Перейти к основному содержанию

Главная      Ростовским гонщикам завистники сыплют сахар в бензин

Ростовским гонщикам завистники сыплют сахар в бензин

«Комсомолка» разузнала профессиональные секреты команды ралли-рейда

Созданная в 2001 году ростовская команда по ралли-рейдам — единственная провинциальная в России и при этом самая молодая. Название «Г Джаз» появилось не случайно. «Р». значит «Ростов», а вторая половина произошла от любимой фразы гонщиков: «Дадим джазу! » К сожалению, идейный вдохновитель команды известный тренер СКА по автокроссу Владимир Цой три года назад умер во время соревнований — после предварительного заезда на чемпионате России по автокроссу не выдержало сердце. Его дело продолжили ученики. Первыми «джазменами» стали Михаил Бартник и Александр Олейников, сейчас в клубе около 20 человек, десять из которых постоянно участвуют в соревнованиях. На «Митсубиси Паджеро» Олейников стал победителем в классе Т1 в чемпионате России-2002 и бронзовым призером чемпионата страны в 2003 году. О жизни профессионального гонщика Александр рассказал в интервью «Комсомолке».

***

Из Азова до аэропорта за 23 минуты

- Насколько этот спорт опасен?

- Наверное, нам везло. За четыре года машины ни разу не горели, никто не погиб, ни у одного члена команды не было серьезных травм. Если автомобиль и переворачивается, то мы отделываемся ушибами, максимум — сотрясением мозга. Утех водителей, кто ездит по городу непристегнутыми, шансов получить увечья больше.

- Можно ли назвать уличных гонщиков вашими единомышленниками?

- То, что они делают, — это не спорт, а скорее, увлечение, гонка за деньгами. Я однажды видел разорванную пополам машину на обочине — все, что осталось от уличного гонщика. Наворотить машину может любой, а что с ней потом делать, не знает. Ралли-рейд для нас не развлечение, к этому спорту надо прийти. В основном этим занимаются взрослые состоявшиеся люди, солидные бизнесмены.

- Значит ли это, что по Ростову вы не гоняете?

- Если и случается такое, то «с головой». Я четко пони- s маю степень риска и ответственности, именно это дает мне преимущество. Вовремя быть в нужном месте можно, не превышая скорости. Просто выбрать верный маршрут, траекторию движения и просчитать наперед действия других водителей. Хотя порой приходится и давить на газ. У меня лично есть один рекорд: из Азова до аэропорта я доехал за 23 минуты.

- Какая гонка запомнилась вам особенно?

- Ноябрьский ралли-рейд на Украине. Там как раз шумела «оранжевая революция», и мы еще сомневались насчет поездки из-за возможных проблем с пересечением границы. Но народ встречал нас на удивление тепло. Кажется, местным было без разницы, кто победит на выборах. На центральной площади в Чернигове бесплатно кормили и наливали, так что все были веселые, пьяные и с цветами. С собой звали. Кстати, когда мы впервые участвовали в украинских соревнованиях, нам в качестве почетного приза вручили шмат сала и гигантскую луковицу. На Кубке Украины очень хорошая дружеская атмосфера.

***

В зимних гонках нельзя без бутылки виски

- Как и в любом спорте, наверное, и у вас есть допинг?

- Да, некоторые пьют таблетки от укачивания! (Смеется). Любой допинг изменяет мироощущение, это отражается на реакции, нам же нужно максимальное ощущение реальности. Хотя бывают ситуации, когда своеобразный «допинг» необходим. В зимних гонках в машине помимо валенок, фуфайки и шапки обязательно должно быть «средство от обморожения» — бутылка виски. В случае поломки она очень выручает, пока не придет помощь.

- В какие приметы вы верите?

- Некоторые не фотографируются перед стартом, другие не бреются, третьи не носят «несчастливый» комбинезон. Точно знаю, что нельзя снимать старые номера до начала новой гонки и перед стартом говорить по мобильному телефону. Я его отключаю, но беру с собой. Однажды меня это сильно выручило. На моем «Паджеро» сломался бортовой компьютер, машина заглохла посреди леса. Я дозвонился командному механику, и он по мобильнику рассказывал, что делать. Вскрыли компьютер ножом, прикрутили к ножке какого-то чипа проволочку и порядок! Правда, потеряли мы на этом 24 минуты, и к финишу пришли пятыми.

- Насколько реальны рассказы об интригах среди гонщиков?

- Не без этого. На «Тихом

Доне» экипажу Михаила Бартника что-то подсыпали в бензобак. Во время гонки машина вдруг заглохла, а когда он стал разбираться, увидел вперемешку с бензином какое-то желе. Потерял полтора часа и шансы на победу. Обычно на соревнованиях все закрывают бензобаки на ключ и чутко стерегут. Если перевернешься на трассе, тоже не жди помощи. Те, кто идут на призовые места, со свистом проезжают мимо. Остановиться могут лишь те, кому уже нечего терять. Пару раз меня выручали, когда моя машина застревала в песке или снегу.

Юлия Банишевская.

***

Пилот напророчил полет |

На Кубке России в Подмосковье героем трагикомичного приключения стал экипаж Михаила Бартника. На местной трассе был крутой спуск длиной 50 метров с перепадом высот 10 метров. Зная об этом, Михаил посоветовал журналистам расположиться именно здесь: мол, отличные будут кадры обязательно кто-то перевернется. Так и вышло, только... с самим Бартником! Его «Нива-шевроле» перевернулась в воздухе пять раз. Пока 15 секунд летели Михаил еще успел сказать штурману: «И почему нам с тобой так не везет? » Правда, приземлились «благополучно, но кузов пришлось менять 1 целиком. А ведь знал же, где соломку стелить!

***

Невыдуманная история

Забавный случай произошел с экипажем Александра Олейникова в конце января в Бологом. Специально для первого этапа Кубка России подготовили экспериментальную машину: на УАЗик поставили мощный двигатель, хитро изменили ходовую. И точно - этот монстр обошел всех соперников, включая навороченные иномарки, но за очередным поворотом пришлось экстренно затормозить. Как на зло заглох двигатель отказал стартер, Вокруг лес, мороз минус десять, а до ближайшей деревни 20 километров. Через 15 минут машина обледенела, правда, нашлись добрые люди, дернули, и УАЗ покатил дальше. Но тут у него отваливается тросик на педали газа! Экипаж прикручивает его на место проволочкой, чудом снова обгоняет всех конкурентов, и когда до финиша остается 4 километра, в машине кончается бензин!

***

Ликбез

Раллирейд — это соревнование внедорожников (джипы, УАЗы, «Нивы»), нечто среднее между скоростным ралли и трофигонкой по бездорожью. Трасса состоит из скоростных участков, естественных препятствий и населенных пунктов. Маршрут описан в «легенде», которую экипажу выдают перед стартом.Задача штурмана — вовремя сообщить пилоту о препятствии. Победит тот, кто быстрее пройдет трассу. Экипажи делят на три класса: национальный — специально подготовленные серийные отечественные автомобили, Tl (production) — импортные серийные автомобили без значительных изменений в конструкции, Т2 (super production) — импортные автомобили с оригинальными наворотами. Соревнования проходят внутри класса и в абсолютном зачете.

Все машины оснащаются спортивными бензобаками (до 350 литров), каркасом безопасности, креслом-ковш для защиты спины, пятиточечными ремнями. Пилот и штурман одеты в комбинезон, перчатки и шлем. На: тренировках они должны отработать несколько необходимых элементов: правильный старт, скоростное руление, змейку, восьмерку, повороты разного угла, преодоление препятствий.

***

Цена вопроса

Прийти в ралли-рейд можно, если у вас есть время и деньги. В год бывает 6 -7 крупных соревнований, а выезд одного экипажа стоит 2,5 тысячи долларов. Кроме того после каждого рейда машину надо восстанавливать, без повреждений не выходит никто. Годовой бюджет трех экипажей «Р-Джаз» - 150 тысяч долларов. Отдачи этот спорт не приносит. Если в гонках «трофи» призовой фонд обычно 50 тысяч долларов, то победителям ралли-рейдов дают лишь кубки и в лучшем случае призы от спонсоров — бытовую технику.

***

фото: На своем «Паджеро» Александр Олейников прошел «оранжевую революцию» и происки конкурентов; Перед стартом гонщик Олейников не снимает старые номера и отключает мобильник