Злые духи "Дакара"
СПОРТ
"Биржа плюс авто" уже писала о том, что, готовясь к ралли-рейду "Телефоника-Дакар-2005", его организаторы постарались максимально усложнить трассу и проложить ее так, чтобы нивелировать преимущество экипажей-фаворитов и сделать финал гонки непредсказуемым. Об этом знали все участники, вышедшие на старт 31 декабря 2004 года. Но ни гонщики, ни сами организаторы не предвидели, какие испытания уготовили им злые духи африканских просторов.
Европейские этапы, самые простые на "Дакарах", носят скорее зрелищный, демонстрационный, нежели спортивный характер. Они очень похожи на современные ралли с их закрытыми, короткими и динамичными скоростными спецучастками. По прибытии в Африку формат гонки резко меняется. Здесь гонщиков ждут спецучастки в несколько сотен километров, сложная навигация, учитывая частичный запрет на использование GРS-навигаторов, ограничения скоростного режима и повторяющийся несколько раз режим закрытого парка, когда после выматывающего этапа ремонт и обслуживание техники запрещены.
Стремясь сделать борьбу за победу более напряженной и непредсказуемой, организаторы усложнили африканские участки трассы настолько, что проходить этапы "Дакара-2005" стало трудноразрешимой задачей даже для самых опытных гонщиков нашего времени. Но, по-видимому, ушедший високосный год успел внести свои коррективы и ввел в игру самого непредсказуемого игрока - Его Величество Случай.
Уже на 6-м этапе был открыт счет самым невероятным и трагическим событиям. Лидер гонки в классе легковых автомобилей - Колин МакРей - потерпел серьезную аварию и вместе со штурманом был доставлен в госпиталь. Разбил свой Touareg и Робби Гордон - дебютант марафона, известный по выступлениям в американской серии Nascar и побеждавший на первых этапах "Дакара-2005".
Это было только начало.Злые духи "Дакара", словно мифические драконы, оскалили клыки и пошли в атаку на тех, кто год от года доказывал свое превосходство над самыми сложными трассами этого ралли.
7-й этап от Зуерата до Тишита со спецучастком протяженностью 660 км был незнакомым для всех участников ралли. В этот день им предстояло преодолеть несколько равнин с кордонами дюн, пройти через Эль-Мраер - череду небольших эргов и сотню километров "верблюжьей травки", найти и миновать перевал-триал между двух скал Эль-Галауя. Другого пути из Зуерата в Тишит нет.
С этого этапа гонка приобрела абсолютно непредсказуемый характер, поскольку начавшаяся песчаная буря, просчеты организаторов и множество других факторов смешали весь пелетон, отбросив лидеров назад, а гонщикам второго эшелона предоставив шанс на временную, но реальную победу.
В песчаном аду потерпел аварию наш КамАЗ N 525, ведомый Ильгизаром Мардеевым. Штурман Сергей Запольский, получивший сильнейшее сотрясение мозга, и механик Владимир Голуб с предполагаемым переломом позвоночника доставлены в мавританский военный госпиталь. Без каких-либо подробностей врачи сообщили, что Сергею была сделана операция.
У остальных гонщиков ломались машины, кончалось топливо, они попадали в неожиданные ловушки и застревали там, где только что проходило множество других автомобилей. Больше половины экипажей попросту не смогли финишировать на этом этапе. А продолжавшаяся песчаная буря сделала очевидным факт, что еще один спецучасток в таких условиях в буквальном смысле "похоронит" гонку в мавританских песках. Чтобы хоть кто-то добрался до финиша "Дакара", организаторы отменили 8-й этап, заменив его обычным перегоном, а спецучастки последующих этапов значительно сократили.
Тем не менее злые духи "Дакара" не приняли этих жертв и не думали униматься.
10 января в госпитале скончался Хосе-Мануэль Перес - мотоциклист, потерпевший аварию на предыдущем этапе.
11 января, в 10.15, на 184-м километре этапа Атар - Киффа разбился известнейший мотогонщик, многократный призер и победитель этапов розыгрыша Кубка мира по ралли, а также двукратный победитель "Дакара" итальянец Фабрицио Меони. Врачи, прибывшие к месту аварии на санитарном вертолете уже через 15 минут, почти час боролись за его жизнь, но сделать ничего не смогли.
На 12-й этап мотоциклисты не вышли и миновали его на самолете.
Когда пишутся эти строки, до финиша ралли-рейда "Телефоника-Дакар-2005" остается еще три этапа. Какими они будут и кто станет победителем, теперь не знает никто.