфакультетские отряды, которые занимаются ремонтом аудиторий. Работали студенты и во Владимирской области в компании "АСДОР", и в Мостоотряде N 3 в Подмосковье. Сегодня совместно со студенческим профкомом сформировано уже 9 стройотрядов, два из которых будут участвовать в стройке дороги Чита - Хабаровск.

Комитет профсоюза следит за исполнением соглашения между администрацией и коллективом студентов: это касается предоставления мест в общежитии, в том числе семейным студентам; назначения и выплаты стипендии, пособий, дотаций, организации отдыха...

- Что интересного в культурной жизни вуза?

- В культурной и спортивной работе наш студенческий профсоюз, можно сказать, играет первую скрипку. КВН - это их работа, начиная с факультетов, заканчивая сборной КВН "Ближний свет". Проводится свой КВН "МАДИ - Альянс", который охватывает не только студентов, но и старшеклассников подшефных школ.

Большой популярностью пользуются создаваемые нашими режиссерами студенческие праздники - "Посвящение в студенты" и "Татьянин день".

Студенты - люди молодые, поэтому у них хватает сил на дискотеки, самодеятельность, спорт. Каждый год проводится фестиваль "ФЕСТОС", где выступают студенты и их коллективы. Часто это бывает настоящим праздником.

Наши студенты - любители путешествовать. Поэтому успешно действует туристический клуб -тоже детище студенческого профсоюза.

Пока мы не вырастили олимпийских чемпионов. Но многие студенты могут попробовать свои силы в спортивных секциях: по борьбе, боксу, футболу, волейболу, водному поло, спортивной гимнастике, автоспорту... Это все по силам студентам, а вуз предоставляет спортивный зал, бассейн, футбольное поле. Регулярно проходят спартакиады по различным видам спорта. Сборные команды участвуют в первенстве вузов г. Москвы по 30 видам спорта. Ежегодно в день рождения МАДИ (13 декабря) проходят соревнования по автомногоборью, авторалли.

- Однако прекрасная студенческая жизнь когда-то заканчивается. Что ждет выпускника? Все ли устраиваются на работу по специальности? Что может сделать для своих выпускников университет?

- Последние пять лет мы ведем мониторинг трудоустройства молодых специалистов. При отделе кадров создана специальная служба трудоустройства. Изучаем спрос работодателей, устанавливаем контакты с фирмами по трудоустройству, участвуем в ярмарках вакансий, накапливаем банк данных.

Опросы представителей организаций, где работают выпускники вуза, показывают, что на первом месте в числе требований стоит инициативность специалиста (88, 4 процента от числа опрошенных), затем коммуникабельность (73, 1) и исполнительность (69, 2). Высокий средний балл в дипломе как важный показатель отметили 34, 6 процента опрошенных. Но в некоторых фирмах средний балл успеваемости стоит на первом месте среди требований к будущему сотруднику. Есть над чем задуматься нынешнему студенту, да и деканатам.

Высоки требования к знанию иностранного языка. Уже сегодня высок спрос на наших выпускников в представительствах иностранных фирм, продвигающих на российский рынок автотранспортную и дорожную технику. Увы, пока только половина наших выпускников может читать и переводить со словарем. Треть может объясняться на языке. И лишь шесть процентов владеют иностранным языком свободно.

В эру высоких информационных технологий важно умение работать с компьютером. Здесь дела обстоят, можно сказать, хорошо. Более 90 процентов выпускников умеют работать на ПК. Из них почти половина -опытные пользователи. Есть и сложившиеся программисты.

Многие выпускники получают предложения от тех предприятий, где они проходили производственную практику или подрабатывали в годы учебы.

Кроме того, МАДИ (ГТУ) регулярно проводит ярмарки вакансий.

- Насколько высок рейтинг МАДИ (ГТУ)?

- Мы находимся среди лучших. Журнал "Карьера" опубликовал рейтинги лучших вузов России. Здесь МАДИ (ГТУ) занимает достойное место. Ведь это уникальное высшее учебное заведение. С одной стороны, это технический университет, а с другой - вуз, работающий в первую очередь на самые востребованные сегодня отрасли. Хочу подчеркнуть: мы востребованы сегодняшней жизнью. И в этом наша исключительность для тех, кто хочет получить достойное образование и не сомневаться в своем будущем трудоустройстве по специальности.