ДАКАР БЕЗ ТРУПОВ НЕ БЫВАЕТ
Наконец-то завершился очередной трансконтинентальный супермарафон Барселона - Дакар. Нынешний ралли-рейд был настолько драматичным, что победу российских гонщиков из команды "КамАЗ-Мастер" во главе с пилотом Фирдаусом Кабировым в классе грузовиков можно без преувеличения считать чудом.
Кроме команды "КамАЗ-Мастер", Россию представлял экипаж Алексей Беркут - Антон Николаев на внедорожнике "Мицубиси". Хоть ребята и сошли с дистанции, но их выступление можно признать удачным. На своем последнем этапе они заняли 18-е место.
Проблем участникам невыносимого ралли добавили организаторы. На одном из самых сложных этапов Зуерат - Тишит из-за их просчетов большинство участников недотянули до финиша только потому, что не хватило топлива, а заправщики не сумели вовремя подъехать.
Перед шестым этапом "КамАЗ" Ильгизара Мардеева попал в аварию. Самого гонщика в кабине не было - тестировать систему контроля скорости грузовика поехали механик Владимир Голуб и Александр Запольских. На одном из поворотов они не справились с управлением, и машина перевернулась. В результате Владимир и Александр попали в больницу с серьезными травмами - у одного была пробита голова, а второй повредил позвоночник. К счастью, все обошлось и сейчас здоровью механиков ничто не угрожает. А вот другим повезло куда меньше...
Организаторы заранее заявили, что на этот раз поставят во главу угла безопасность спортсменов. Для этого, к примеру, в классе грузовиков был введен скоростной лимит - 150 км/час на трассе и 50 км/час в населенных пунктах. Контроль за тем, как гонщики придерживаются этого ограничения, велся с помощью спутниковой навигации. Но, несмотря на эти и другие меры предосторожности, недобрые пески Черного континента и на этот раз унесли жизни людей. Испанский мотогонщик Хосе Мануэль Перес угодил в тяжелейшую аварию. В Дакаре ему сделали многочасовую операцию, вырезали селезенку и одну почку, после чего переправили на родину, где он и скончался.
На следующий день погиб один из сильнейших в мире гонщиков-мотоциклистов итальянец Фабрицио Меони. По сообщению организаторов ралли, причиной смерти стало падение с мотоцикла на скорости 184 км/ч. Два бельгийских мотоциклиста из группы техподдержки и пятилетняя девочка, выбежавшая поприветствовать гонщика, погибли под колесами гоночных грузовиков.
Слава богу, что не велись боевые действия в зонах, через которые проложена трасса. Правда, в Мали и Западной Сахаре дорогу приходилось разминировать и выстраивать все машины в одну большую и медленно движущуюся колонну. И не раз случалось, что пилоты, не сумев удержать машину на узкой, свободной от мин полосе, вылетали за ограждения и подрывались.
Участников суперралли много, неудивительно поэтому, что завязывается жесткая борьба. Никто не уступит ни секунды сопернику. Но стоит кому-то столкнуться с какой-либо проблемой на трассе (поломка или угодил в труднопроходимое место, не говоря уже о перевороте), никто не проедет мимо, не предложив помощи. Порой экипаж, которому требуется помощь, отказывается от нее и пытается справиться сам, так как понимает, что потраченные соперником минуты не вернуть и они могут стоить нескольких позиций в итоговом протоколе. Вот как Алексей Беркут объяснил желание взрослых людей в новогодние праздники вместо салата оливье жевать песок и страдать от усталости и жажды: "Дакар - это тот же Эверест. И я хочу его покорить. Думаю, это потребность в осознании каких-то собственных возможностей, которые не открыть в себе в повседневной жизни".
Условия здесь действительно невыносимые. Зима в Сахаре - понятие относительное. Температура днем поднимается до 45 градусов. А вот ночью на севере африканского континента бывают и заморозки. К тому же в оазисах свирепствует мошкара. Плюс песок, который живет своей жизнью. Он постоянно меняется в зависимости от времени суток и состояния атмосферы. Утром дюны насыщены влагой и покрыты коркой, по которой можно ехать. К полудню корка подсыхает, а ближе к вечеру превращается в пудру. Высоченные, с 22-этажный дом, дюны постоянно движутся, и поэтому из машины нельзя выходить: если песочная гора накроет человека - пиши пропало. Но только такие условия и позволяют участникам гонки заявлять: "Это мужские игры с чистым адреналином, за которым мы сюда и приехали... "